Когда искусство больше, чем политика: размышления о 50-летии турне Филадельфийского оркестра по Китаю

Когда искусство больше, чем политика: размышления о 50-летии турне Филадельфийского оркестра по Китаю

Рекламное изображение перформанса «Отголоски древних танских стихов». (iSING! Фестиваль/Твиттер)

В начале года группа друзей из Сучжоу приехала в Сингапур после визита в США. За едой, когда они рассказывали о своей поездке в США, я узнал, что они выступали в Филадельфии и Нью-Йорке.

С 2014 года в Сучжоу проходит выставка iSING! Сучжоуский международный фестиваль искусства молодых певцов, привлекающий молодых певцов со всего мира для распространения культуры и искусства. В этом году шесть молодых композиторов из разных стран сочинили мелодии к танским стихам, таким как «Мысли в тихую ночь» (《静夜思》) и «Приглашение выпить» (《将进酒》) Ли Бая, «Прощание в пастбищах» (《赋得古原).草送别》) Бай Цзюйи и «Ода гусям» Ло Биньвана с 15 певцами из 10 стран, выступающими на китайском языке в сопровождении Филадельфийского оркестра.

Спектакль, проходивший в первой половине января, назывался «Отголоски древних танских стихов». Цзинь Цзе, член Постоянного комитета муниципального партийного комитета Сучжоу и директор отдела рекламы, руководил группой, которая выступала в Киммель-центре в Филадельфии и Линкольн-центре в Нью-Йорке.

оркестр
Зрители на спектакле «Отголоски древних танских стихов». (Чжан Хэцин/Twitter)

Почему Филадельфия? Мой друг сказал, что Филадельфийский оркестр гастролировал по Китаю в 1973 году как первый американский оркестр, посетивший Китай, так что это было выступление в честь китайского Нового года и празднование 50-летия турне оркестра по Китаю.

Затем премьер-министр Китая Чжоу Эньлай пригласил Филадельфийский оркестр в гастрольный тур по Пекину, по-видимому, после долгих размышлений и тщательного планирования.

От «пинг-понговой дипломатии» к музыкальной дипломатии

После «пинг-понговой дипломатии» в апреле 1971 года тогдашний советник по национальной безопасности Генри Киссинджер в июле тайно отправился в Пекин, чтобы подготовиться к визиту президента Ричарда Никсона в Китай в 1972 году. команды также посетили Китай; в сентябре того же года настала очередь Филадельфийского оркестра посетить его в рамках шоу музыкальной дипломатии.

Филадельфия была первой столицей США после обретения независимости, а Филадельфийский оркестр был и остается одним из оркестров Большой пятерки в США. Затем премьер-министр Китая Чжоу Эньлай пригласил Филадельфийский оркестр в гастрольный тур по Пекину, по-видимому, после долгих размышлений и тщательного планирования. Оркестром руководил 73-летний американец венгерского происхождения Юджин Орманди, который в 1940-х годах давал благотворительные концерты в поддержку канадского хирурга доктора Нормана Бетьюна и его медицинских усилий для Восьмой армии.

поцелуй чжоу эньлай
Советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер (справа) и премьер-министр Китая Чжоу Эньлай в 1971 году. (Интернет)

Генеральный консул Китая в Нью-Йорке Хуан Пин, член Палаты представителей Дуайт Эванс и мэр Филадельфии Джим Кенни посетили представление «Эхо древних танских стихов». В сообщениях цитируется Хуан, который сказал, что «общение между людьми является постоянной движущей силой китайско-американских отношений».

Мы, наверное, еще помним, что в начале января Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) по-прежнему требовали отрицательный тест на Covid в течение 48 часов для путешественников из Китая, что делало передвижение людей немного неудобным для культурного обмена. Однако мои друзья из Сучжоу сказали, что на таможне США все прошло гладко, и они получили теплый прием со стороны зрителей в Филадельфии и Нью-Йорке.

Я посмотрел несколько онлайн-видео концерта, и атмосфера действительно казалась довольно хорошей.

Взяв это за отправную точку, я провел поиск и нашел книгу Бетховен в Пекине: истории из исторического путешествия Филадельфийского оркестра в Китай американской журналистки Дженнифер Лин и одноименный документальный фильм, также снятый Лин вместе с сорежиссером Шэрон Маллалли. Этот фильм доступен для просмотра на его веб-сайте с учетной записью PBS или посредством единовременной покупки, а в видеороликах, показывающих Лин на форумах или выступающих с программными речами, она сказала, что с помощью интервью и сбора информации она хотела показать интерес Китая к западным классической музыки, и записать эту главу истории в 1973 году.

Прекрасная музыка Филадельфийского оркестра изменила его мнение — он больше не хотел быть «восточным шаманом», а «западным шаманом»: дирижером западного оркестра.

загар
Тан Дун в 2008 г. (SPH Media)

Китайско-американский композитор Тан Дун также рассказал о визите Филадельфийского оркестра в 70-е годы. Во время Культурной революции молодой Тан был «отправлен» в Хунань, когда однажды в поле он услышал музыку через громкоговоритель. Друг спросил его, не хочет ли он послушать какую-нибудь интересную музыку, и сказал, что она называется «симфония», а Филадельфийский оркестр как раз в это время был в Китае.

Тан сказал, что впервые услышал «симфонию», и осенью 1973 года он был глубоко тронут музыкой, доносившейся из громкоговорителя. Он сказал, что во время Культурной революции он был шаманом (волшебником) в своей сельской средней школе, дирижировал оркестром на свадьбах и похоронах. Прекрасная музыка Филадельфийского оркестра изменила его мнение — он больше не хотел быть «восточным шаманом», а «западным шаманом»: дирижером западного оркестра.

Другой китайский дирижер Цай Цзиньдун, бывший профессор исполнительского мастерства в Стэнфордском университете, а ныне директор Американо-китайского музыкального института и профессор музыки и искусства в Бард-колледже, вспоминал на семинаре, что он был еще молод, когда Филадельфийский оркестр посетил Китай в 1973. Хотя во время Культурной революции они еще могли учиться играть на музыкальных инструментах, исполнять можно было только революционную музыку. Первоначально изучая скрипку, когда он был в Пекине, Цай был очень тронут, когда прочитал новости и увидел фотографии поездки Филадельфийского оркестра в Китай. Цай подчеркнул, что поездка была не просто музыкальной новостью, а крупным событием, на которое обратило внимание общество.

Влияние музыки

После четырех выступлений Филадельфийского оркестра в Пекине в сентябре 1973 года газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью, написанную «Утренней звездой Центральной филармонии» (央乐团晨星). В нем описывалось выступление под управлением Юджина Орманди: «Их исполнение Симфонии № 6 Бетховена (Пасторальной) перенесло публику в живописные сцены: чистые ручьи и мелодичное пение птиц; деревенские и рудиментарные деревенские танцы; прорехи дождя и ветра в молниях и громах, сменяющиеся внезапно ясным небом и прекрасными полями… С богатым воображением и тонким чутьем Бетховен изобразил идиллическую Вену начала 19 века и свое душевное состояние, прогуливаясь по сельской местности.

«Выступление оркестра оживило эти сцены. Орманди страстно дирижировал Симфонией № 5 Бетховена. Исполнение было строгим, грандиозным и страстным, особенно в переходе от третьей части к триумфальной четвертой части, когда эмоции и музыкальный накал достигли своего пика. , Оркестр великолепно исполнил великолепную триумфальную песню, оставив публику в восторге».

Автор заканчивал произведение словами: «16 сентября китайские и американские музыканты впервые вместе исполнили Концерт для фортепиано с оркестром Хуанхэ. Энергичная и волнующая игра на фортепиано гармонировала с полным и роскошным звучанием оркестра, глубоко тронув публику. Успешное сотрудничество между китайскими и американскими музыкантами иллюстрирует глубокую дружбу между двумя странами».

По правде говоря, через несколько месяцев после выступления Филадельфийского оркестра в Китае Бетховен стал объектом критики в стране.

В январе 1970 года Филадельфийский оркестр под управлением Юджина Орманди и оркестр Военной академии Вэлли-Фордж под руководством полковника Д. Кейта Фелтема исполнили «Увертюру 1812 года» Петра Ильича Чайковского вживую в Музыкальной академии в Филадельфии, штат Пенсильвания. , НАС.  (Викимедиа)
В январе 1970 года Филадельфийский оркестр под управлением Юджина Орманди и оркестр Военной академии Вэлли-Фордж под руководством полковника Д. Кейта Фелтема исполнили «Увертюру 1812 года» Петра Ильича Чайковского вживую в Музыкальной академии в Филадельфии, штат Пенсильвания. , НАС. (Викимедиа)

Хотя мы можем подумать, что такие статьи «пустяки» в сегодняшнем контексте, должно быть, было трудно опубликовать такой подробный отчет о выдающемся оркестровом исполнении симфоний Бетховена в китайских газетах в то время.

По правде говоря, через несколько месяцев после выступления Филадельфийского оркестра в Китае Бетховен стал объектом критики в стране. Что стало с этой «Утренней звездой Центральной филармонии», я не знаю. В то время, когда Бетховен и симфонические оркестры принадлежали буржуазии, а Симфония № 5 Бетховена («Судьба») считалась пропагандой фатализма в условиях Культурной революции, нетрудно представить бедственное положение китайских артистов и то, насколько сложным было ценить искусство.

С точки зрения воздействия Шанхайское коммюнике, обнародованное по завершении визита Никсона в Китай, явно более значимо, чем визит Филадельфийского оркестра. Однако во многих случаях именно на фоне идеологических разногласий, национальных интересов и международной политической ситуации искренний культурный обмен между массами становится еще более ценным.

Действительно, если культурные обмены не происходят в нужное время или совпадают с официальными ожиданиями теплых двусторонних отношений, они могут и не состояться. Даже если культурные обмены и будут иметь место спустя годы, если изменится международная ситуация и политический дискурс, о них могут даже не вспомнить, не говоря уже о том, чтобы влиять на общую ситуацию.

… усилия моих друзей из Сучжоу могут посеять новые семена.

Рекламный образ
Рекламное изображение концерта Echoes of Ancient Tang Poems, представленного совместно iSing Suzhou, Филадельфийским оркестром и Азиатским советом исполнительских искусств. (iSING! Фестиваль/Твиттер)

В таких условиях они могут стать просто юбилеем или индикатором холодных международных отношений в настоящее время и показаться довольно бессильными. Но когда мы говорим, что эти культурные обмены принадлежат «массам», это происходит именно потому, что они в разной степени влияют на конкретных людей или определенные сообщества. Трудно сказать, какими будут эти воздействия — у одних людей сердце может согреться или вдохновиться, в то время как другие смогут изменить свою жизнь, потому что будет посеяно семя.

В США мало освещается «Отголоски древних танских стихов», который был исполнен в ознаменование 50-летия турне Филадельфийского оркестра по Китаю. Я не знаю, посетит ли Филадельфийский оркестр снова Китай через несколько месяцев. Но я чувствую, что усилия моих друзей из Сучжоу могли бы посеять новые семена.

Время, а не состояние китайско-американских отношений, покажет, окупится ли их тяжелая работа. Кто знает? Спустя годы кто-то может вспомнить, как в начале 2023 года они слышали стихи Тан, которые пели под аккомпанемент Филадельфийского оркестра, и как они вошли в другой дворец культуры.

Читайте также