Коммерческие космические компании Китая конкурируют за снижение стоимости ракет и повышение их производительности.



11 января вдали над южным морем космодрома Хайян в восточно-китайской провинции Шаньдун появилась вспышка огня. Это была самая мощная в мире твердотопливная ракета-носитель «Гравити-1», которая совершила свой грандиозный дебют, который ознаменовал начало напряженного и захватывающего года для коммерческой космической отрасли Китая, в котором можно было ожидать множества ярких событий и прорывов.

Благодаря огромному спросу, вызванному масштабным развертыванием китайской мегагруппировки интернет-спутников, коммерческая космическая отрасль Китая переживает беспрецедентное развитие. В отличие от SpaceX, которая имеет абсолютное доминирование на рынке США, в Китае наблюдается процветающая тенденция к частным предприятиям, которые могут полностью стимулировать рыночную конкуренцию и стимулировать технологическую революцию, говорят инсайдеры отрасли.Коммерческие космические компании Китая конкурируют за снижение стоимости ракет и повышение их производительности.

«Гравитация-1», ставшая первым запуском коммерческой ракеты в этом году и ракетой нового типа, совершившей свой первый полет, поразила мир не только своей массивной конструкцией, но и множеством замечательных отличий — самой большой, самой тяжелой, первой из это своего рода и беспрецедентное. Но это только начало космических усилий Китая в 2024 году. 2024 год будет чрезвычайно насыщен многими захватывающими событиями, среди которых коммерческие космические полеты будут играть решающую роль.

Как стало известно The Global Times от компании Orienspace, разработчика Gravity-1, ракета превзошла европейскую ракету Vega-C и стала крупнейшей твердотопливной орбитальной ракетой-носителем в истории со взлетной массой 405 тонн и тягой 600 тонн. . Его полезная нагрузка составляет 6,5 тонны на низкой околоземной орбите (НОО) и 4,2 тонны на солнечно-синхронной орбите (ССО), что позволяет обеспечить запуск спутников массой 30 килограммов за один раз.

Помимо успешного дебюта «Гравитации-1», в 2024 году, согласно открытым данным, ожидается рекордное количество первых полетов. Среди семи известных в настоящее время дебютных ракет пять являются частными коммерческими ракетами, в том числе многоразовая жидкостная ракета Tianlong-3, характеристики которой сопоставимы с SpaceX Falcon 9; многоразовая орбитальная ракета «Небула-1»; и ракета для проверки морской добычи SQX-2.

Помимо первых полетов, ожидается увеличение частоты запусков нынешних коммерческих ракет в частном космическом секторе Китая: общее количество запусков планируется превысить 20.

Самодельная техника

Пекинский стартап iSpace, разработчик серии ракет SQX, осуществивший первое в стране успешное восстановление ракеты, работающей на жидком кислороде и метане, сообщил Global Times, что, хотя некоторые западные СМИ назвали их «китайскими SpaceX» за изучение возможностей многоразового использования, Ракеты-носители iSpace по сути базируются на отечественных аэрокосмических технологиях.

Это означает, что каждая основная система ракеты разрабатывается независимо, и все ключевые технологии реализуются независимо. Например, компания iSpace самостоятельно разработала жидкокислородно-метановый двигатель JD-1, а на Falcon-9 используются двигатели Merlin. Для сравнения, JD-1 предлагает превосходные возможности повторного использования и более низкую стоимость.

В качестве следующего шага компания сообщила Global Times, что в настоящее время ведутся исследования и разработки большой многоразовой ракеты-носителя SQX-3 с целью осуществить ее первый полет к концу 2025 года. Диаметр 4,2 метра и общая длина Ожидается, что при высоте 70 метров он достигнет полезной нагрузки в 12,9 тонны на 200-километровой низкой околоземной орбите, что сопоставимо с ракетой-носителем Long March-7.

После ввода в эксплуатацию SQX-3 будет готов к ключевым миссиям по запуску, таким как развертывание спутниковой группировки и пополнение запасов грузов на космических станциях, при этом значительно снизив стоимость доступа Китая в космос.

Другое частное предприятие, Deep Blue Aerospace, которое планирует запустить многоразовую орбитальную ракету «Небула-1» в этом году после завершения знакового испытания на восстановление на километровом уровне, сообщило Global Times, что независимость и мирное использование космических ресурсов всегда были политикой Китая, которая представляет собой торжественное обязательство перед миром, и эта всеобъемлющая тема — то, к чему стремятся все специалисты по частному космосу.

«Развитию коммерческой космической отрасли Китая способствовала превосходная основа, заложенная за последние десятилетия благодаря нашим независимым достижениям в аэрокосмическом секторе», — говорится в заявлении компании, отправленном в Global Times. «Множество благоприятных факторов, таких как национальная стратегия и политика, способствовали быстрому росту коммерческих космических предприятий».

Deep Blue Aerospace разработала технологию аддитивного производства 3D-печати, которая позволила быстро производить жидкостные ракетные двигатели. Использование технологии 3D-печати, заменившей традиционный процесс, позволило сократить цикл производства ребер жесткости на 75 процентов, повысить уровень квалификации до 98 процентов и снизить затраты на 30 процентов.

В коммерческом космическом секторе и других областях, таких как высокоскоростное железнодорожное сообщение, атомная энергетика, фотоэлектрическая энергия, энергия ветра и транспортные средства на новых источниках энергии, китайская модель политики под руководством правительства, государственные инвестиции (или субсидии), создающие спрос, и честная конкуренция между предприятиями неоднократно доказывалась успешная, отметили китайские космические наблюдатели.

Читайте также