Влиятель на культуру: мастер-архитектор Ван Шу сочетает в себе строительство и природу, современность и традиции, все для людей.

Примечание редактора:

В Пекине хутонг Во дворе поздним мартовским днем ​​Ван Шу, первый гражданин Китая, получивший Притцкеровскую архитектурную премию, самую престижную в мире награду в области архитектуры, прочитал лекцию перед большой аудиторией и поделился своими мыслями о сохранении традиций в современной архитектуре. От Ханчжоу до Пекина Ван наслаждается изучением хутонг улочках и наблюдая за бурлящей в них жизнью.

Поскольку он является членом высшего политического консультативного органа Китая, его мнения об архитектурном дизайне в стране внимательно изучаются и уважаются.

В эксклюзивном интервью Global Times Ван Шу изложил теории и идеи, лежащие в основе его архитектурных проектов, на ту же тему, что и книга. Люди, годы и жизнь Илья Григорьевич Эренбург.

Это третий выпуск нашей серии «Культурное влияние».

Влиятель на культуру: мастер-архитектор Ван Шу сочетает в себе строительство и природу, современность и традиции, все для людей.

В последнем китайском популярном драматическом сериале, адаптированном из отмеченного наградами научно-фантастического романа. Задача трех телнеземная миссия людей по борьбе с сторонниками инопланетной армии размещается в современном просторном здании с несколько обветшалым фасадом.

Этот «Азиатский центр боевого управления» в драме возвышается, как замок; в реальной жизни здание является музеем Нинбо в китайской провинции Чжэцзян, уникальной городской достопримечательностью, спроектированной Ван Шу.

Люди как критерий

Ван явно гордится дизайном своего музея Нинбо, особенно когда рассказывает Global Times о пожилой женщине, которую он встретил возле музея. Женщина ранее жила в районе, где сейчас стоит музей. Все ее сообщество было переселено, чтобы освободить место для строительства делового района города.

Ван Шу

Когда ее район был снесен, серые и белые кирпичи и плитка из снесенных домов были переработаны по просьбе Ван и повторно использованы для возведения внешних стен музея и придания строению проверенного временем и местного органичного вида, как если бы здание были давним украшением местного пейзажа.

За полгода женщина четырежды посетила музей, чтобы вспомнить, полюбоваться зданием, которое ненароком подарило ее прежнему дому вторую жизнь. Когда Ван показал фотографию, на которой он разговаривает с ней на фоне музея, его гордость очевидна.

Это именно то, чего хотела и на чем настаивала Ван. «Когда вы идете в любую деревню перед сносом, вы можете увидеть стены домов сельских жителей. Они настолько блестящие, что вы можете отнести любой кусок стены прямо в музей», — сказал Ван. В деревнях Нинбо, которые он посетил, для домашнего строительства используются восемь видов обычных и местных материалов, и «они сравнимы с работой любого мастера-архитектора».

Благодаря его дизайну музей мгновенно стал популярным местом среди местных жителей. За первые три месяца открытия нового музея его посетили более миллиона человек.

Слияние времени и природы

В архитектуре Ван наслаждается органичным строительством неформальных зданий, которые удовлетворяют потребности местных жителей. В свою очередь, он хочет, чтобы здания, которые он проектирует, выглядели «пушистыми, влажными и воздухопроницаемыми».

«В сознании китайцев архитектура означает образ жизни, пропитанный природой, и со временем он будет процветать», — так Ван Шу видит отношения между архитектурой, временем и природой. Когда здания проверены временем, они взрослеют вместе с живущими в них людьми и вместе создают воспоминания.

В 2012 году Ван Шу получил Притцкеровскую архитектурную премию, став первым гражданином Китая, удостоенным этой премии. Его архитектурные проекты заставили мир задуматься об отношениях между традицией и будущим, что особенно важно в условиях стремительной урбанизации многих развивающихся стран.

Внимание Вана к сочетанию традиции и будущего полностью отражено в его проекте отделения Ханчжоу Национального архива публикаций и культуры. Город Ханчжоу, восточнокитайская провинция Чжэцзян, был одной из древних столиц китайских династий. Ван воссоздал расписные экраны династии Сун (960-1279) в своем дизайне для проекта и включил горы и реки – типичные для древних китайских картин – чтобы успешно превратить комплекс в «современную структуру Сун».

Для Вана в традиционной китайской архитектуре защита природы, земли и растительности превыше всех других миссий, так как он считает, что городские структуры подчиняются природной консистенции гор и рек. Другая его знаковая работа, кампус Сяншань Китайской академии художеств, является примером постоянства времени.

В отличие от многих современных зданий, которые находятся в лучшем состоянии в тот день, когда они завершены, и разрушаются со временем, строения, которыми наслаждается Ван Шу, кажутся все лучше и лучше, поскольку строительные материалы созревают, а природа постепенно берет под свой контроль здания с течением времени. .

Кампус Сяншань Китайской академии художеств в Ханчжоу

Сейчас, когда зданию кампуса Сяншань почти два десятка лет, оно приближается к своему расцвету: деревья и кустарники процветают, внешние стены увиты плющом, пешеходные дорожки окружены лугами, а природные пейзажи в кампусе меняются в зависимости от времени года. Прогулка по кампусу похожа на погружение в картину.

Для Ван Шу архитектор должен не только исследовать возможность новых построек, но и стремиться реконструировать мир, полный природы и горно-речной поэтической жизни. Возьмем, к примеру, Ханчжоу, его любимый китайский город.

Он занимает уникальное положение в истории городского развития Китая, поскольку город рассматривается как прототип китайского города с блестящим ландшафтом «наполовину озеро-гора, наполовину город».

«Здания и природа неразделимы, как в китайских пейзажах. Такое значение образа жизни, наполненного природой, глубоко укоренилось в истории китайской архитектуры», — сказал Ван.

Продолжая образ жизни

«Я не говорю об архитектуре, я просто строю дома. Архитектура далека от людей, но дома укоренены в жизни людей. Дома, которые я строю, должны пустить корни в сердцах китайцев», — сказал он.

Как сказал французский писатель-мыслитель Ролан Барт, жизнь состоит из тривиальных вещей, которые Ван Шу любит в жизни. Он рассказал Global Times, что обычно бродит по улицам в поисках архитектурного вдохновения, в том числе в Пекине. хутонг районы, узкие улочки Шанхая и старые улицы Ханчжоу.

На юге много дождей, поэтому в каждом доме есть дренажные щели на карнизе, и слышно шум дождевой воды, раковина соседа может быть построена прямо за углом, и несколько домов могут пользоваться одним почтовым ящиком… таким, общим, открытым, общественные сообщества недостижимы в современных высотных зданиях, сетовал он.

Во время интервью Ван подчеркнул, что новые здания и сооружения должны помогать людям поддерживать свой образ жизни, чтобы сохранить традиции и продолжить историю. Он наслаждается мирной и настоящей повседневной жизнью в старых зданиях и поэтому пытается сохранить ее по-своему.

В 2017 году Ван Шу начал свой первый проект реконструкции деревни, деревни Вэньцунь в поселке Дунцяо, Ханчжоу. Деревенские дома были построены еще во времена династий Мин и Цин вдоль ручья.

Ван спроектировал 24 дома, каждый в соответствии с их первоначальной структурой, и максимально сохранил их первоначальные функции, такие как места для проветривания, восстановления сельскохозяйственных инструментов и выращивания шелковичных червей, и особенно дворы, где происходят основные события и ритуалы китайских семей.

Филиал Национального архива публикаций и культуры в Ханчжоу. Фотографии предоставлены Ван Шу.

Ван стремится вносить свой вклад в образ жизни людей, а не искоренять и заменять их. После завершения проекта реконструкции Ван снова посетил деревню и увидел, что жители продолжали стирать белье на балконе и проветривать сухие овощи на перилах ручья — все отремонтированные помещения стали более полезными и лучше. «Их образ жизни не изменился и остался таким же, как и до ремонта», — с гордостью сказал он.

Жюри Притцкеровской архитектурной премии признает архитектуру Ван Шу «образцовой в ее сильном смысле культурной преемственности и возрожденных традиций». Чилийский архитектор Алехандро Аравена однажды сказал, что Ван Шу создает шедевры, когда нужен памятник, но также очень осторожен и сдержан в архитектуре, когда памятника нет.

По мнению Ван Шу, здания не могут существовать без человеческой деятельности, и правдивые, приземленные архитектурные традиции китайского городского и сельского строительства трогают его сердце, даже если они не всегда могут выглядеть заранее спланированными или регулируется, поскольку «одной из лучших частей китайской культуры является то, что мы поддерживаем разнообразие».

По мере того, как Китай продвигается по пути быстрой модернизации, в центре внимания Вана стало то, как включить традиционные архитектурные концепции в потребности массовой городской реконструкции.

Строительство в китайском стиле, как правило, использует природные материалы и уважает природу. По словам Вана, сборные дома могут стать одним из направлений будущих проектов устойчивого строительства.

«Архитекторы должны выражать культурную уверенность», — сказал он. «Строительство следует рассматривать как сооружение маленького мира, который состоит из здания, живущих в нем людей и всего остального, меняющегося вместе со временем; вместе они образуют архитектуру».

Читайте также