Президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший открыл 2023 год своим первым государственным визитом в Китай 3-5 января. Поскольку торговля была на первом месте в его повестке дня, он привел с собой значительную бизнес-делегацию (от 60 до 80 человек из общей делегации в 200 человек) и собрал более 22,8 млрд долларов США в виде инвестиционных обязательств, в том числе 1,72 млрд долларов США для агробизнеса, 13,76 млрд долларов США. для возобновляемых источников энергии и 7,32 миллиарда долларов США для стратегического мониторинга, например, электромобилей и переработки полезных ископаемых. Эти обязательства дополняются четырнадцатью двусторонними соглашениями по туризму, торговле, обмену информацией и другим.
Внимание президента Маркоса к экономическим вопросам является хорошим предзнаменованием для страны, которая восстанавливается после пандемии Covid-19. Приоритет продовольственной безопасности, энергетической безопасности и цифровизации — хорошая основа для быстрого возвращения экономики к допандемическому уровню. Тем не менее, безопасность должна оставаться главным приоритетом. В противном случае администрация Маркоса может оказаться в той же бедственной ситуации, что и президентство Дутерте, когда ее внешняя политика развернулась в сторону Китая за счет диверсификации международных отношений страны.
Безопасность превыше всего
Первоначально Маркос рекламировался как кандидат на преемственность Дутерте, но полгода его президентства демонстрирует, что он, кажется, более склонен ставить безопасность на первое место и в центр. В своем первом Послании к нации в июне 2022 года он говорил о том, что «не уступит ни пяди» филиппинской территории какой-либо иностранной державе. На саммитах АСЕАН и связанных с ними встречах в Камбодже в ноябре 2022 года он подтвердил важность морской безопасности, особенно в том, что касается транснациональной преступности; незаконный, нерегулируемый и незарегистрированный промысел; морской пластиковый мусор; и загрязнение морской среды. На саммите «АСЕАН плюс три» он подчеркнул безопасность и свободу судоходства в соответствии с UNCLOS.
Президент Маркос и председатель Си Цзиньпин договорились поддержать скорейшее заключение Кодекса поведения за несколько дней до визита вице-президента США Камалы Харрис на Филиппины, что весьма показательно в отношении игры Маркоса «всем другом и врагом». ни к какой внешней политике. Однако нигде в его международных обязательствах не было упоминания об арбитражном решении 2016 года и о том, как его использовать. Возможным объяснением этого является осознание того, что использование награды для продвижения национальных интересов Филиппин вызовет трения, особенно с Китаем, и это то, чем Маркос не желает рисковать.
… но на Филиппинах лежит ответственность за сохранение Западно-Филиппинского моря в повестке дня.
В этом контексте неудивительно, что во время недавнего визита Маркоса в Китай заметно отсутствует твердая позиция по вопросам безопасности. Это в определенной степени понятно, учитывая склонность Китая избегать деликатных вопросов, но на Филиппинах лежит ответственность за то, чтобы Западно-Филиппинское море оставалось в повестке дня.
Как правило, Филиппины могут использовать награду 2016 года тремя способами. Во-первых, Маркос должен регулярно упоминать награду на саммитах и в своих международных мероприятиях. Молчать об этом равносильно отказу поддерживать основанный на правилах международный порядок. Это также является отражением авторитета Филиппин как ответственного члена международного сообщества. Молчание об этом укрепляет пораженческую позицию, преобладавшую при администрации Дутерте.
Второй способ, которым Филиппины могут воспользоваться наградой 2016 года, — это продолжить модернизацию вооруженных сил Филиппин и заручиться поддержкой филиппинской береговой охраны. По крайней мере, это позволяет местным рыбакам ловить рыбу в филиппинских водах максимально безопасно. Маркос сообщил, что обсудил с Си тяжелое положение филиппинских рыбаков и что последний пообещал «найти компромисс». Неясно, как создание горячей линии между двумя странами может сгладить детали, чтобы предотвратить недопонимание в Южно-Китайском море.
Возможность диверсифицировать партнеров
Третий способ, которым Филиппины могут использовать арбитражное решение, касается совместной разведки. Здесь много политики, не в последнюю очередь из-за конституционных ограничений. Был мораторий на разведку нефти, но он был снят в 2020 году.
В октябре 2022 года Министерство юстиции издало решение, освобождающее проекты возобновляемой энергетики от правила 60/40 в отношении иностранных инвестиций на Филиппинах. Это решение означает, что иностранные инвесторы, заинтересованные в полном владении проектами по возобновляемым источникам энергии на Филиппинах, теперь могут это сделать. Си сказал Маркосу, что Китай готов возобновить переговоры о разведке, но Маркос должен понимать, что это открывает возможности и для других партнеров Филиппин, если эти проекты прозрачны и соответствуют конституции и решению 2016 года.
Он говорил правильные вещи в нужное время и никогда не отклонялся от сценария, в отличие от Дутерте, который был известен тем, что стрелял от бедра.
Если Маркос серьезно настроен отойти от политики Дутерте, то его администрация должна сделать две вещи. Во-первых, сделать перекалибровку, что проведение независимой внешней политики означает диверсификацию международных отношений страны. Тем самым Маркос восстанавливает доверие к Филиппинам в международном сообществе государств.
До сих пор ему удавалось это делать во время своих визитов в Юго-Восточную Азию, США, Европейский союз, а теперь и в Китай, где он представил Филиппины как достойное государство. Он говорил правильные вещи в нужное время и никогда не отклонялся от сценария, в отличие от Дутерте, который был известен тем, что стрелял от бедра. Маркос может укрепить новый этап внешней политики Филиппин, обеспечив использование арбитражного решения 2016 года для отстаивания и защиты национальных интересов страны.
Однако в нынешнем виде новая администрация не имеет четкой экономической стратегии.
Второй способ отличить администрацию Маркоса от администрации Дутерте — серьезно отнестись к внутренним соображениям. Филиппины по-прежнему по уши в долгах из-за заимствований во время пандемии. Администрация Дутерте оставила непогашенный долг в размере примерно 223 миллиардов долларов США. К тому времени, когда Маркос начал президентство, долг Филиппин достиг нового рекорда в 224 миллиарда долларов США.
Однако в нынешнем виде новая администрация не имеет четкой экономической стратегии. Предложения по фонду благосостояния Махарлика и фиаско в аэропорту в первый день Нового года свидетельствуют об ошибках управления.
Тогда становится понятным, почему экономическая повестка дня имела приоритет во время поездки в Пекин. Но если проблемы безопасности по-прежнему будут замалчиваться, стране будет очень сложно ориентироваться в постпандемической геополитической обстановке.