Первый визит Анвара Ибрагима в Китай в качестве премьер-министра Малайзии в конце марта и начале апреля этого года принес в первую очередь много экономических результатов, в частности инвестиционные обязательства на сумму до 170 миллиардов ринггитов, содержащиеся в 19 меморандумах о взаимопонимании, подписанных между предприятиями двух стран. стран во время визита. Хотя еще предстоит увидеть, какая часть этой суммы в конечном итоге материализуется, Анвар может быть уверен, что визит достиг своих целей экономической дипломатии.
Анвар восторженно похвалил китайского лидера Си Цзиньпина во время встречи двух лидеров, и китайские хозяева могут быть только довольны оптикой и результатами этого визита. Несмотря на более позднее противоречивое (и нестандартное) замечание Анвара о возможности переговоров с Китаем по Южно-Китайскому морю, этот визит обычно рассматривается как задающий твердую и оптимистичную траекторию двусторонних отношений.
В этом визите Анвара в Китай есть и примечательный аспект. В отчете о встречах Си и Анвара одной из тем, возникших в тексте, была важность, придаваемая «цивилизации». Термин появился пять раз в зачитываемом тексте.
Напротив, в отчете о встрече премьер-министра Сингапура Ли Сянь Луна и Си Цзиньпина (Ли также посетил Китай почти одновременно с визитом Анвара) “цивилизация” отсутствовала напрочь. В моей более ранней статье о политике Анвара в отношении Китая перед его визитом я упомянул, что у Анвара есть своеобразная «цивилизационная линза» в подходе к Китаю, и это действительно подтверждается отчетом об этом визите.
Этот первый в истории визит Анвара в Китай в 1994 году был также первым случаем, когда лидер Малайзии продемонстрировал столь высоко оценивающее отношение к китайской культуре и цивилизационному наследию.
«Цивилизаторская перспектива» Анвара
Чтобы проследить эту «цивилизационную перспективу» Анвара дальше, необходимо рассказать о некоторых очень интересных эпизодах раннего этапа политической карьеры Анвара. В сентябре 1994 года Анвар, занимавший тогда должность заместителя премьер-министра, совершил шестидневный визит в Китай. Это был его первый визит в Китай, и маршрут, как сообщается, выбранный самим Анваром, стал захватывающим откровением интереса Анвара к Китаю.
Помимо Пекина и Шанхая, Анвар посетил провинции Нанкин и Шаньдун (включая города Цюйфу, Циндао и Цзинань). Он посетил Цюйфу, чтобы отдать дань уважения месту рождения Конфуция, а также поднялся на высоко почитаемую в культурном отношении гору Тай в провинции Шаньдун. В Нанкине он посетил гробницу Чжэн Хэ и мавзолей Сунь Ятсена.
Символизм Конфуция, горы Тай, Чжэн Хэ и Сунь Ятсена был очевиден, олицетворяя китайский философский гуманизм, китайскую цивилизацию, мост в исламский мир и возрождение Китая как современного национального государства.
Этот первый в истории визит Анвара в Китай в 1994 году был также первым случаем, когда лидер Малайзии продемонстрировал столь высоко оценивающее отношение к китайской культуре и цивилизационному наследию. Хотя Махатхира Мохаммада можно справедливо считать премьер-министром, сделавшим больше всего для развития отношений с Китаем в 1990-х годах, Махатхир никогда не проявлял особого интереса к китайской культуре.
С другой стороны, признание Анваром китайской культуры и цивилизации оказалось не просто рассчитанной целесообразностью для привлечения избирателей из числа этнических китайцев (у Анвара были несколько натянутые отношения с этническим китайским сообществом в Малайзии в 1980-х годах), а подлинной попыткой цивилизационный диалог.
«Что мы предвидим для Азии в целом в следующем столетии, так это то, что она должна внести больший вклад в развитие человеческой цивилизации». – Анвар
В своей книге 1996 г. Азиатский ренессанс, Анвар решительно сформулировал необходимость цивилизационных диалогов на фоне некогда модной в 1990-е годы теории «цивилизационного столкновения», сформулированной Сэмюэлем Хантингтоном. В книге Анвар писал:
Диалог [between civilizations] должны быть непрерывными и мотивированы искренним поиском истинного понимания. Каждая сторона должна быть готова выйти из своих ментальных коконов и превзойти ограничения своего мышления. Азия тоже должна еще многое узнать о Западе, поскольку Запад должен сделать больше, чтобы понять и оценить Азию… Задача состоит в том, чтобы создать общее видение будущего, которое выходит за рамки наших нынешних забот и забот, продвигаясь к создание глобального сообщества, в котором не доминируют ни Восток, ни Запад, но которое посвящено идеалам обоих (стр. 40-41).
Что мы предвидим для Азии в целом в следующем столетии, так это то, что она должна внести больший вклад в развитие человеческой цивилизации. Отныне азиатское интеллектуальное сообщество должно расходовать значительную часть своих ресурсов на взращивание и популяризацию азиатского наследия, особенно тех элементов культуры и традиций, которые не только характеризуют азиатскую идентичность, но и способствуют обогащению универсального гуманного общества (стр. 100). ).
Цивилизации на «Востоке»
Система отсчета Анвара в артикулировании вышеприведенных пассажей была между Азией и Западом или Востоком и Западом, но он не упускал из виду, что диалоги между цивилизациями на «Востоке» имеют такое же значение, как и между Востоком и Западом.
При его спонсорской поддержке в 1995 году в Университете Малайи была организована крупная международная конференция по конфуцианско-исламскому диалогу. Вступительное слово Анвара на конференции началось с отрывка: «Этот исторический диалог между исламом и конфуцианством знаменует собой начало крупного развитие азиатского сознания. До сегодняшнего дня в дискурсах о сравнительных культурах и цивилизациях доминировала озабоченность Западом». (Содержится в томе Ислам и конфуцианство: цивилизационный диалоготредактированный Османом Бакаром и Ченг Гек Наем и опубликованный в 1996 г.).
Анвар поссорился с Махатхиром в 1998 году и был исключен из правительства, а вместе с его уходом была официальная поддержка проекта конфуцианско-исламского диалога. Различные группы гражданского общества в Малайзии время от времени организовывали различные усилия для участия в конфуцианско-исламском диалоге, но никогда не добивались такого же уровня внимания и поддержки, как та, которую спонсировал Анвар в 1995 году. Наконец, получив власть после выборов 2022 года. , у Анвара есть возможность возродить свою давнюю страсть к содействию конфуцианско-исламскому цивилизационному диалогу.
… он, вероятно, больше согласен с плюралистическим видением Китая, содержащимся в Глобальной цивилизационной инициативе, чем с бинарным видением «демократия против автократии», популярным сегодня в Вашингтоне.
Следовательно, предложение Китая о Глобальной цивилизационной инициативе найдет особый отклик в Малайзии Анвара. Анвар называет свой подход к управлению Малайзией одним из «малайзийских мадани». («Мадани» — это термин, примерно похожий на цивилизацию). Его взгляд на малазийско-китайские отношения отныне будет содержать некое воображаемое нечто большее, чем отношения между двумя национальными государствами, но будет отражать более широкий цивилизационный диалог.
Это не означает, что расчеты национальных интересов не будут иметь значения — они почти всегда являются первыми приоритетами, но такая «цивилизационная линза» действительно предполагает, что, когда Анвар думает о Китае, основным кадром не обязательно является коммунистическая партия-государство, сверхдержава, способная разрушить существующий порядок или создать угрозу безопасности в Южно-Китайском море.
Таким образом, мировоззрение Анвара будет значительно отличаться от определенных западных ожиданий, что Анвар объединится с «демократиями» против «автократий», несмотря на его пожизненную борьбу за демократизацию в Малайзии. На самом деле он, вероятно, больше согласен с плюралистическим видением Китая, содержащимся в Глобальной цивилизационной инициативе, чем с бинарным видением «демократия против автократии», популярным сегодня в Вашингтоне.
Малайзия, будучи многоэтническим, многокультурным и многоконфессиональным обществом, действительно является идеальным местом для проектов и усилий по возрождению конфуцианско-исламского диалога. Однако прошлые усилия по такому взаимодействию и диалогам не были достаточно устойчивыми и устойчивыми, с только поверхностными взаимодействиями. Чтобы сделать такие диалоги более содержательными, необходимо выйти за рамки поверхностных взаимодействий и способствовать подлинному взаимопониманию.
Правда, как сокрушался Анвар около 30 лет назад, диалога между конфуцианством и Западом или исламом и Западом гораздо больше, но между конфуцианством и исламом едва ли достаточно. На самом деле, по крайней мере в Малайзии, за последние тридцать лет на этом фронте был достигнут лишь ограниченный прогресс. Это потребует серьезной и постоянной приверженности со стороны интеллектуальных сообществ Малайзии и Китая, а также более широкого исламского и китайскоязычного мира.