Отказ от политики свободной торговли является серьезным сдвигом во внешней торговой политике США. Китайско-американская торговая война показала несовместимость между рыночной экономикой, управляемой бизнесом, и полурыночной или смешанной экономикой, управляемой государством. Конфликты между Китаем и США привели к новым изменениям в мировом торговом ландшафте.
Глобальная многосторонняя торговая система теряет позиции
Во-первых, США отказались от своей ведущей роли в многосторонней торговой системе, которую они занимали со времен Второй мировой войны. Глобальная многосторонняя торговая система, разработанная под руководством США в сотрудничестве с Европой, является изобретением США. Он играл важную роль в процветании мировой экономики после войны вплоть до 1970-х годов, когда рост международной торговли способствовал трансграничной торговле и финансовым и инвестиционным операциям, вызывая новую волну глобализации. Из-за выдающейся роли США в глобализации некоторые даже называют глобализацию «американизацией».
Однако провал Дохинского раунда развития Всемирной торговой организации в процессе либерализации торговли, который начался в 2001 году, показал, что США больше не в состоянии сократить разрыв между Севером и Югом.
Свободная торговля, к которой стремились США, превратилась из многосторонней в региональную и двустороннюю систему свободной торговли, после чего США отказались от политики свободной торговли, снижающей тарифы.
… сами развивающиеся страны хотели, чтобы США и Европа сократили сельскохозяйственные субсидии и открыли свои сельскохозяйственные рынки. Это разногласие привело к отсутствию сбалансированного консенсуса…
Разделение между Севером и Югом в Дохинском раунде связано с призывом развитых стран, таких как США и Европа, к развивающимся странам открыть свои промышленные рынки и рынки услуг; но сами развивающиеся страны хотели, чтобы США и Европа сократили сельскохозяйственные субсидии и открыли свои сельскохозяйственные рынки. Это разногласие привело к отсутствию сбалансированного консенсуса на Дохинском раунде. Поскольку Индия и США отказались идти на какие-либо уступки, выхода из тупика не было.
Такая ситуация возникла из-за того, что развитые страны уже перешли от индустриальной экономики к экономике услуг и двигались к цифровой экономике, в то время как развивающиеся страны все еще переходили от аграрной экономики к индустриальной. Следовательно, разделение между Севером и Югом привело к отсутствию консенсуса в отношении торговой политики, к которой стремилась каждая сторона.
Не имея возможности продвигать многостороннюю торговую структуру, США стремились к региональной и двусторонней свободной торговле. После 2001 г. администрация Джорджа Буша-младшего подписала и реализовала более 20 соглашений о свободной торговле (ССТ), но они имели небольшую экономическую ценность и заключались в основном с небольшими странами. Настоящие цели администрации Буша-младшего в этих соглашениях о свободной торговле были политическими.
Администрация Обамы вела переговоры о двух региональных ЗСТ: Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое было подписано в 2016 году, и Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве (ТТИП), которые не увенчались успехом. Позже президент Дональд Трамп вышел из ТТП, в то время как администрация Байдена не проявила к ней никакого интереса, тем более к ТТИП.
Индия явно сомневалась в свободной торговле и не хотела сталкиваться с конкурентным давлением со стороны китайских товаров.
Во-вторых, многосторонняя торговая система подошла к концу. Индия была воспринята как отказывающаяся от сотрудничества на Дохинском раунде, а также на переговорах о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Он объявил о выходе из соглашения RCEP за день до завершения переговоров. Индия явно сомневалась в свободной торговле и не хотела сталкиваться с конкурентным давлением со стороны китайских товаров.
Как крупная нация среди развивающихся стран, экономика Индии добилась больших успехов за последние 20 лет. Однако она по-прежнему придерживается торгового протекционизма наряду с Бразилией и другими развивающимися странами. Действительно, нет никакой надежды на консенсус в рамках многостороннего механизма для достижения цели снижения или отмены тарифов.
США и Индия объединяются
Конфликт между Индией и США в рамках многосторонней торговой системы не является основанием для оценки американо-индийских отношений. Индо-тихоокеанская стратегия США не может обойтись без поддержки Индии.
Очевидно, что США не уговаривают Индию пойти по пути свободной торговли с iCET, а подталкивают ее к цифровой экономике.
Помимо Индо-Тихоокеанской экономической основы, США также привлекли Индию к инициативе по критически важным и новым технологиям (iCET) в 2022 году, чтобы расширить свое партнерство в ключевых и новых технологиях. США планируют присоединиться к шести центрам технологических инноваций в Индии, чтобы поддержать как минимум 25 совместных исследовательских проектов в таких областях, как искусственный интеллект и наука о данных, и применить свои достижения в сельском хозяйстве, здравоохранении, климате и других областях. Национальный научный фонд США и Департамент науки и технологий Индии будут углублять сотрудничество в рамках iCET.
Очевидно, что США не уговаривают Индию пойти по пути свободной торговли с iCET, а подталкивают ее к цифровой экономике. Премьер-министр Индии Нарендра Моди также воспользовался возможностью, чтобы побудить США инвестировать в Индию и присоединиться к инициативе «Сделай в Индии», которую он запустил в сентябре 2014 года с целью занять место Китая в качестве мировой фабрики. Но в июне 2019 года Общество индийских автопроизводителей выпустило информационный документ, в котором отмечалось, что соглашения о свободной торговле противоречат концепции «Производить в Индии», показывая, что путь индустриализации Индии предполагает использование американских технологий для развития обрабатывающей промышленности Индии.
Поскольку Индия продолжает работать над развитием своего производственного сектора, ей необходимо ввести тарифы для защиты своих зарождающихся отраслей, и на данный момент она не будет поддерживать либерализацию торговли.
Что касается США, то они не заинтересованы в либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией или промышленными товарами. Соглашение между США, Мексикой и Канадой (заменившее Североамериканское соглашение о свободной торговле) показывает, что США заинтересованы в цифровой торговле, окружающей среде и экономических правилах, таких как трудовые отношения и правила для государственных предприятий.
Принимая во внимание соответствующие цели США и Индии в их внешнеторговой политике, традиционная либерализация торговли, предполагающая снижение или нулевые тарифы в рамках многосторонней торговой системы, более невозможна. Однако это не означает конец самой многосторонней торговой системы, которая будет продолжать работать в областях традиционной либерализации торговли.
США лучше, чем любая другая страна, знают важность внешней экономики — отказ от глобализации был бы саморазрушительным.
США перестраивают глобализацию
В-третьих, трансформация претерпела глобализация, основным компонентом которой является либерализация торговли. В то время как глобализация принесла большие доходы транснациональным корпорациям США и элите Уолл-Стрит и удержала цены на товары для американских потребителей на низком уровне, она оказала негативное влияние на «ржавый пояс» и рабочих в определенных секторах.
После того, как Китай стал основным торговым партнером США, нападки на Китай стали явлением в американском обществе. «Феномен Трампа» неразрывно связан с ржавым поясом, и президент США Джо Байден очень настороженно относится к либерализации торговли за счет снижения тарифов.
Отказ от свободной торговли не означает отказ от глобализации. Улучшение глобального распределения ресурсов является непоколебимым принципом. США лучше, чем любая другая страна, знают важность внешней экономики — отказ от глобализации был бы саморазрушительным.
Но на фоне торговой войны между Китаем и США, Covid-19 и войны на Украине США перестраивают глобализацию. Во имя безопасности ключевых цепочек поставок внешне он выступает за «френдшоринг», а внутри выступает за «покупай Америку» и «сделано в Америке», создавая рабочие места и стремясь к частичной самоокупаемости в ключевых отраслях. Но тем не менее она остается на пути глобализации.
Укрепление торговых отношений США и ЕС
15 июня 2021 года был официально создан Совет по торговле и технологиям ЕС-США. Он служит форумом для США и ЕС для координации подходов к ключевым глобальным торговым, экономическим и технологическим вопросам, а также для углубления трансатлантических торгово-экономических отношений на основе общих ценностей. Он надеется углубить сотрудничество между США и ЕС в четырех областях, включая искоренение принудительного труда и повышение разнообразия и прозрачности цепочек поставок редкоземельных элементов, солнечной энергии и чипов, поскольку США и ЕС стремятся к согласованию в торговом и технологическом секторах.
20 ноября 2022 года Wall Street Journal сообщил, что по мере того, как западные страны стремятся отделиться от Китая, США и Европа сблизились, что привело к быстрому скачку трансатлантической торговли и инвестиций. В 2022 году США импортировали из Европы больше товаров, чем из Китая, что стало большим сдвигом; а экспорт Германии в США только в сентябре вырос почти на 50% в годовом исчислении.
Согласно данным ЕС, экспорт услуг из США в ЕС вырос на 17% в годовом исчислении в 2021 году до 305 миллиардов евро (315 миллиардов долларов США). Согласно недавнему исследованию Rhodium Group, малые и средние немецкие компании, в частности, диверсифицировали инвестиции за пределы Китая, в то время как немецкие машиностроительные компании увеличили экспорт в США почти на 20% в годовом исчислении с января по сентябрь. 2021 г. до 18 млрд евро.
Производство выезжает за пределы Китая
В-четвертых, реструктуризация глобализации США привела к тому, что Китай постепенно утратил свое положение мировой фабрики. Технологические компании постепенно переносят свои цепочки поставок из Китая — Apple производит iPad в северном Вьетнаме; Microsoft начала поставки Xbox из Хошимина в 2022 году; а Amazon производит устройства Fire TV в Ченнаи, Индия. Несколько лет назад вся эта продукция производилась в Китае.
Кроме того, тайваньская группа Foxconn расширяет свои производственные базы за пределами материкового Китая, и их доля увеличилась до 30%. Данные японской исследовательской компании Teikoku Databank также показывают, что по состоянию на июнь 2022 года в Китае действовало 12 706 японских компаний, что на 1600 меньше, чем 14 394 компании в 2012 году.