(Журналисты Caixin Ан Лимин и Бонни Цао)
После многих лет дебатов и испытаний различных технологических путей к автономному вождению китайские производители умных автомобилей постепенно перешли к методам, проверенным Tesla Inc., и готовятся к гонке с гигантом отрасли.
По словам генерального директора Li Auto Ли Сяна, к 2024 году производительность китайских автономных смарт-автомобилей будет соответствовать показателям Tesla в конце 2022 и начале 2023 года.
Общество автомобильных инженеров (SAE) определяет шесть уровней автоматизации вождения: от 0 для полностью ручного управления до 5 для полностью автономного управления. В настоящее время мировые автопроизводители стремятся достичь уровня 4, который позволяет транспортным средствам работать без вмешательства человека в большинстве случаев.
Коммерческие перспективы автономных транспортных средств многообещающие, но путь к ним тернист, поскольку автопроизводители все еще находятся в поиске эффективных и доступных технологических решений.
«Для многих клиентов функции вспомогательного вождения могут быть не такими привлекательными, как кожаные сиденья», — сказал Ай Руи, вице-президент Haomo.AI Technology, пекинского стартапа автономного вождения, имея в виду текущие ограничения технологии.
Следующим шагом на пути к полной автономии станет возможность автоматизированного вождения по городским улицам в присутствии водителя…
По словам отраслевых аналитиков, следующим шагом на пути к полной автономии будет включение автоматизированного вождения по городским улицам в присутствии водителя, что может стать поворотным моментом для потребителей, чтобы они непосредственно поняли автономные технологии.
По словам Ли в марте, вождение по городским улицам с городской системой помощи создаст совершенно новые впечатления для потребителей.
Tesla является пионером в области автономного вождения с режимом «Автопилот». Он начался в 2020 году с разработки системы уровня 2, которая работает на городских улицах. Tesla заявила, что около 400 000 владельцев автомобилей в США и Канаде имели доступ к тестовым версиям системы по состоянию на конец 2022 года.
Китайские компании сделали ставку на лидарные технологии и высокоточные карты для обнаружения и прогнозирования дорожных условий…
В большинстве автономных систем вождения используется полный набор датчиков, включая камеры, лидары — лазерные датчики — и радары. Китайские компании сделали ставку на лидарные технологии и высокоточные карты для обнаружения и прогнозирования дорожных условий. В 2020 году XPeng заявила, что внедрит лидарную технологию в свои автономные транспортные средства, а позже приобрела высокоточное картографическое оборудование.
Напротив, Тесла придерживается подхода, основанного только на зрении, основанного на камерах и обработке нейронной сети. Он достиг положительных результатов, в то время как другие компании изо всех сил пытались продемонстрировать ценность своих возможностей вспомогательного вождения. Лидар и высокоточные карты требуют больших инвестиций, что затрудняет их разработку в условиях замедления рынка.
С 2023 года автопроизводители вступили в ожесточенную ценовую войну, поскольку предложение превысило спрос. После того, как Tesla снизила цены в начале этого года, большинство автономных транспортных компаний быстро последовали их примеру.
Без карты
XPeng заявила, что развернет свои автомобильные системы помощи водителю для городских дорог без карт высокой четкости по всему Китаю во второй половине 2023 года. Li Auto заявила на Шанхайской международной выставке автомобильной промышленности на прошлой неделе, что ее последняя модель автономного вождения сможет работать. без высокоточных карт. Huawei Technologies Co. Ltd. и Horizon Robotics, китайский производитель микросхем и партнер Volkswagen AG, в прошлом месяце дали понять, что выпустят аналогичные продукты.
Разработка высокоточных карт требует больших затрат времени и денег. Они требуют сканирования и картографирования специализированными транспортными средствами, оснащенными различными датчиками, сказал Caixin техник из стартапа автономных автомобилей. Средняя стоимость составляет 1000 юаней (144,37 долларов США) за километр, и карты нуждаются в постоянном обслуживании, чтобы не отставать от фактических изменений дорожных условий.
«Мы потратили так много времени и даже не закончили наносить на карту все небольшие улицы в Шанхае», — сказал Ричард Ю, глава потребительского и автомобильного подразделения Huawei. Он заметил, что было бы запретительно делать общенациональные карты.
Правовые и нормативные требования также препятствуют разработке высокоточных карт, поскольку картографированием могут заниматься только квалифицированные компании. По словам председателя XPeng Хэ Сяопина, получение разрешения регулирующих органов для каждого обновления в связи с изменениями дорог часто бывает длительным и сложным.
Все большее число компаний переходят на подход Tesla, основанный на камерах, для идентификации и различения объектов. Собранные данные также можно использовать для обучения моделированию, чтобы проверить возможности реагирования системы в сценариях редких аварий. По словам Ай из Haomo, это снизит стоимость обучения до 1% от нынешней, если компании смогут моделировать такие сценарии.
Чистое видение
Виды лидара разделены. Высококачественные модели автомобилей Li Auto оснащены лидарными датчиками от Hesai Group, в то время как Nio Inc. использует устройства, произведенные Innovusion Holdings Ltd. из Сучжоу.
Автомобильные компании используют лидар в качестве точки продажи, точно так же, как новые сотовые телефоны и компьютеры подчеркивают производительность процессора и камеры, сказал менеджер по продукции автомобильной компании. Согласно опросам рынка, потребители считают автомобили с лидарными датчиками «очень высокотехнологичными».
Лидарные датчики одновременно приветствуются и ненавидятся в отрасли. Для работы им не требуется дневной свет, в отличие от камер. Лидар может рассчитывать точные расстояния до множества объектов, которые обнаруживаются одновременно. Но его высокая стоимость отпугивает многие компании. В автомобиле цена одного лидарного датчика почти равна сумме всех других вместе взятых датчиков, сказал Чжан Личен, глава отдела лидарного стартапа Tanway Technology.
Производители лидаров резко снизили цены, чтобы получить больше заказов. Китайский производитель лидаров Hesai снизил цену на свои устройства примерно с 17 400 долларов в 2019 году до 3100 долларов в 2022 году.
Валовая прибыль компании упала до 30% в четвертом квартале с 44% в первые три квартала прошлого года. В 2022 году компания сообщила о чистом убытке в размере 300,8 млн юаней.
С улучшением подхода Теслы к чистому зрению все больше аналитиков пессимистично оценивают перспективы лидара. Один отраслевой профессионал сказал, что, по его мнению, следующим шагом в развитии отрасли будет отказ от лидара и переход к чисто визуальному подходу.
Чтобы соответствовать подходу Теслы к чистому видению, требуется больше, чем высокоточные карты и лидар, что не является коротким путем и является более сложным.
Некоторые все еще видят будущее для лидара. Когда дело доходит до автономного вождения 4-го уровня, требования к резервированию системы безопасности выше, и лидар может быть незаменим. Однако на этапе автоматизированного вождения высокая стоимость лидара вполне может стать препятствием, сказал Ай из Haomo.
Ву Синьчжоу, вице-президент XPeng, отвечающий за автономное вождение, заявил в марте, что сценарии городского движения сложны, а лидар служит базовой системой безопасности. По словам Ву, по мере улучшения визуальных возможностей компании и отрасль изучают, будет ли лидар по-прежнему играть роль в будущем в автоматизированном вождении или автономном вождении высокого уровня.
Вычислительная мощность
Чтобы соответствовать подходу Теслы к чистому видению, требуется больше, чем высокоточные карты и лидар, что не является коротким путем и является более сложным. Это означает, что системе приходится обрабатывать большое количество видеоданных как на транспортном средстве, так и в облаке.
Tesla использует собственные чипы и не использует лидар, что снижает стоимость автономных транспортных средств. Компания продала более 4 миллионов автомобилей, из-за чего конкурентам сложно сравниться с огромным объемом данных, которые она накопила.
Tesla также пытается автоматизировать большую часть маркировки, а это означает, что собранные изображения помечаются такой информацией, как транспортные средства, полосы движения, дорожные знаки и другие категории. По словам Ву из XPeng, для ручной пометки от 500 000 до 1 миллиона видеоклипов потребуется 2 000 человек, работающих в течение года.
Китайские компании осознали важность вычислительной мощности автомобилей. 21 марта корпорация Nvidia заявила, что крупнейший производитель электромобилей в Китае, BYD Co. Ltd., будет оснащать свои модели Dynasty и Ocean следующего поколения системой-на-чипе Nvidia Drive Orin американского производителя микросхем, которая может питать кабины с искусственным интеллектом и автоматизированные функции вождения.
Среди других китайских автопроизводителей Nio установила четыре чипа Drive Orin, способных выполнять более 1000 триллионов операций в секунду (TOPS) вычислительной мощности в некоторых своих моделях высокого класса, в то время как Li Auto и XPeng используют два таких чипа с 500 TOPS.
… реальный пользовательский опыт не соответствует требованиям из-за плохого функционирования системы помощи водителю, говорят эксперты.
Эксперты говорят, что ожидания потребителей были повышены за счет дорогого оборудования и причудливой вычислительной мощности, но фактический пользовательский опыт не оправдывает себя из-за плохого функционирования системы помощи водителю. Опрос McKinsey 2023 года показал, что потребителей электромобилей больше всего беспокоит запас хода батареи и время зарядки, за которыми следуют ходовые качества, эксплуатационные расходы и другие показатели. Функции автономного вождения занимают девятое место.
В 2022 году все крупные китайские производители смарт-автомобилей не смогли достичь своих годовых целей по продажам. По мере дальнейшего ослабления автомобильного рынка в 2023 году китайские автомобильные компании начинают понимать, как Tesla уравновешивает стоимость и функциональность. По словам ветерана в области алгоритмов автономного вождения, для снижения стоимости качественного оборудования требуется время, но китайские компании должны максимально ускорить его.
Caixin узнал, что многие ведущие китайские компании начали разрабатывать чипы самостоятельно. XPeng, Haomo.AI и Geely объявили о планах по строительству суперкомпьютерных центров.
Дорожная карта технологии автономного вождения Tesla не является секретом, но китайские автопроизводители, похоже, ходили по кругу, прежде чем выяснить, в каком направлении они движутся, сказал Ай из Haomo.
Эта статья была впервые опубликована Caixin Global под названием «Подробно: китайские производители смарт-автомобилей переходят дорогу Tesla». Caixin Global — один из самых авторитетных источников макроэкономических, финансовых и деловых новостей и информации о Китае.