Когда в недавнем разговоре его спросили о том, как ему удалось найти баланс между занятием искусством и заработком на жизнь, 90-летний фотограф-ветеран Сингапура Чуа Су Бин ответил, что ему все равно.
Потому что, если бы он слишком много думал об этом, его творческая карьера была освещена в выступлении, а также на главном мероприятии «Су Бин: жизнь искусства, искусство жизни», выставке, которая сейчас проходит в галерее Chapel, Objectifs с 14 января по 26 марта отпраздновать свое 90-летие было бы невозможно. Памятная книга с таким же названием, документирующая его замечательное путешествие, также была выпущена на открытии выставки в прошлом месяце.
Еще в 1970-х и 1980-х годах Чуа Су Бин пользовался большим успехом как коммерческий фотограф, известный своими выдающимися рекламными работами, отмеченными наградами. Однажды, находясь в командировке в Китае, он заметил нехватку хороших изображений ведущих художников, чьи имена были хорошо знакомы даже многим за пределами Китая.
Он намеревался опубликовать книгу с участием 14 ведущих китайских художников тушью в возрасте 80 лет и старше, которые все еще были живы и работали в материковом Китае, Тайване, Гонконге, Сингапуре и США в 1984 году.
Улавливая дух времени
Чтобы найти более прочный смысл в своей карьере, он обратил свое внимание на фотографирование культовых китайских мастеров после того, как принял решение приступить к амбициозному проекту, который теперь определил его как значимого фотохудожника в регионе. Он намеревался опубликовать книгу с участием 14 ведущих китайских художников тушью в возрасте 80 лет и старше, которые все еще были живы и работали в материковом Китае, Тайване, Гонконге, Сингапуре и США в 1984 году.
В последующие годы Су Бин полностью посвятил себя проекту, совершив девять поездок в Китай, четыре в Гонконг, дважды в Тайвань и несколько раз в США и Европу, все за свой счет, фотографируя, а также организовывая различные детали для книга.
Кульминацией любовного труда Су Бин стал огромный 300-страничный иллюстрированный фолиант на китайском языке. Лючжэнь: портреты мастерства – начало которой было положено выставкой в Художественной галерее Национального музея в 1989 году, организованной тогдашним министром торговли и промышленности BG Ли Сянь Луном.
Критический успех книги и выставки, которые Су Бин полностью финансировал сам, более чем компенсировал отсутствие финансовой выгоды. Изображения и книга вызвали такой большой интерес в регионе, что они попали в различные города Китая и Тайваня.
Вскоре Су Бин с этой коллекцией изображений стал знаменитой легендой не только в истории сингапурского искусства, но и на художественной сцене Китая, где изображения активно гастролировали. Книга Портреты совершенства был вовремя распродан и вышел из печати, а спрос на него неуклонно рос.
С переизданием книга значительно сместила акцент с мастеров туши на фотографа, создавшего портреты.
Создание легенд
Это побудило Су Бин решить переиздать книгу двумя отдельными изданиями на китайском и английском языках в 2006 году. После переиздания акцент книги значительно сместился с мастеров туши на фотографа, создавшего портреты.
Что еще более важно, оно впервые появилось на английском языке как отдельное издание под новым названием. Легенды: портреты китайских мастеров туши Су Бина. Слово «легенды» было выбрано потому, что оно ближе всего к оригинальному китайскому названию. Лючжэнь (留真), предполагая, что, хотя художники стали легендами, фотограф и его изображения стали легендами.
Я сотрудничал с Су Бином в качестве редактора этого нового набора книг, особенно над всеми текстами и подписями в англоязычном издании. С тех пор проект «Легенды», казалось, перешел в новую фазу: новый раунд туров начался с его выставки в рамках Сингапурского сезона в Шанхае в 2007 году. Затем он отправился в Художественный музей Чжэцзян в Ханчжоу в 2011 году, через год после в музее впервые был представлен американский фотограф Ансель Адам.
В последнее время Легенды выставлялся в Long Museum в Шанхае и в Национальной галерее Сингапура соответственно в 2019 году.
Со всем, что происходит вокруг Легенды, слишком легко забыть, что Су Бин в то же время сделал столько же, если не больше, для большого количества других артистов в Сингапуре, а также в Китае. Например, он взял на себя задачу сфотографировать 60 художников для книги под названием Сингапурские художники говорят в 1990 году.
Его блестящие изображения художников, к сожалению, должны были играть лишь вторую скрипку, потому что книга, опубликованная художником Томасом Йео, вместо этого была больше сосредоточена на их работах. По какой-то причине эти изображения так и не попали ни на одну крупную выставку, как предполагал Су Бин до недавнего времени.
Тем временем Су Бин продолжал фотографировать многих сингапурских художников, не упомянутых в книге, таких как Ву Цай Йен, Ли Вен и Чнг Сок Тин. После того, как он открыл свою галерею SooBin Art Int’l в 1990 году, он хорошо использовал свои фотографические навыки, делая фотографии художников для каталогов своих выставок. Среди них были китайские художники, такие как У Гуаньчжун, Сюн Пин-мин, Чжоу Сиконг, Чжоу Чуня и Мао Тунцян.
Вклад в искусство портрета
Каково значение работы Су Бина как сингапурского фотографа?
Однажды я попытался подчеркнуть его важность перед весьма влиятельным гостем из Сингапура на открытии Легенды выставка в Китае, заявив, что должна быть сингапурская версия книги и выставки. Я был совершенно удивлен его ответом: «Но для этого не будет рынка!»
Хотелось бы, чтобы у нас было больше таких фотографов, как он.
Несмотря на его художественную и историческую ценность, общепринятая прагматическая точка зрения состоит в том, что такое предприятие было бы целесообразным только в том случае, если бы оно было финансово прибыльным. Но я был разочарован тем, что кто-то, чье мнение могло повлиять на то, как могут развиваться события в Сингапуре, на самом деле не увидел смысла в работе Су Бин. Я надеялся, что он был настолько вдохновлен этим предложением, что с готовностью поддержал бы такое начинание и, что еще лучше, предложил бы помощь в его осуществлении.
Может быть, это правда, что фотографы не считают занятие своим искусством коммерчески выгодным в Сингапуре. Вот почему, кроме Су Бин, вряд ли можно вспомнить какого-либо другого фотографа, который делал портреты известных среди нас художников для выставки или книги. Хотелось бы, чтобы у нас было больше таких фотографов, как он. Также хотелось бы, чтобы Су Бин мог расширить свой диапазон за пределы визуальных художников, включив в него писателей, танцоров, актеров и музыкантов, как это сделали многие всемирно известные фотографы.
В этой связи упомяну лишь двух из тех, кто создавал портреты великих художников своего времени: француза Анри Картье-Брессона (1908-2004) за его памятные образы таких светил, как Самюэль Беккет, Анри Матисс, Альбер Камю, Жан-Поль. Сартр и Альберто Джакометти; Канадец Юсуф Карш (1908-2002) за его незабываемые фотографии Джорджа Бернарда Шоу, Эрнеста Хемингуэя, Леонарда Бернштейна, Пабло Казальса, Марты Грэм, Джорджии О’Киф и Пабло Пикассо.
Разве такие неизгладимые культовые образы не заставят нас чувствовать себя обнищавшими по сравнению с ними? Возможно, наши художественные учреждения, такие как Национальный совет по делам искусств или Национальная галерея Сингапура, могли бы взять на себя инициативу и инициировать для нас такие стоящие фотопроекты.
Поскольку наши фотографы так или иначе занимаются портретной съемкой в своей практике, им, вероятно, следует взять пример с Су Бина и продемонстрировать свое чутье, создавая изображения не только художников, но и творческих личностей из других областей, таких как театр, танцы, литература и музыка.