Новая стратегия Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе: поиск лучшего из обоих миров

Новая стратегия Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе: поиск лучшего из обоих миров

Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль прибывает на саммит лидеров G20 в Нуса-Дуа, на индонезийский курортный остров Бали, 15 ноября 2022 года. (Маст Ирхам/AFP)

Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль, наконец, присоединился к индо-тихоокеанской победе с долгожданной стратегией своей страны в Индо-Тихоокеанском регионе, сигнализируя о растущих амбициях Республики Корея (РК) стать «глобальным ключевым государством».

Обнародованный 28 декабря документ представляет собой большой отход от внешней политики РК при предшественнике Юна Мун Чжэ Ине, который пытался избегать более широких концепций Индо-Тихоокеанского региона. Региональные игроки часто рассматривают Южную Корею как важного экономического партнера, но не обязательно как ключевого стратегического игрока. В отчете об обзоре состояния Юго-Восточной Азии за 2022 год она набрала всего 0,6% голосов (после семи других, но впереди Индии) как самая влиятельная политическая и стратегическая сила в регионе.

Предупреждение Пекина

Президент Юн проявил некоторые мускулы, когда стал первым президентом Южной Кореи, посетившим саммит Организации Североатлантического договора (НАТО) в июне 2022 года, что было с гордостью зафиксировано в стратегии. А укрепление трехсторонних отношений между Республикой Корея, США и Японией (за что Вашингтон давно выступает, а Пекин опасается) сигнализирует о желании Сеула объединиться с этими двумя передовыми демократиями Индо-Тихоокеанского региона, обе из которых играют центральную роль в документе.

Более всеобъемлющая стратегия Южной Кореи направлена ​​на то, чтобы Китай — жизненно важный торговый партнер — стал «ключевым партнером для достижения процветания и мира в Индо-Тихоокеанском регионе».

Южная Корея
Президент США Джо Байден принимает участие в трехсторонней встрече с президентом Южной Кореи Юн Сук Ёлем и премьер-министром Японии Фумио Кисида (справа) в Пномпене, Камбоджа, 13 ноября 2022 г. (Кевин Ламарк/Reuters)

Эксперты ожидали, что стратегия Сеула будет отражать относительно жесткую позицию Америки и Японии в отношении Китая под лозунгом «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион». Но Стратегия РК для свободного, мирного и процветающего Индо-Тихоокеанского региона читается как более всеобъемлющий текст. В отличие от США, Японии и Канады, которые в той или иной степени опасаются появления Китая, более всеобъемлющая стратегия Южной Кореи направлена ​​на то, чтобы включить Китай — жизненно важного торгового партнера — в качестве «ключевого партнера для достижения процветания и мира в Индонезии». Тихоокеанский регион».

Но документ, тем не менее, привлекает внимание Пекина, ясно давая понять, что Сеул стремится к «более зрелым отношениям… руководствуясь международными нормами и правилами». Эта линия, без сомнения, относится к наказанию Китайской Народной Республикой (КНР) экономических интересов Южной Кореи за решение РК в 2016 году разместить у себя американскую систему противоракетной обороны на большой высоте (THAAD).

Индо-Тихоокеанская стратегия РК, по-видимому, функционирует скорее как часть глобальной внешнеполитической доктрины президента Юна, чем как отдельная стратегия Индо-Тихоокеанского региона. Он проходит через длинный список стран и регионов, даже тех, которые, казалось бы, не входят в Индо-Тихоокеанский регион, таких как Европа и Латинская Америка.

АСЕАН в качестве бенефициара

Хотя ценность этой более широкой направленности еще предстоит увидеть, одним явным победителем является АСЕАН — региональный блок, который выступает за нейтралитет и инклюзивность. По словам министра иностранных дел Южной Кореи Пак Джина, «АСЕАН, которая находится в центре Индо-Тихоокеанского региона, естественным образом станет центральным элементом новой (Индо-Тихоокеанской) инициативы РК». Поэтому неудивительно, что в стратегии особое внимание уделяется АСЕАН, и она была представлена ​​на саммите АСЕАН-РК в ноябре прошлого года.

Он переполнен дружественными США терминами, такими как свобода, либеральная демократия, универсальные ценности и права человека, терминами, которые несут в себе призыв к региональному порядку, не сформированному силой или принуждением.

азиатский
Премьер-министр Японии Фумио Кисида (слева), президент Южной Кореи Юн Сук Ёль (в центре) и премьер-министр Китая Ли Кэцян (справа) принимают участие в саммите АСЕАН-плюс три в рамках 40-й и 41-й Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. (АСЕАН) Саммиты в Пномпене 12 ноября 2022 г. (Тан Чхин Соти/АФП)

Помимо увеличения своих фондов сотрудничества для АСЕАН и региона Меконга, а также предоставления дополнительной официальной помощи в целях развития (ОПР) странам АСЕАН, Сеул пообещал Инициативу солидарности между Кореей и АСЕАН — индивидуальный подход к решению общих проблем в рамках нового Индо-корейского -Тихоокеанская стратегия. В рамках девяти приоритетных областей реализации такие цели, как управление изменением климата, морское сотрудничество и экономическая безопасность, будут соответствовать Перспективам АСЕАН по Индо-Тихоокеанскому региону (AOIP). Другие области, такие как цифровая торговля и технологии, также будут важны для блока.

Союзник по договору Америка первой приветствовала первую индо-тихоокеанскую стратегию РК, и это вполне понятно. И при всей своей открытости по отношению к Пекину в некоторых разделах стратегия называет альянс РК и США «стержнем мира и демократии» на Корейском полуострове и в Индо-Тихоокеанском регионе. Он переполнен дружественными США терминами, такими как свобода, либеральная демократия, универсальные ценности и права человека, терминами, которые несут в себе призыв к региональному порядку, не сформированному силой или принуждением. Следовательно, даже если в стратегии утверждается, что она не направлена ​​против каких-либо конкретных стран, ее основные принципы совпадают с принципами Вашингтона.

Но в других местах документ изобилует противоречиями и вопросами без ответов. Например, он призывает к свободе судоходства и полетов в Южно-Китайском море, а также к миру и стабильности в Тайваньском проливе. Но когда тогдашний спикер Палаты представителей США Пелоси посетила Сеул в августе 2022 года, президент Юн отказался с ней встречаться. Он акцентирует внимание на устойчивых цепочках поставок и технологиях, но Южная Корея еще не сказала, присоединится ли она к предложенному Америкой альянсу Chip 4 с участием демократических государств и их цепочек поставок полупроводников.

Нахождение шаткого баланса

Стратегия оплакивает региональную гонку вооружений, в то время как экспорт оборонного сектора Южной Кореи находится на подъеме (хотя следует сказать, что они не связаны напрямую; первое обусловлено спросом и угрозой, а второе является функцией коммерческих, а иногда и стратегические соображения). И хотя документ выступает за свободную торговлю, сам Сеул еще официально не подал долгожданную заявку на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному Транстихоокеанскому партнерству (CPTPP).

Северная Корея
На этой раздаточной фотографии, сделанной и опубликованной 2 ноября 2022 года канцелярией президента Южной Кореи через информационное агентство Yonhap, президент Южной Кореи Юн Сок Ёль (слева) выступает на заседании Совета национальной безопасности по поводу запуска ракеты Северной Кореей в канцелярии президента. в Сеуле. (Раздаточный материал/Президент Южной Кореи/АФП)

Однако есть один раздел, который удивительно последователен, — это Северная Корея. В отличие от левого националистического предшественника Муна, который призывал к полной денуклеаризации Корейского полуострова, Юн требует полной денуклеаризации только Северной Кореи. Ни то, ни другое вряд ли произойдет, но, по крайней мере, Юн называет это тем, чем оно является.

Суть в том, что Юн, похоже, хочет и дальше взаимодействовать с АСЕАН и сблизиться с Вашингтоном и Токио, пытаясь минимизировать головные боли на крупнейшем экспортном рынке Южной Кореи (КНР).

Что все это будет означать?

Несмотря на то, что Южная Корея не будет просить о присоединении к Четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности (Quad), его члены должны понимать, какую реальную ценность может принести более тесное сотрудничество с Республикой Корея в таких областях, как климат, технологии и здоровье. Они должны видеть в Сеуле настоящего игрока в Индо-Тихоокеанском регионе, который в основном разделяет их цели.

Однако Южная Корея не сжигала здесь никаких мостов на бумаге. Тем временем Юну, возможно, придется подумать о реализации стратегии и о том, на что он пойдет, чтобы умиротворить Пекин по мере его сближения с Квадром и другими демократиями.

Суть в том, что Юн, похоже, хочет и дальше взаимодействовать с АСЕАН и сблизиться с Вашингтоном и Токио, пытаясь минимизировать головные боли на крупнейшем экспортном рынке Южной Кореи (КНР). Присяжные не знают, сможет ли он найти подходящий шаткий баланс.

Читайте также