Число водителей такси в Китае увеличилось более чем на 170 000 в апреле, что является самым высоким месячным приростом с момента отмены мер по борьбе с Covid. Однако падение количества заказов на такси означает, что рынок стал перенасыщен водителями.
Транспортные департаменты Шэньчжэня и других регионов предупредили об этой проблеме, при этом некоторые регионы приостановили подачу заявок на получение бизнес-лицензий.
Больше водителей, меньше заказов
Последние статистические данные китайской платформы информационного взаимодействия по надзору за поездками показали, что в апреле в Китае число лицензированных водителей такси увеличилось на 177 000, что на 3,4% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, общее количество водителей такси в стране достигло 5,4 миллиона человек. Только за первые четыре месяца года в стране появилось более 310 000 новых водителей.
После того, как Китай ослабил свои меры по борьбе с Covid в январе этого года, движение людей увеличилось, что привело к быстрому росту заказов на такси. Тем не менее, количество заказов в апреле сократилось на 10 миллионов по сравнению с предыдущим месяцем, что означает увеличение количества водителей, но уменьшение количества пассажиров на рынке такси.
Чтобы обеспечить сбалансированный спрос и предложение, в начале мая города Чанша и Санья объявили о прекращении выдачи лицензий на перевозки пассажиров. В то же время Шэньчжэнь, Цзинань, Дунгуань и Вэньчжоу предупредили, что рынок близок к точке насыщения, поскольку количество заказов на услуги такси упало, предостерегая компании, предоставляющие услуги такси, принимать рациональные деловые решения.
… все больше безработных решили зарабатывать на жизнь, становясь водителями такси «из-за низкого порога и небольшого количества доступных вариантов». — Пэн Пэн, исполнительный председатель Гуандунского общества реформ.

Пэн Пэн, исполнительный председатель Гуандунского общества реформ, сказал Lianhe Zaobao, что насыщенный рынок такси отражает текущую мрачную экономическую ситуацию в Китае. Он сказал, что все больше безработных решили зарабатывать на жизнь, становясь водителями такси «из-за низкого порога и нескольких доступных вариантов».
В связи с тем, что некоторые экономические показатели, недавно опубликованные китайскими официальными лицами, оказались ниже рыночных ожиданий, аналитики обеспокоены тем, что импульс восстановления экономики Китая после пандемии ослабевает. Хотя опрошенный уровень безработицы в городах Китая снизился на 0,1 процентного пункта в месячном исчислении до 5,2% в апреле, уровень безработицы в возрастной группе 16-24 лет вырос и достиг рекордно высокого уровня в 20,4%, отражая понижательное давление на экономику.
В дополнение к макроэкономическим тенденциям и факторам занятости Фу Фанцзянь, доцент Школы бизнеса Ли Конг Чиана в Сингапурском университете управления (SMU), считает, что насыщение китайского рынка такси также связано с продолжающимся ростом платформы в последние годы, в результате чего различные фирмы агрессивно увеличивают размер своего парка, чтобы получить долю рынка в условиях более жесткой конкуренции.
Последние данные показывают, что количество зарегистрированных райдшеринговых платформ в Китае достигло 309.
В Китае выросло количество новых платформ для заказа такси после того, как гигант Didi Chuxing был временно удален из магазинов приложений в 2021 году после антимонопольного расследования. Последние данные показывают, что количество зарегистрированных райдшеринговых платформ в Китае достигло 309.
Водители такси жалуются на падение доходов
Пэн из Guangdong Society of Reform сказал, что в последние несколько лет на рынке такси наблюдался «неконтролируемый рост», что привело к переизбытку предложения и жесткой конкуренции во многих городах Китая.
Некоторые водители жалуются, что их заработок за последние месяцы сократился почти вдвое, и им приходится работать дополнительно пять-шесть часов каждый день, чтобы соответствовать прошлогоднему доходу.
Водитель из Шэньчжэня по фамилии Хуан сказал, что в прошлом году он мог заработать от 400 до 500 юаней (от 56 до 70 долларов США), работая всего восемь часов в день. «Теперь я начинаю водить машину в 7 утра и иногда не останавливаюсь до 10 вечера. После учета таких расходов, как аренда автомобиля и взимание сборов, я получаю только около 300 юаней прибыли в день», — проворчал он.
Прибыль водителей сократилась еще больше из-за «ценовых войн» между платформами такси.

Прибыль водителей сократилась еще больше из-за «ценовых войн» между платформами такси. Этот репортер обнаружил, что за 18-километровую поездку некоторые платформы берут всего 39 юаней, что почти на 30% меньше, чем средний тариф в 50 юаней, и значительно ниже, чем традиционный тариф на такси в 58 юаней.
С другой стороны, многие водители такси жалуются, что они не могут конкурировать с ценами на услуги такси, поскольку бережливые пассажиры часто выбирают более дешевый вариант такси.
Таксист по фамилии И посетовал: «Количество пассажиров сократилось вдвое… На улицах Шэньчжэня повсюду можно увидеть пустые такси».
… 82% транспортных средств в 2022 году были полностью электрическими, что более чем в шесть раз выше, чем 13% в 2017 году.
Взрывной рост электромобилей
При активной поддержке со стороны правительства Китая продажи автомобилей на новых источниках энергии (NEV) в последние годы резко выросли, в том числе спрос со стороны водителей.
Согласно анализу рынка, опубликованному в мае Китайской ассоциацией автомобильных дилеров, в 2022 году 82% транспортных средств, предоставляющих услуги такси, были полностью электрическими, что более чем в шесть раз выше, чем 13% в 2017 году.
Преференциальная политика для NEV в последние годы и ценовая конкуренция среди производителей автомобилей сделали автомобили более доступными и снизили порог владения автомобилем. Фу из SMU сказал, что, поскольку все больше людей могут позволить себе автомобили, а стоимость зарядки обычно ниже, чем стоимость топлива, операционные расходы на услуги такси значительно снизились, что привлекает больше людей в отрасль.
Фу подчеркнул, что насыщение рынка такси является результатом множества факторов. Он ожидает, что правительство еще больше усилит регулирование, установит руководство по ограничению количества драйверов и платформ и восстановит баланс рыночного спроса и предложения, что позволит отрасли поддерживать здоровое развитие.
Пэн из Guangdong Society of Reform также считает, что власти могут поддерживать крупные предприятия, устранять более слабые и двигаться в соответствии с рыночными тенденциями, чтобы управлять «нерегулируемым ростом» отрасли.