Стремление Южной Кореи к «глобальному центральному государству» — непростая задача

Стремление Южной Кореи к «глобальному центральному государству» — непростая задача

Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль (в центре) отбывает после выступления на совместном заседании Конгресса в Палате представителей Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, 27 апреля 2023 года. (Стефани Рейнольдс/AFP)

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль был в ударе. В Белом доме в прошлом месяце президент США Джо Байден и президент Юн продемонстрировали, что две их страны идут рука об руку, будь то в противодействии ядерной программе Северной Кореи, помощи Украине в ее войне против России или улучшении отношений с Токио.

Ближе к дому президент Юн стремится повысить роль и вклад Сеула в регион как «глобального ключевого государства» — термин, подчеркнутый в Стратегии Южной Кореи для свободного, мирного и процветающего Индо-Тихоокеанского региона, опубликованной в ноябре прошлого года. Он также выступает за новую Инициативу солидарности между Кореей и АСЕАН (KASI).

KASI, о котором впервые было объявлено на саммите АСЕАН-Республика Корея (РК) в ноябре 2022 года, стремится поднять отношения АСЕАН-Республика Корея до всеобъемлющего стратегического партнерства. Он также направлен на укрепление регионального авторитета РК посредством ряда предложений по продвижению стратегической координации и всестороннего сотрудничества в области безопасности.

Трудности быть «глобальным центральным государством»

Каждая новая администрация Южной Кореи выдвигает свою собственную внешнеполитическую доктрину, и инициативы Юна мало чем отличаются от инициатив его предшественников. Хотя амбиции РК следует похвалить, вряд ли она соответствует своей цели стать «глобальным ключевым государством».

Конечно, стратегия KASI и президента Юна в Индо-Тихоокеанском регионе будет музыкой для ушей государств Юго-Восточной Азии. АСЕАН будет приветствовать взаимодополняемость между Индо-Тихоокеанской стратегией РК и Перспективами АСЕАН в Индо-Тихоокеанском регионе (AOIP). АСЕАН также оценит готовность Южной Кореи включить Китай, который часто преднамеренно исключается ее партнерами по диалогу, в усилия по региональному сотрудничеству.

Еще одним изменением нюансов является использование новых формулировок, направленных против растущего влияния Китая: противодействие милитаризации Южно-Китайского моря (ЮКМ) и изменения морского статус-кво в регионе.

армия
Американские солдаты принимают участие в стрессовой стрельбе во время конкурса на лучший отряд, проводимого 2-й пехотной дивизией США и объединенной дивизией Республики Корея и США в военном лагере Кейси в Тондучхоне, 3 мая 2023 года. (Чон Ён-дже/AFP)

Внешняя политика президента Юна согласуется с политикой его предшественников: более тесное взаимодействие с АСЕАН даст Южной Корее геополитический балласт и уменьшит экономическую зависимость от Китая в период обострения американо-китайского соперничества. KASI президента Юна и Новая южная политика его предшественника, которые имели три столпа: люди, процветание и мир, похожи. В КАСИ «свобода» заменила «мир».

Еще одним изменением нюансов является использование новых формулировок, направленных против растущего влияния Китая: противодействие милитаризации Южно-Китайского моря (ЮКМ) и изменения морского статус-кво в регионе. Тем не менее, такой язык во многом заимствован из «свободной и открытой Индо-Тихоокеанской стратегии» (FOIP), уже используемой Японией и ее партнерами по Четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности (Quad) Австралией, Индией и США.

Южная Корея не обладает таким же дипломатическим влиянием и ресурсами, как другие азиатские средние державы, такие как Япония и Индия.

Еще неизвестно, будет ли достаточно стратегии KASI и Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе для усиления ее стратегической роли в регионе. Во-первых, Южная Корея остается мелочью среди таких гигантов, как Япония и США.

В Обзоре состояния Юго-Восточной Азии за 2023 год Южная Корея поднялась в рейтинге как одна из самых влиятельных держав региона, но по-прежнему занимает седьмое место после Японии, Китая и Европейского Союза. Южная Корея также заняла седьмое место в Индексе мощности Азии Института Лоуи, чуть выше Сингапура и Индонезии.

Региональная роль Южной Кореи в контексте

По сравнению с другими средними державами, такими как Япония и Австралия, геополитические интересы Южной Кореи определены более узко. По сути, ядерная и военная угроза Северной Кореи останется главной заботой Сеула, а другие важные региональные проблемы, такие как ЮКМ, напряженность в Тайваньском проливе и споры Сенкаку/Дяоюйдао, занимают гораздо более низкое место в списке приоритетов Сеула.

Более того, Южная Корея не обладает таким же дипломатическим влиянием и ресурсами, как другие азиатские средние державы, такие как Япония и Индия. Помимо форумов под руководством АСЕАН, он не является частью каких-либо ключевых региональных мини-сторон, таких как Quad, AUKUS или коалиция FOIP. Эти мини-стороны дают Китаю повод для паузы, поскольку Пекин продолжает укреплять свои позиции в регионе, особенно в таких горячих точках, как ЮКМ. Отсутствие Сеула в таких мини-сторонах показательно.

Япония
Премьер-министр Японии Фумио Кисида (справа) и президент Южной Кореи Юн Сок Ёль (слева) осматривают почетный караул во время церемонии приветствия в канцелярии президента в Сеуле 7 мая 2023 года. (Чон Ён-дже/AFP)

В региональном и глобальном плане сравнение Южной Кореи с ее традиционным соперником Японией раскрывает статус первой в контексте. Япония рассматривается как ключевое азиатское государство, действия которого имеют глобальные последствия: в 1997 году Япония обязалась оказывать материально-техническую и небоевую поддержку американским военным операциям в «районах, окружающих Японию».

Тем не менее, у Японии нет глобальных амбиций; он просто пытается изменить ситуацию там, где может. Покойный премьер-министр Японии Синдзо Абэ сделал все возможное, чтобы подавить изоляционистские инстинкты бывшего президента США Дональда Трампа, когда Трамп намекнул на отказ Вашингтона от давних союзов с Сеулом и Токио.

Если Сеул серьезно относится к тому, чтобы стать частью более широкой сети альянсов США и его стремлению справиться с вызовом Китая, ему, возможно, придется взять листок из учебника Токио.

Когда США вышли из Транстихоокеанского партнерства в 2017 году, именно Япония (и Австралия) возглавили Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (CPTPP), которое сейчас является одним из крупнейших торговых блоков в мире. Япония выделила значительно больше финансов и ресурсов в размере 600 миллионов долларов США по сравнению с 40 миллионами долларов США Южной Кореей, чтобы помочь Украине в ее защите от России.

Тем не менее исторически сложилось, что Юн во время своей поездки 7 мая 2023 года на встречу с премьер-министром Японии Фумио Кисида наладил отношения с Токио, восстановив соглашение об обмене разведданными и возобновив трехсторонний диалог с Вашингтоном. Тем не менее, Токио был более зорок в том, чтобы бросить вызов Пекину, стремясь удвоить свои расходы на оборону, якобы для сдерживания китайской агрессии. Сеул планирует увеличивать расходы на оборону на 7% ежегодно в течение следующих пяти лет, но осторожно пояснил, что такое расширение направлено против Северной Кореи. Если Сеул серьезно относится к тому, чтобы стать частью более широкой сети альянсов США и его стремлению справиться с вызовом Китая, ему, возможно, придется взять листок из учебника Токио.

Будучи средней державой, Сеул амбициозен в своем желании стать «основным глобальным государством», но его амбиции должны быть умерены большей дозой реализма. Никто не стал бы критиковать Сеул за то, что он поставил перед собой более низкие цели: стать заслуживающим доверия ключевым государством не в глобальном, а в региональном масштабе.

Читайте также