Пыль осела на 15-х всеобщих выборах в Малайзии. Хотя выборы закончились пятидневным подвешенным парламентом, в стране в конечном итоге сформировалось «правительство единства», в которое вошли Пакатан Харапан, Барисан Насьональ и Габунганская партия Саравак после вмешательства малайских правителей.
На этом политическом фоне новоназначенному премьер-министру Малайзии Анвару Ибрагиму потребовалось почти три недели, чтобы сформировать свою руководящую команду (включая полных министров и их заместителей). Хотя общественное мнение Малайзии неоднозначно отреагировало на этот состав, созданный на основе компромисса, все еще есть на что надеяться, поскольку в состав этой команды входят бывшие министры и члены парламента, которые в прошлом хорошо зарекомендовали себя в законодательном органе или администрации.
Но неясно, обеспокоено ли международное общество или есть ли у него ожидания (как малазийцы) от нового кабинета Анвара. Когда Анвар был приведен к присяге в качестве премьер-министра Малайзии, малазийские комментаторы поспешили оценить, что «прозападная» позиция Анвара будет означать более тесное сближение с Западом, что, в свою очередь, может повредить отношениям Малайзии и Китая.
Такие оценки взволновали западные или прозападные страны (например, Турцию), о чем свидетельствует поток поздравительных посланий еще до того, как Анвар принес присягу. Но проблема с этой точкой зрения заключается в том, что она не учитывает политические подводные течения страны, особенно правые оппозиционные партии, которые заручились поддержкой 54% малайских избирателей.
… еще слишком рано делать вывод о том, что Анвар возглавит «прозападное» правительство.
Анвар не обязательно «прозападный»
Нам достаточно взглянуть на ответ Анвара средствам массовой информации 14 декабря после заседания кабинета министров. На вопрос, будут ли повышены тарифы на электроэнергию, Анвар ответил, что в случае повышения тарифов плата будет взиматься только с транснациональных корпораций, ориентированных на экспорт. Это правая протекционистская политика, развернутая левым правительством, чтобы учесть чувства малайского сообщества. Это противоречит вере Анвара в свободный рынок, когда он был заместителем премьер-министра и министром финансов 25 лет назад.
Следовательно, международное сообщество, будь то Китай или Запад, уделяет пристальное внимание будущим шагам Малайзии во внешней политике. Учитывая нынешнюю политическую и дипломатическую обстановку, еще слишком рано делать вывод о том, что Анвар возглавит «прозападное» правительство.
Конечно, как известно большинству ученых-международников, только после того, как второй премьер-министр Малайзии Тун Абдул Разак Хусейн вступил в должность в 1970 году, страна стала проводить политику нейтралитета и неприсоединения. До этого прозападная политика Малайзии была устоявшейся национальной политикой.
До этого, помимо того факта, что первый премьер-министр Малайзии Тунку Абдул Рахман учился за границей, это было также связано с тем, что страна столкнулась с различными военными угрозами со стороны Коммунистической партии Малайзии (МКП), Индонезии и Филиппин на ранних этапах. его создания, что заставило страну выбрать сторону.
Тем не менее, в начале 1970 года изменения в международной обстановке, включая уменьшение угрозы со стороны КПК, эскалацию китайско-советской напряженности и скопление людей в Малаккском проливе, вынудили Тун Разака скорректировать существующие дипломатические принципы.
Через год после вступления в должность премьер-министра Тун Разак продвинул Зону мира, свободы и нейтралитета (ZOPFAN) в Юго-Восточной Азии и привел страну к присоединению к Движению неприсоединения (ДНП) в попытке укрепить региональное сотрудничество. В 1974 году Малайзия установила дипломатические отношения с Китаем. Эти действия укрепили принцип неприсоединения Малайзии.
В своих собственных рамках нейтралитета и неприсоединения Малайзия выбрала «средний путь» в исламе, чтобы сдержать растущий исламский терроризм того времени.
Однако после того, как Махатхир Мохамад стал премьер-министром Малайзии в 1980-х годах, его политика «Взгляд на Восток», антизападная риторика и акцент на национальных интересах страны казались ученым-международникам отклонением от принципа нейтралитета страны. Однако на самом деле эта политика проводилась в рамках нейтралитета и неприсоединения, просто предпосылки и цели были другими.
Нейтралитет между западным миром и странами третьего мира
После холодной войны в 1980-х и 1990-х годах и после распада Советского Союза наступила эпоха однополярного мира, в котором доминировали США. Движение неприсоединения, которое должно было уравновесить Советский Союз и США, потеряло направление, и Малайзии пришлось перейти от нейтралитета между США и Советским Союзом к нейтралитету между западным миром и странами третьего мира, поэтому Махатхир выступил против Запада и высказался для стран третьего мира.
К тысячелетию мир вступил в эпоху многополярного соперничества между США, Россией, Китаем и Индией. В своих собственных рамках нейтралитета и неприсоединения Малайзия выбрала «средний путь» в исламе, чтобы сдержать растущий исламский терроризм того времени.
Так что, как бы ни менялся фон и среда мировой политики, правительство Малайзии не изменило своим дипломатическим принципам. Даже когда в 2018 году к власти пришел левый Пакатан Харапан, его дипломатические принципы остались прежними. Хотя он стал более консервативным, например, отмена высокоскоростной железной дороги между Джохором и Сингапуром, это было следствием внутренней политики и не имело ничего общего с изменением дипломатической политики.
Конечно, в этот момент читатели могут задаться вопросом, почему Малайзия придерживается дипломатического нейтралитета и отказа от союзов — на самом деле это связано с присущими Малайзии географическими условиями.
… Я предвижу, что новое правительство будет придерживаться принципа нейтралитета и неприсоединения.
Западная Малайзия находится рядом с Малаккским проливом, ключевым морским маршрутом; на востоке он проходит через Сингапурский пролив, известный как «горло» Малаккского пролива, и является одним из четырех самых загруженных международных морских маршрутов в мире. Это также один из важнейших маршрутов транспортировки бензина по всему миру, и само собой разумеется, насколько он важен.
С этими географическими преимуществами, естественно, Малайзия может позволить себе оставаться нейтральной и без союзов, и даже сумела застраховаться от контекста конкуренции между Китаем и США в 2020-х годах. Кроме того, с точки зрения международной этики Малайзии также необходимо сбалансировать интересы различных стран, которые используют этот маршрут, поэтому принятие какой-либо стороны в ее дипломатической политике нанесет ущерб определенным сторонам.
Надежда на перезапуск высокоскоростной железной дороги?
Так что я предвижу, что новое правительство будет придерживаться принципа нейтралитета и неприсоединения. А когда дело доходит до кабинета министров, наличие бывшего главного министра Перака Замбри Абд Кадира, не имеющего федерального административного опыта, в качестве министра иностранных дел и относительно неопытного бывшего заместителя министра образования Мохамада Аламина в качестве его заместителя, также означает, что серьезных изменений не произойдет. в направлении дипломатической политики.
Конечно, нынешний международный политический климат также очень важен. В постковидную эпоху противостояние между Китаем и США переросло в оппозицию. Западный мир также постепенно придумывает политику сдерживания Китая, в то время как добыча в Китае снизилась из-за длительного цикла блокировок и отмен Китая, что не дает Анвару причин менять дипломатию.
Дипломатическая структура Анвара, вероятно, является моделью хеджирования времен Наджиба, что означает сохранение дружеских отношений с Китаем при сохранении стабильных отношений с Западом в условиях китайско-американского противостояния, чтобы ни одна из сторон не поняла неправильно и не обиделась.
Кроме того, назначение бывшего министра финансов Тенгку Зафрула на пост министра международной торговли и промышленности также означает, что новое правительство сосредоточится на развитии торговых отношений, а не традиционных дипломатических отношений. Сигналы могут быть хорошей новостью для Сингапура, потому что если предыдущие совместные проекты, которые были остановлены, такие как высокоскоростная железная дорога, помогают в развитии торговых отношений, их возобновление — вопрос времени.
Эта статья была впервые опубликована в Lianhe Zaobao как «安华将延续马国«对冲»外交».