Зарубежное кредитование Китая нуждается в полноценной реструктуризации долга

Зарубежное кредитование Китая нуждается в полноценной реструктуризации долга

Мужчина идет по эстакаде возле строительной площадки станции метро в Пекине, Китай, 18 апреля 2023 г. (Tingshu Wang/Reuters)

Быстрый рост китайской экономики в течение последних нескольких десятилетий не был связан с внешними заимствованиями Китая, как это имело место во многих других быстро развивающихся экономиках. В случае с Китаем все обстоит наоборот, поскольку страна приступила к очень быстрому и массовому зарубежному кредитованию, особенно с 2014 года.

Основная причина, по которой Китай, все еще развивающаяся экономика, стал таким крупным международным кредитором, заключается в том, что страна, несмотря на очень высокий уровень инвестиций, имеет огромные внутренние сбережения, которые она не может полностью использовать внутри страны. Это действительно большие сбережения китайских домохозяйств, которые выплеснулись за границу, особенно в развивающемся мире.

Сегодня Китай находится в той же ситуации, что и Япония, но в гораздо большем масштабе кредитования развивающихся и пограничных рынков.

Япония и долговой кризис в Латинской Америке

Лишь несколько стран оказались в ситуации, аналогичной той, что была в Китае в прошлом. Япония и Тайвань, оба занимающие большие позиции в качестве внешних кредиторов, инвестировали за границей, но случай Японии гораздо больше похож на материковый Китай, поскольку банковские кредиты были основным инвестиционным инструментом как для Китая, так и для Японии. Вместо этого Тайвань направил свои избыточные сбережения в виде портфельных потоков, особенно покупая кредит США, но не через свои банки, кредитующие напрямую.

Вместо этого японские банки стали очень крупными кредиторами в Латинской Америке в 1970-х годах, чтобы переработать огромное положительное сальдо торгового баланса страны. К тому времени, когда разразился суверенный кризис в Латинской Америке, после первого нефтяного кризиса 1979 года, японские банки неохотно начали пролонгировать кредиты. Попытки ограничить их потери оказались тщетными, поскольку масштабная реструктуризация в конечном итоге произошла более десяти лет спустя в рамках плана Брейди.

Реальность такова, что латиноамериканский кризис оказался более дорогостоящим, чем необходимо, как для заемщиков, так и для кредиторов, поскольку реструктуризация суверенного долга не была решена, что быстро ухудшило перспективы погашения заемщиков.

Пинать банку по дороге

Сегодня Китай находится в той же ситуации, что и Япония, но в гораздо большем масштабе кредитования развивающихся и пограничных рынков. На самом деле, согласно различным неофициальным источникам, сумма долга, который эти страны накопили за последнее десятилетие, особенно после Covid, поразительна.

На сегодняшний день число стран, либо уже объявивших дефолт по своему суверенному долгу, стремящихся к реструктуризации, либо, по крайней мере, к финансовой помощи МВФ, только растет. Решения этих проблем различаются в разных странах-заемщиках и до сих пор были фрагментарными, не выводя страны-заемщики на путь приемлемого уровня долга.

Люди собираются у прилавков с одеждой, чтобы купить одежду в преддверии фестиваля сингальского и тамильского Нового года в Коломбо, Шри-Ланка, 11 апреля 2023 года. (Динука Лиянаватт/Reuters)
Люди собираются у прилавков с одеждой, чтобы купить одежду в преддверии фестиваля сингальского и тамильского Нового года в Коломбо, Шри-Ланка, 11 апреля 2023 года. (Динука Лиянаватт/Reuters)

Замбия часто считается наиболее позитивным примером, поскольку Китай присоединился к сделке по реструктуризации, предложенной самой важной ассоциацией кредиторов государственного сектора, а именно Парижским клубом. Однако дело далеко не закончено.

В случае Шри-Ланки, напротив, позиция Китая более двусмысленна и остается камнем преткновения для Шри-Ланки, чтобы наконец получить помощь МВФ, о которой страна ведет переговоры уже пару лет. На карту поставлен вопрос о соблюдении Китаем «Общих принципов» реструктуризации суверенного долга, согласованных между членами G20.

Среди разногласий между Китаем и Парижским клубом в отношении реструктуризации ключевым является отношение к многосторонним организациям при реструктуризации. До сих пор к многосторонним организациям относятся лучше, чем к другим кредиторам государственного сектора, с чем Китай, как крупный суверенный кредитор, не согласен.

Возможно, нам придется подождать еще несколько лет, прежде чем ситуация с платежеспособностью большого числа развивающихся и пограничных рынков станет огромной глобальной проблемой.

В целом ясно, что в мире гораздо более высоких процентных ставок, спровоцированных ужесточением Федеральной резервной системы (ФРС) и более высокой инфляцией во всем мире, некоторым развивающимся и пограничным рынкам с тяжелым долговым бременем становится все труднее погашать. Это тем более важно, поскольку Китай стал крупнейшим кредитором для некоторых из этих стран, но он не полностью соответствует традиционным суверенным кредиторам.

Как и в случае с суверенным кризисом в Латинской Америке, кредиторы (в данном случае особенно Япония, а теперь и Китай) пытаются продвинуться вперед, принимая пролонгацию платежей и даже некоторое снижение процентной ставки, но не настоящую стрижку. Возможно, нам придется подождать еще несколько лет, прежде чем ситуация с платежеспособностью большого числа развивающихся и пограничных рынков станет огромной глобальной проблемой.

Триггерные точки и возможные подводные камни

Спусковым крючком для быстрого ухудшения ситуации может стать крупный дефолт. Есть ряд потенциальных случаев, некоторые из которых стратегически очень близки к Китаю, а именно к Пакистану. Хотя Пакистану удалось выплатить средства из своей программы МВФ, его финансовое положение крайне неустойчиво. Инвестиции Китая в инфраструктуру Пакистана огромны, поэтому можно ожидать полной поддержки со стороны Китая, включая, возможно, изменение его позиции в отношении Общих принципов.

Это временное решение только увеличивает зависимость развивающихся и пограничных стран с крупной задолженностью от Китая, но не решает их проблемы с платежеспособностью в будущем…

Семья прибывает на двухколесном транспортном средстве, чтобы посетить грандиозную мечеть Фейсал во второй день празднования Ид аль-Фитр в Исламабаде, Пакистан, 23 апреля 2023 года. (Фарук Наим/AFP)
Семья прибывает на двухколесном транспортном средстве, чтобы посетить грандиозную мечеть Фейсал во второй день празднования Ид аль-Фитр в Исламабаде, Пакистан, 23 апреля 2023 года. (Фарук Наим/AFP)

Тем не менее, в мире растущего стратегического соперничества между США и Китаем глобальное соглашение о принципах реструктуризации суверенного долга остается недостижимым, что может привести только к гораздо большему количеству суверенных дефолтов, чем первоначально ожидалось. Большая часть соответствующих потерь, связанных с такими суверенными дефолтами, несомненно, ляжет на Китай. Вот почему Китай делает все возможное, чтобы избежать такой возможности, предоставляя ликвидность тем странам, которые близки к суверенному дефолту.

Эта ликвидность, предоставляемая Народным банком Китая через двусторонние своп-линии, находится в юанях, а это означает, что страны-получатели могут использовать такую ​​ликвидность только для операций с Китаем (будь то для оплаты импорта или погашения долга). Это временное решение только увеличивает зависимость развивающихся и пограничных стран с крупной задолженностью от Китая, но не решает их проблемы с платежеспособностью в будущем, для решения которых потребуется полномасштабная реструктуризация долга.

В общем, момент истины для развивающихся и пограничных рынков с высокой задолженностью приближается, и позиция Китая в отношении суверенной реструктуризации по-прежнему состоит в том, чтобы тянуть время, надеясь, что проблема будет решена без серьезной стрижки. История показывает, что стоимость реструктуризации только увеличивается за счет ожидания.

Читайте также