Будет ли экономика Китая переживать «потерянное десятилетие», как Япония?

Будет ли экономика Китая переживать «потерянное десятилетие», как Япония?

Люди идут по подземному переходу в Пекине, 22 марта 2023 года. (Ван Чжао/AFP)

Экономика Китая начинает напоминать японскую 30 лет назад? Некоторые аналитики высказывали такие настроения. На самом деле есть как сходства, так и различия. Тщательное наблюдение за тремя точками сходства и различия должно помочь в прогнозировании экономического будущего Китая.

Снижение рождаемости

Во-первых, снижение рождаемости. Согласно опубликованным правительством данным за 2020 год, общий коэффициент рождаемости (СКР) в Китае составляет 1,3, что соответствует показателю Японии. Демографические данные ООН, с другой стороны, показывают, что этот показатель для Китая упал до 1,16 в 2021 году. Снижение уровня рождаемости, сопровождающее рост доходов и переход к высшему образованию, — это явление, которое Китай разделяет не только с Японией, но и с другие страны Восточной Азии. Однако, в отличие от Японии и других стран, снижение рождаемости в Китае было ускорено обязательной политикой одного ребенка, и сейчас рождаемость снижается быстрее, чем в Японии.

Увеличение пенсионного возраста до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин могло бы компенсировать сокращение численности работающего населения.

В то же время мнение о том, что сокращение численности работающего населения, вызванное снижением рождаемости, станет последним гвоздем в крышку гроба экономического роста Китая, является преувеличенным. Это потому, что у Китая все еще есть хитрость в рукаве. Увеличение пенсионного возраста до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин могло бы компенсировать сокращение численности работающего населения. Таким образом, Китай сможет поддерживать нынешний уровень численности населения трудоспособного возраста в течение следующих двух десятилетий.

дети
Дети играют на детской площадке в торговом комплексе в Шанхае, Китай, 1 июня 2021 года. (Али Сонг/Reuters)

Это, по сути, похоже на прошлый опыт Японии. Япония компенсировала сокращение своего работающего населения за последние 20 лет, поощряя женщин возвращаться на работу после воспитания детей и повторно нанимая мужчин на работу после достижения пенсионного возраста. Без этого «потерянные десятилетия» Японии были бы еще более несчастными.

Пузырь на рынке недвижимости

Во-вторых, последствия пузыря на рынке недвижимости. Четыре года назад руководитель отдела недвижимости в Китае заявил, что капитализация рынка недвижимости Китая, по оценкам, достигла 65 триллионов долларов США, что превышает совокупную стоимость рынков недвижимости в США, Европе и Японии. Когда люди в Японии услышали это, они почувствовали, что это в точности то же самое, что они слышали 30 лет назад.

Цены на недвижимость в крупных китайских городах более чем в десять раз превышают средний годовой доход рабочих, а доходность инвестиций составляет менее половины процентных ставок по ипотечным кредитам. Цены завышены по любым меркам. Это эффективно действует как токсин, препятствуя экономическому росту, увеличивая бремя арендной платы для тех, кто не владеет собственным жильем, и бремя погашения кредита для тех, кто его покупает, и ускоряя концентрацию богатства среди очень богатых людей, которые владеет большим количеством жилой недвижимости.

…в Китае правительство монополизирует предложение земли и сильно вмешивается в рынок недвижимости, поэтому пузырь не лопнет легко.

Китайское правительство серьезно относится к этому негативному влиянию и сократило финансирование застройщиков после возрождения пузыря на рынке недвижимости в 2020 году. Однако результатом этого ужесточения стал беспрецедентный спад на рынке недвижимости с 2021 года. Это проводит параллели с энтузиазмом Японии в борьбе с пузырем на рынке недвижимости в 1990-х годах. Япония зашла слишком далеко в этой мере, и пузырь лопнул, открыв дорогу так называемому «потерянному десятилетию».

Учитывая вышесказанное, некоторые люди могут быть обеспокоены тем, что пузырь на рынке недвижимости Китая скоро лопнет так же, как это произошло в Японии, но это может быть не так. Ключевое различие между Японией и Китаем здесь заключается в том, что в Китае правительство монополизирует предложение земли и сильно вмешивается в рынок недвижимости, поэтому пузырь не лопнет легко. В Японии цены на землю упали на четверть за десятилетие после пика пузыря в 1991 году. Трудно представить, что такой же сильный «лопнул» пузырь на рынке недвижимости произойдет в Китае.

Корпус
Жилые дома в Чжэнчжоу, провинция Хэнань, Китай, 6 января 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)

Тем не менее, еще слишком рано чувствовать облегчение. КПК считает недопустимым, чтобы цены на недвижимость взлетели еще выше, чем сейчас, но также недопустимо, чтобы пузырь лопнул и погрузил экономику в десятилетнюю рецессию.

Следовательно, является ли статус-кво предпочтительным вариантом? Если сравнить лопание пузыря с человеческим телом — это как выброс токсинов, попавших внутрь организма, наружу. Если пузырь не лопнет, то тяжелое бремя арендной платы и выплат по ипотечным кредитам, а также ядовитая концентрация богатства среди очень богатых людей будут продолжать препятствовать экономическому росту.

Независимо от того, продолжают ли цены на недвижимость расти или резко падать, китайское правительство зашло в тупик, из которого нет выхода. То есть нет никакого способа не платить цену за раздувание пузыря на рынке недвижимости до такой степени, и вопрос здесь в том, как вы платите цену и в какие сроки.

Быстро растущий бюджетный дефицит и государственный долг

Третье сходство между Китаем и Японией заключается в том, что бюджетный дефицит Китая быстро увеличивается в результате компенсации снижения темпов роста за счет государственных инвестиций, снижения налогов и других фискальных вмешательств.

Местные государственные финансы особенно серьезны. Согласно заявлению Министерства финансов Китая в январе, доходы местного общего бюджета на 2022 финансовый год сократились на 2% в годовом исчислении, но на 6% по сравнению с первоначальным бюджетом. Кроме того, доходы от распоряжения землей, на долю которых приходилось 30% всех бюджетных поступлений местных органов власти, упали на 23% по сравнению с прошлым годом. Из-за сокращения налоговых поступлений из-за рецессии, масштабных мер по снижению налогов и огромных затрат на ПЦР-тесты из-за политики нулевого уровня Covid 2022 финансовый год был непростым для финансов местных органов власти Китая.

В 2022 году центральное правительство Китая разрешило испытывающим затруднения с финансами местным органам власти выпустить больше специальных муниципальных облигаций и позволило местным органам власти построить инфраструктуру для поддержки экономического роста. Сумма новых выпущенных специальных облигаций составила 3,6 трлн юаней (примерно 522 млрд долларов США) в 2020 году, 3,8 трлн юаней (558 млрд долларов США) в 2021 году и 4,0 трлн юаней (595 млрд долларов США) в 2022 году. Если добавить рефинансирование, более За последние три года было выпущено специальных облигаций на сумму 21 трлн юаней (приблизительно 3,12 трлн долларов США).

В дополнение к этому местные органы власти несут ответственность не только за формальный долг по муниципальным облигациям, но и за скрытые долги, заимствованные финансовыми платформами, известными как механизмы финансирования местных органов власти (LGFV). Согласно отчету, опубликованному МВФ в январе, долг местных органов власти, который представляет собой сумму формального долга (непогашенных муниципальных облигаций) и скрытых долгов, как ожидается, утроится за пять лет, с 35,7 трлн юаней в 2016 году до 92,1 трлн юаней в 2016 году. 2022 г. и 143,5 трлн юаней (21,3 трлн долларов США) в 2026 г.

КБР
Здания, окутанные смогом во время песчаной бури в Пекине, Китай, 22 марта 2023 года. (Блумберг)

Этот быстрый рост напоминает финансовую ситуацию в Японии после того, как лопнул пузырь в 1990-х годах, когда Япония увеличила бюджетный дефицит для мер экономического стимулирования в ответ на банковский кризис. Вдобавок к этому, в отличие от Японии с ее продолжающимися долгосрочными нулевыми процентными ставками, в Китае процентные ставки по долгосрочным государственным и местным государственным облигациям составляют почти 3%. Процентные ставки по скрытому долгу еще выше. Проще говоря, в 2026 году местным органам власти Китая придется нести расходы в размере более 5 триллионов юаней только в виде процентов, что грозит ростом долга как снежный ком.

По сути, центральное правительство не предоставляет достаточных финансовых ресурсов местным органам власти, хотя нагрузка на местные органы власти, например, социальное обеспечение, увеличивается.

Глядя таким образом только на финансы местных органов власти, мы можем опасаться, что китайская экономика остановится, но это беспокойство необоснованно. Это связано с тем, что в то же время дефицит центрального бюджета составляет около 3% ВВП по состоянию на 2022 год, а чистый дефицит (сумма, на которую расходы превышают доходы) составляет около 5–6%, что все еще является здоровым.

По сути, центральное правительство не предоставляет достаточных финансовых ресурсов местным органам власти, хотя нагрузка на местные органы власти, например, социальное обеспечение, увеличивается. Это создает трудности для местных государственных финансов. Это также объясняет, почему финансы местных органов власти стали чрезмерно зависеть от доходов от продажи земли.

Что может Китай

Чтобы исправить эту ситуацию, администрация Си Цзиньпина, находящаяся сейчас на третьем сроке, должна срочно провести фундаментальные реформы, чтобы сделать финансы местных органов власти более устойчивыми. Если он не захочет этого делать и вместо этого сосредоточится на более поверхностных мерах, это окажет значительное негативное влияние на жизнь китайцев и финансовую систему страны.

Массовый выпуск спецоблигаций за последние несколько лет происходил на арене финансов местных органов власти, но на самом деле это была скорее «национальная политика», реализуемая для поддержки экономики. В этом случае центральное правительство должно нести большую ответственность за погашение облигаций. Что касается пенсий, то также необходимо будет исправить текущую ситуацию, при которой финансовые ресурсы распределяются из богатых провинций в более бедные, и изменить систему на такую, при которой центральное правительство несет бремя более непосредственно.

деревенский
Жилые дома в деревне Чэнхэ, провинция Цзянсу, Китай, 31 января 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)

Такая реформа привела бы к увеличению дефицита центрального бюджета и выпуску большого количества государственных облигаций, но даже это не остановило бы экономику Китая, по крайней мере, на данный момент. В настоящее время Китай является страной с огромными чистыми иностранными активами, поэтому выпускаемые им государственные облигации могут быть полностью переработаны внутри страны. На самом деле Япония является ярким примером того, как центральные государственные финансы таких стран не обанкротятся до поры до времени, даже если они выпустят большое количество государственных облигаций. Тем не менее китайцев это вряд ли успокоит.

Если Китай хочет сохранить свой рост, у него не будет другого выбора, кроме как еще больше полагаться на дефицит бюджета.

Надлежащим средством восстановления роста и жизнеспособности экономики Китая является хирургическая процедура по устранению неработающих кредитов и неработающих активов с обеих сторон национального баланса. Однако эта процедура сопряжена с сильными болями. Япония совершила ошибку, сделав это слишком поспешно в 1990-х годах, и открыла дверь своим «потерянным десятилетиям». Администрация Си Цзиньпина попыталась «мягко приземлиться» с помощью лозунгов «новой нормальности» и «сокращения доли заемных средств», но потерпела неудачу. Если Китай хочет сохранить свой рост, у него не будет другого выбора, кроме как еще больше полагаться на дефицит бюджета.

Кроме того, по мере снижения рождаемости и старения населения дефицит социального обеспечения будет значительно увеличиваться. С дефицитом и долгами, накапливающимися в центральном бюджете, Китай будет все больше и больше походить на Японию. Среди различных общих проблем между Японией и Китаем это то, что меня больше всего беспокоит.

Китайцы всегда говорили, что они будут «учиться на опыте (то есть на неудачах) Японии». Интересно, почему сейчас кажется, что они больше склоняются к повторению неудач Японии.

Читайте также