Япония и Китай: растущая экономическая взаимозависимость на фоне переговоров о разъединении

Япония и Китай: растущая экономическая взаимозависимость на фоне переговоров о разъединении

Автомобили Toyota Motor Corporation на брифинге, посвященном стратегиям компании в отношении аккумуляторных электромобилей, в Токио, Япония, 14 декабря 2021 г. (Ким Кён-Хун/Reuters)

В последние годы, несмотря на беспокойство по поводу геополитической напряженности, влияющей на глобальную и региональную экономику, включая ужесточение экспортного контроля, не позволяющего китайским предприятиям приобретать полупроводники и высокотехнологичное оборудование, настроения в Восточной Азии в целом были спокойными.

За тем, как Япония управляет своими политическими экономическими связями с США и Китаем, как с самой развитой экономикой Восточной Азии, стоит понаблюдать. Японские фирмы, благодаря своей роли организаторов производственных сетей, выходят на первый план в этом анализе.

Действительно, среди этих фирм растут опасения, что меняющийся геополитический климат и повышенное внимание к экономической безопасности могут подтолкнуть их к сокращению присутствия на китайском рынке. Однако как и в какой степени произойдет такое «расцепление»?

Растущая автомобильная промышленность Китая

Автомобильная промышленность Китая предлагает нам несколько идей. В 2009 году он обогнал США, став крупнейшим автомобильным рынком в мире, и с тех пор удерживает свое желанное место. Хотя Китай еще не выпустил своего автомобильного «национального чемпиона» (пока), растет признание того, что он является одним из самых агрессивных в продвижении технологической модернизации в рамках «зеленого» перехода. Его неортодоксальные политические меры дали некоторые предварительные результаты, такие как появление ярких искр, таких как производитель электромобилей (EV) BYD Auto.

Крупнейшая экономика Азии также привлекла инвестиционные доллары Tesla со штаб-квартирой в Остине, возможно, самой сложной автомобильной компании и компании по производству возобновляемых источников энергии. В 2018 году Tesla заложила фундамент своего первого производственного предприятия за пределами США в Шанхае. Обоснование его инвестиционного решения включает в себя лучший доступ к китайским потребителям, более низкие транспортные и производственные затраты, а также обход тарифов, вызванных продолжающимся торговым спором между Китаем и США.

Растущая зависимость Toyota от Китая

Чтобы не отставать, Toyota в 2019 году создала совместное предприятие с Panasonic, ведущей японской компанией по производству электроники, для увеличения производства аккумуляторов для электромобилей. Toyota получит 51% акций, а Panasonic — 49% акций совместного предприятия. Он будет управлять линиями по производству аккумуляторов Panasonic на заводах в западной японской префектуре Хёго и провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Ожидается, что совместное предприятие будет более целенаправленно переводить Toyota на электромобили (EV), сегмент рынка, в котором ей до сих пор не удавалось добиться значительного присутствия.

По сравнению с показателями в Китае, как производство, так и продажи Toyota в США сокращаются.

график
Рисунок 1: Продажи и производство Toyota в Китае и США, 2011–2021 гг. (% от общего объема продаж и производства).

У стратегии Toyota в Китае есть явный подтекст. Проще говоря, японская фирма все больше зависит от китайского рынка.

На рис. 1 показано, что доля китайского рынка во всем портфеле продаж Toyota увеличилась с 9,79 % в 2012 г. до 20,68 % в 2020 г. За тот же период производство Toyota в Китае также значительно увеличилось, что свидетельствует о более тесной интеграции с заинтересованными сторонами в Китае. . Тенденция даже усилилась после 2016 года, когда китайско-американские экономические связи заметно ухудшились. Хотя во время пандемии Covid-19 как производство, так и продажи в Китае несколько снизились, Китай остается крупнейшим зарубежным производственным предприятием Toyota. По сравнению с показателями в Китае, как производство, так и продажи Toyota в США сокращаются.

Япония и Китай экономически взаимосвязаны

В более долгосрочной перспективе торговые (и, в более широком смысле, экономические) связи Японии с Китаем расцвели, особенно после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в конце 2001 года. Положительное сальдо торгового баланса по отношению к Китаю.

Что касается экспорта, то на Китай приходится 21,6% доли рынка Японии. Это почти на 4% выше, чем японский экспорт на второй по величине рынок США. Разрыв увеличивается, если включить Гонконг (4,7% японского экспорта) в корзину Китая. Статистика импорта подчеркивает аналогичную динамику, при этом на Китай приходится почти четверть всего импорта Японии. Следующими двумя крупнейшими поставщиками в Японию являются США (10,7%) и Австралия (6,8%).

Китай может экспортировать своему восточному соседу только товары с относительно низкой добавленной стоимостью.

Недавний анализ структуры торговли между Японией и Китаем показывает нам, что основными продуктами, возглавляющими японский экспорт, являются общее/электрическое оборудование, химикаты и транспортное оборудование. Он импортирует в основном общее/электрическое оборудование и химикаты из Китая, хотя добавленная стоимость этих товаров довольно низка. Роль, которую играют общее/электрическое оборудование и химикаты, особенно важна, поскольку они, как правило, представляют собой капитальные товары и промежуточные товары, соответственно, необходимые для производства и сбыта готовой продукции.

Китай
Сборочная линия по производству динамиков на заводе в городе Фуян в восточной китайской провинции Аньхой, 30 ноября 2022 года. (AFP)

Общая картина такова, что поставки капитальных товаров, а также промежуточных товаров из Японии в Китай увеличиваются, и что Китай может экспортировать своему восточному соседу только товары с относительно низкой добавленной стоимостью.

Хотя технологическая сложность Китая, безусловно, со временем улучшилась, факт остается фактом: более высокая доля прибыли — по состоянию на настоящий период — приходится на японские компании. Что еще более важно, это указывает на взаимозависимость обеих экономик Северо-Восточной Азии, что, в свою очередь, способствует сотрудничеству и стабильности в регионе в целом.

… нехватка чипов в Китае уже привела к возникновению процветающего «серого рынка», на котором брокеры торгуют компонентами, легально проданными, но не авторизованными первоначальными производителями.

Ограниченное влияние на Китай и Японию?

Что мы делаем из анализа до сих пор? Во-первых, напряженность между США и Китаем вряд ли исчезнет в ближайшее время. Комментируя последние меры контроля США за экспортом полупроводников, высокопоставленные руководители японских технологических компаний соглашаются, что эти меры могут оказать краткосрочное влияние на китайские амбиции.

В их словах есть доля правды — нехватка чипов в Китае уже подпитывает процветающий «серый рынок», где брокеры торгуют компонентами, легально проданными, но не авторизованными первоначальными производителями. Эти транзакции сопряжены с риском из-за отсутствия возможности отслеживания. Кроме того, этот «серый рынок» способен удовлетворить спрос только в изолированных промышленных сегментах.

Тем не менее присутствие Китая в новых областях, таких как искусственный интеллект и суперкомпьютеры, скорее всего, продолжит расти. Некоторые из этих японских технологических компаний также не будут сильно затронуты санкциями, поскольку они предприняли шаги, чтобы уменьшить свое присутствие на материковом рынке.

Япония
Посетитель смотрит на вафельного робота Hiwin Technologies Corp. на стенде Hiwin Corp. на выставке Semicon Japan в Токио, Япония, 14 декабря 2022 г. (Kiyoshi Ota/Bloomberg)

Японо-китайское сотрудничество очень необходимо

В то время как бушует высокая политика, разумно вынашивать альтернативные, конкретные планы, чтобы продвигать дела в Восточной Азии. С этой целью как японские, так и китайские руководители и технократы могут найти общие области или темы, в которых наиболее вероятно сотрудничество.

Первое, что приходит на ум, — это политика в области изменения климата и меры бюджетной консолидации в третьей стране. Как упоминалось ранее, как японские, так и китайские фирмы заинтересованы в быстром переходе на экологичные транспортные средства. Пример Toyota показывает нам преимущества создания и даже углубления трансграничных производственных сетей.

… тот факт, что Япония и Китай являются крупными кредиторами и конечными клиентами этих стран, означает, что любые пакеты поддержки не могут быть эффективно реализованы без японо-китайской поддержки.

С точки зрения межправительственного сотрудничества, меры фискальной поддержки в третьей стране столь же — если не более — сложны в реализации, но потенциально могут стабилизировать глобальную экономику, сталкивающуюся с рядом взаимосвязанных проблем, начиная от высоких цен на энергоносители и заканчивая геополитической напряженностью.

В развивающихся странах Азии несколько стран уже столкнулись с резко возросшей инфляцией и даже с риском дефолта по суверенным долгам. Хотя откровенный диалог с многосторонними организациями имеет важное значение, тот факт, что Япония и Китай являются крупными кредиторами и конечными клиентами этих стран, означает, что любые пакеты поддержки не могут быть эффективно разработаны без японо-китайской поддержки.

Что касается Восточной Азии, то в последних двух ее экономических кризисах 1997 и 2008 годов между Токио, Пекином и остальным регионом активно координировались действия. Мало что говорит о том, что такие подвиги нельзя повторить.

Эта статья частично основана на результатах недавнего исследования под названием «Политическая экономия стратегии развития Японии в условиях китайско-американского соперничества: журавль, дракон и белоголовый орлан», опубликованного в журнале «Экономика Китая».

Читайте также