Япония опасается смены политических предпочтений китайского руководства

Япония опасается смены политических предпочтений китайского руководства

Премьер-министр Японии Фумио Кисида на пресс-конференции в Токио 16 декабря 2022 года. (Дэвид Марей/AFP)

Международный порядок столкнулся с серьезными вызовами. Глобализация и углубление взаимозависимости сами по себе не гарантируют мира и процветания для международного сообщества. Таким образом, Япония сталкивается с жесткой и сложной средой безопасности. Вокруг Японии нарастает давление с целью в одностороннем порядке изменить статус-кво силой. Само собой разумеется, что самым большим вызовом для безопасности Японии является Китай, который увеличил свою национальную мощь за счет экономических успехов.

Нынешняя внешняя позиция Китая, военная деятельность и другие действия стали предметом серьезной озабоченности Японии.

В декабре 2022 года Япония впервые за почти десятилетие сформулировала новую Стратегию национальной безопасности (СНБ). Новый NSS содержит пересмотренную ссылку на Китай.

В старой СНБ, принятой решением Кабинета министров в декабре 2013 года, положительно оценивается Китай в следующей строке: «От Китая ожидается, что он разделит и будет соблюдать международные нормы, а также будет играть более активную и совместную роль в решении региональных и глобальных проблем». В нем также говорится, что внешняя позиция Китая и его военная деятельность «вызывают озабоченность у международного сообщества и Японии».

Япония выбрала стратегию по отношению к Китаю, которая направлена ​​на поддержание международного порядка, необходимого для ее собственного мира и процветания, исходя из предпосылки подавляющей неполноценности по отношению к Китаю.

В новой СНБ внешняя позиция и военная деятельность Китая представлены как «серьезная озабоченность» Японии и международного сообщества; Китай считается «беспрецедентным и величайшим стратегическим вызовом» в обеспечении мира и стабильности Японии и международного сообщества, а также в укреплении международного порядка.

Почему это изменение языка в отношении Китая в новой СНБ? Некоторые считают, что изменение баланса сил между Японией и Китаем вызвало беспокойство по поводу Китая в японском обществе. Однако, даже если Япония станет больше беспокоиться о Китае и увеличит расходы на оборону, очевидно, что баланс сил между Японией и Китаем не улучшится. Скорее, новую НСС следует рассматривать как «совершение нового выбора». Япония выбрала стратегию по отношению к Китаю, которая направлена ​​на поддержание международного порядка, необходимого для ее собственного мира и процветания, исходя из предпосылки подавляющей неполноценности по отношению к Китаю.

оборона Японии
Члены 1-й воздушно-десантной бригады Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF) принимают участие в новогодних совместных военных учениях Японии, США, Великобритании и Австралии на полигоне Нарасино в Фунабаси, к востоку от Токио, Япония, 8 января 2023 года. (Иссей Като/Reuters)

Изменение политических предпочтений китайского руководства

Беспокойство Японии по поводу Китая возникает не только в сфере военной безопасности. Нынешнее руководство Коммунистической партии Китая (КПК) имеет политические предпочтения, которые сильно отличаются от политических предпочтений сменявших друг друга лидеров с 1990-х годов.

В основе этого взгляда на безопасность лежит политическая безопасность (政治安全 Чжэнчжи Аньцюань), что означает защиту однопартийной системы.

Нынешнее руководство проявляет большой интерес к защите национальной безопасности. В январе 2014 года руководство решило создать Комиссию национальной безопасности КПК, а в апреле того же года она предложила уникальный взгляд на безопасность с целостным подходом к национальной безопасности (总体国家安全观). цзунти гоцзя аньцюань гуань). В основе этого взгляда на безопасность лежит политическая безопасность (政治安全 Чжэнчжи Аньцюань), что означает защиту однопартийной системы.

Этот вид на сектыРеальность определяется тем, что политической безопасности придается более высокий приоритет, чем внутренней безопасности (国土安全 гуоту анькуан), что означает защиту территории и суверенитета, а также военную безопасность (军事安全 Джунши Анкуан), что связано с предотвращением внешней агрессии. В Китае гонконгская «одна страна, две системы» рассматривается как явная точка уязвимости с точки зрения политической безопасности. Таким образом, политика Пекина в отношении Гонконга с 2014 года была сосредоточена на защите и продвижении политической безопасности, и международное сообщество пришло к пониманию реальности этого целостного подхода к национальной безопасности из того, что там произошло.

Доклад председателя Си Цзиньпина на 20-м Всекитайском конгрессе КПК в октябре 2022 года характеризовался использованием таких терминов, как «национальная безопасность» и «целостный подход к национальной безопасности». В отчете также была глава о взаимосвязи между национальной безопасностью и социальной стабильностью, в которой говорится: «Национальная безопасность является основой национального возрождения, а социальная стабильность является необходимым условием для построения сильного и процветающего Китая. Мы должны решительно придерживаться целостного подхода к национальной безопасности и содействовать национальной безопасности во всех областях и этапах работы партии и страны, чтобы обеспечить национальную безопасность и социальную стабильность».

Нынешнее руководство, как и его предшественники, признает важность экономического развития. Однако в этом выступлении мы видим и политические предпочтения нынешнего руководства, отклоняющиеся от общепринятой линии «развитие — абсолютный принцип» (发展才是硬道理). Фачжань Цай Ши Индаоли).

20-й конгресс
Президент Китая Си Цзиньпин машет рукой, прибыв на церемонию открытия 20-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая в Доме народных собраний в Пекине, Китай, 16 октября 2022 г. (Thomas Peter/Reuters)

Кадровые перестановки 20-го Национального конгресса дают намеки на политические предпочтения нынешнего руководства; лидеры стремятся изменить распределение и действие власти внутри руководства, переходя от коллективного к индивидуальному лидерству. Это изменение началось еще до 19-го Национального конгресса.

В январе 2015 года на заседании Постоянного комитета Политбюро (ПКК) КПК члены ПКК отчитались о своей деятельности перед генеральным секретарем ЦК КПК. Впоследствии эти отчеты предоставлялись каждый январь. В октябре 2017 года Политбюро установило порядок предоставления таких отчетов. Внутри Политбюро была создана иерархия: генеральный секретарь выслушивал деловые отчеты, а члены PSC сообщали о делах, находящихся в их юрисдикции.

В этих обстоятельствах у Китая, с которым сейчас столкнулась Япония, есть руководство с политическими предпочтениями, которые сильно отличаются от прежних.

С 1990-х годов сменявшие друг друга лидеры передавали и поддерживали систему коллективного руководства, которая состоит из нескольких систем: (1) система принятия решений, которая делает упор на достижение консенсуса; (2) система разделения бизнеса по отдельным юрисдикциям; и (3) система преемственности власти, такая как установление пенсионного возраста и сроков полномочий. Коллективное руководство — это система, которая была совместно согласована китайской политической элитой в течение последних 30 лет, чтобы избежать концентрации власти в руках отдельных лиц, контролировать власть и добиться стабильной передачи власти, тем самым предотвращая повторение политических беспорядков. эпохи Мао Цзэдуна. Нынешнее руководство отклонилось от этого соглашения.

После нормализации дипломатических отношений в 1972 году Япония установила стабильные отношения с Китаем. В основе лежала стратегия построения мира и процветания посредством глобализации и углубления взаимозависимости. Типичным примером этого является официальная помощь в целях развития (ОПР), которую японское правительство предоставило Китаю после 1979 года. Эта помощь также прекратилась в марте 2022 года. до. Это вызов для Японии. Как мы должны понимать Китай? Японскому обществу необходимо повысить свою грамотность в отношении Китая.

Читайте также