Значение работы сингапурского фотографа Чуа Су Бина

Значение работы сингапурского фотографа Чуа Су Бина

Обложка книги о выставке «Су Бин: жизнь искусства, искусство жизни». (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Когда в недавнем разговоре его спросили о том, как ему удалось найти баланс между занятием искусством и заработком на жизнь, 90-летний фотограф-ветеран Сингапура Чуа Су Бин ответил, что ему все равно.

Потому что, если бы он слишком много думал об этом, его творческая карьера была освещена в выступлении, а также на главном мероприятии «Су Бин: жизнь искусства, искусство жизни», выставке, которая сейчас проходит в галерее Chapel, Objectifs с 14 января по 26 марта отпраздновать свое 90-летие было бы невозможно. Памятная книга с таким же названием, документирующая его замечательное путешествие, также была выпущена на открытии выставки в прошлом месяце.

(Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)
Обложка книги о выставке «Су Бин: жизнь искусства, искусство жизни». (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Еще в 1970-х и 1980-х годах Чуа Су Бин пользовался большим успехом как коммерческий фотограф, известный своими выдающимися рекламными работами, отмеченными наградами. Однажды, находясь в командировке в Китае, он заметил нехватку хороших изображений ведущих художников, чьи имена были хорошо знакомы даже многим за пределами Китая.

Он намеревался опубликовать книгу с участием 14 ведущих китайских художников тушью в возрасте 80 лет и старше, которые все еще были живы и работали в материковом Китае, Тайване, Гонконге, Сингапуре и США в 1984 году.

Улавливая дух времени

Чтобы найти более прочный смысл в своей карьере, он обратил свое внимание на фотографирование культовых китайских мастеров после того, как принял решение приступить к амбициозному проекту, который теперь определил его как значимого фотохудожника в регионе. Он намеревался опубликовать книгу с участием 14 ведущих китайских художников тушью в возрасте 80 лет и старше, которые все еще были живы и работали в материковом Китае, Тайване, Гонконге, Сингапуре и США в 1984 году.

В последующие годы Су Бин полностью посвятил себя проекту, совершив девять поездок в Китай, четыре в Гонконг, дважды в Тайвань и несколько раз в США и Европу, все за свой счет, фотографируя, а также организовывая различные детали для книга.

Портрет Чуа Су Бина художника Чен Вэнь Си.  (Фото: Чуа Су Бин)
Портрет Чуа Су Бина художника Чен Вэнь Си. (Фото: Чуа Су Бин)

Кульминацией любовного труда Су Бин стал огромный 300-страничный иллюстрированный фолиант на китайском языке. Лючжэнь: портреты мастерства – начало которой было положено выставкой в ​​Художественной галерее Национального музея в 1989 году, организованной тогдашним министром торговли и промышленности BG Ли Сянь Луном.

Критический успех книги и выставки, которые Су Бин полностью финансировал сам, более чем компенсировал отсутствие финансовой выгоды. Изображения и книга вызвали такой большой интерес в регионе, что они попали в различные города Китая и Тайваня.

Вскоре Су Бин с этой коллекцией изображений стал знаменитой легендой не только в истории сингапурского искусства, но и на художественной сцене Китая, где изображения активно гастролировали. Книга Портреты совершенства был вовремя распродан и вышел из печати, а спрос на него неуклонно рос.

С переизданием книга значительно сместила акцент с мастеров туши на фотографа, создавшего портреты.

Создание легенд

Это побудило Су Бин решить переиздать книгу двумя отдельными изданиями на китайском и английском языках в 2006 году. После переиздания акцент книги значительно сместился с мастеров туши на фотографа, создавшего портреты.

Что еще более важно, оно впервые появилось на английском языке как отдельное издание под новым названием. Легенды: портреты китайских мастеров туши Су Бина. Слово «легенды» было выбрано потому, что оно ближе всего к оригинальному китайскому названию. Лючжэнь (留真), предполагая, что, хотя художники стали легендами, фотограф и его изображения стали легендами.

Портрет Чуа Су Бина художника Чжу Цичжана в Legends.  (СПХ Медиа)
Портрет Чуа Су Бина художника Чжу Цичжана в Легенды. (Фото: Чоу Янь Пин)
Портрет художника Лу Яньшао, сделанный Чуа Су Бином в Legends.  (СПХ Медиа)
Портрет художника Лу Яньшао, сделанный Чуа Су Бином. Легенды. (Фото: Чоу Янь Пин)

Я сотрудничал с Су Бином в качестве редактора этого нового набора книг, особенно над всеми текстами и подписями в англоязычном издании. С тех пор проект «Легенды», казалось, перешел в новую фазу: новый раунд туров начался с его выставки в рамках Сингапурского сезона в Шанхае в 2007 году. Затем он отправился в Художественный музей Чжэцзян в Ханчжоу в 2011 году, через год после в музее впервые был представлен американский фотограф Ансель Адам.

В последнее время Легенды выставлялся в Long Museum в Шанхае и в Национальной галерее Сингапура соответственно в 2019 году.

Со всем, что происходит вокруг Легенды, слишком легко забыть, что Су Бин в то же время сделал столько же, если не больше, для большого количества других артистов в Сингапуре, а также в Китае. Например, он взял на себя задачу сфотографировать 60 художников для книги под названием Сингапурские художники говорят в 1990 году.

Портрет художника Тео Энг Сенга, сделанный Чуа Су Бином в книге «Сингапурские художники говорят».  (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)
Портрет Чуа Су Бина художника Тео Энг Сенга в книге Сингапурские художники говорят. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Его блестящие изображения художников, к сожалению, должны были играть лишь вторую скрипку, потому что книга, опубликованная художником Томасом Йео, вместо этого была больше сосредоточена на их работах. По какой-то причине эти изображения так и не попали ни на одну крупную выставку, как предполагал Су Бин до недавнего времени.

Тем временем Су Бин продолжал фотографировать многих сингапурских художников, не упомянутых в книге, таких как Ву Цай Йен, Ли Вен и Чнг Сок Тин. После того, как он открыл свою галерею SooBin Art Int’l в 1990 году, он хорошо использовал свои фотографические навыки, делая фотографии художников для каталогов своих выставок. Среди них были китайские художники, такие как У Гуаньчжун, Сюн Пин-мин, Чжоу Сиконг, Чжоу Чуня и Мао Тунцян.

Портрет сингапурского художника Чнг Сок Тина, сделанный Чуа Су Бином.  (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)
Портрет сингапурского художника Чнг Сок Тина, сделанный Чуа Су Бином. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)
Портрет современного китайского художника Чжоу Чуня, сделанный Чуа Су Бином.
Портрет Чуа Су Бина современного китайского художника Чжоу Чунья. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Вклад в искусство портрета

Каково значение работы Су Бина как сингапурского фотографа?

Однажды я попытался подчеркнуть его важность перед весьма влиятельным гостем из Сингапура на открытии Легенды выставка в Китае, заявив, что должна быть сингапурская версия книги и выставки. Я был совершенно удивлен его ответом: «Но для этого не будет рынка!»

Хотелось бы, чтобы у нас было больше таких фотографов, как он.

Портрет художницы Ли Вен, сделанный Чуа Су Бином.  (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)
Портрет художницы Ли Вен, сделанный Чуа Су Бином. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Несмотря на его художественную и историческую ценность, общепринятая прагматическая точка зрения состоит в том, что такое предприятие было бы целесообразным только в том случае, если бы оно было финансово прибыльным. Но я был разочарован тем, что кто-то, чье мнение могло повлиять на то, как могут развиваться события в Сингапуре, на самом деле не увидел смысла в работе Су Бин. Я надеялся, что он был настолько вдохновлен этим предложением, что с готовностью поддержал бы такое начинание и, что еще лучше, предложил бы помощь в его осуществлении.

Может быть, это правда, что фотографы не считают занятие своим искусством коммерчески выгодным в Сингапуре. Вот почему, кроме Су Бин, вряд ли можно вспомнить какого-либо другого фотографа, который делал портреты известных среди нас художников для выставки или книги. Хотелось бы, чтобы у нас было больше таких фотографов, как он. Также хотелось бы, чтобы Су Бин мог расширить свой диапазон за пределы визуальных художников, включив в него писателей, танцоров, актеров и музыкантов, как это сделали многие всемирно известные фотографы.

Портрет пальчикового художника У Цай Йена
Чуа Су Бин написал портрет художника-пальчика Ву Цай Йена. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

В этой связи упомяну лишь двух из тех, кто создавал портреты великих художников своего времени: француза Анри Картье-Брессона (1908-2004) за его памятные образы таких светил, как Самюэль Беккет, Анри Матисс, Альбер Камю, Жан-Поль. Сартр и Альберто Джакометти; Канадец Юсуф Карш (1908-2002) за его незабываемые фотографии Джорджа Бернарда Шоу, Эрнеста Хемингуэя, Леонарда Бернштейна, Пабло Казальса, Марты Грэм, Джорджии О’Киф и Пабло Пикассо.

Разве такие неизгладимые культовые образы не заставят нас чувствовать себя обнищавшими по сравнению с ними? Возможно, наши художественные учреждения, такие как Национальный совет по делам искусств или Национальная галерея Сингапура, могли бы взять на себя инициативу и инициировать для нас такие стоящие фотопроекты.

Портрет Чуа Су Бина работы Тео Хан Вуэ
Портрет Чуа Су Бин работы Тео Хан Уэ. (Фото предоставлено Тео Хан Вуэ)

Поскольку наши фотографы так или иначе занимаются портретной съемкой в ​​своей практике, им, вероятно, следует взять пример с Су Бина и продемонстрировать свое чутье, создавая изображения не только художников, но и творческих личностей из других областей, таких как театр, танцы, литература и музыка.

Читайте также