Япония и Китай: отношения «сотрудничества», чреватые неопределенностью

Япония и Китай: отношения «сотрудничества», чреватые неопределенностью

Люди переходят улицу в торговом районе Омотесандо в Токио, 9 апреля 2023 года. (Юичи ЯмадзакиAFP)

Администрация Фумио Кисида с самого начала стремилась к «сотрудничеству» с Китаем, несмотря на напряженность, существующую между двумя странами. Этот подход отличается от подхода администрации Ёсихидэ Суга, которая дошла лишь до поиска «союза» с Китаем.

Использование термина «сотрудничество» сигнализировало о желании сблизить Японию со своим соседом. Однако, возможно, из-за опасений по поводу общественного мнения внутри страны, политика администрации Кисиды в отношении Китая была несколько медлительной. Только сейчас, в 2023 году, мы видим, что администрация активно продвигает улучшение отношений с Китаем. Это может быть связано с тем, что Япония стремится расширить свой набор дипломатических ресурсов, например, председательствуя в Совете Безопасности ООН и G7.

кишида
Премьер-министр Японии Фумио Кисида (в центре) отвечает на вопросы во время заседания комитета по бюджету верхней палаты парламента в Токио, 27 марта 2023 г. (Казухиро Ноги/AFP)

На саммите Японии и Китая между премьер-министром Кисидой и президентом Си Цзиньпином в ноябре 2022 года администрация Кисиды согласилась установить «конструктивные и стабильные японо-китайские отношения». Премьер-министр Кисида далее заявил, что «в то время как японо-китайские отношения сталкиваются со многими проблемами и проблемами, а также различными возможностями для сотрудничества, японо-китайские отношения в настоящее время находятся на критическом этапе», когда «обе страны несут огромную ответственность за мира и процветания региона, а также международного сообщества», и что «обе стороны должны продолжать прилагать усилия для претворения в жизнь общего понимания, разделяемого двумя лидерами».

На фоне увеличения числа бизнесменов и других граждан Японии, задержанных в Китае, министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси … настоятельно призвал «Китай обеспечить прозрачную, предсказуемую и справедливую деловую среду …»

Экономическое сотрудничество сложнее, чем предполагалось

Во время саммита в ноябре 2022 года лидеры также разделили мнение о том, что взаимовыгодное сотрудничество возможно в «конкретных областях экономики и обмена людьми», и договорились, что они будут поощрять сотрудничество «в таких областях, как «зеленая» экономика, включая окружающую среду и энергосбережение, а также медицинское обслуживание, уход за больными и здравоохранение». Однако экономика как движущая сила сотрудничества между Японией и Китаем чревата проблемами.

На фоне увеличения числа бизнесменов и других японских граждан, задержанных в Китае, министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси на встрече с министром иностранных дел Цинь Ган во время визита в Китай в апреле 2023 года настоятельно призвал «Китай обеспечить прозрачное, предсказуемое и справедливое деловую среду и гарантировать безопасность и законную экономическую деятельность японских компаний», в то же время выражая «серьезную озабоченность по поводу участившихся попыток принудительного раскрытия информации и передачи технологий». Это ставит под сомнение представление об экономике как движущей силе сотрудничества между Японией и Китаем.

банда хаяси цинь
Министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси встречается с министром иностранных дел Китая Цинь Ган во время их встречи в Государственном гостевом доме Дяоюйтай в Пекине, Китай. На этом снимке, сделанном Kyodo 2 апреля 2023 года. (Kyodo/via Reuters)

В этом контексте следует отметить, что в ходе 16-го Японо-китайского форума по энергосбережению и окружающей среде, государственно-частного форума, проведенного совместно Японией и Китаем в феврале 2023 года, был обменян меморандумами о создании 17 новых проектов сотрудничества. Они касаются энергосбережения, разработки новых источников энергии, сокращения выбросов углерода и окружающей среды.

Пока неизвестно, в какой степени эти проекты будут реализованы, участие Ясутоси Нисимура, министра экономики, торговли и промышленности, Сёдзи Мунеока, председателя Японо-китайской экономической ассоциации с японской стороны, и Хэ Лифэна, председателя представителя Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) и Ли Фэй, заместитель министра коммерции (MOFCOM) с китайской стороны, заявили о положительном отношении правительств обеих стран к расширению сотрудничества.

Сотрудничество в условиях напряженности

На саммите в ноябре 2022 года два лидера договорились о скорейшем запуске горячей линии в рамках «Механизма морской и воздушной связи между японскими и китайскими органами обороны». А в конце марта 2023 года правительства Японии и Китая объявили о создании горячей линии между органами обороны с целью предотвращения случайных столкновений между Силами самообороны Японии (SDF) и китайскими силами в открытом море и в других водах.

… ключевой вопрос будет заключаться в том, смогут ли такие механизмы связи и сотрудничества продолжать функционировать независимо от уровня напряженности между двумя сторонами в любой момент времени.

военный
Реактивный истребитель взлетает с китайского авианосца «Шаньдун» над водами Тихого океана к югу от префектуры Окинава, Япония, в этом информационном листке, опубликованном Объединенным штабом Министерства обороны Японии, 10 апреля 2023 г. (Объединенный штаб Министерства обороны Японии/Раздаточный материал через Reuters)

Широко известно, что правительства Китая и Японии увеличили свои военные бюджеты, укрепив свой военный потенциал. Напряженность в мировом порядке нарастает, существует множество нерешенных проблем, в том числе тайваньский вопрос. Оба правительства явно прилагают все усилия для развития сотрудничества, расширяя возможности для диалога и создавая механизмы связи и другие меры для предотвращения эскалации ситуации. Однако эффективность таких мер и вероятность продолжения совместных проектов во времена напряженных отношений вызывают озабоченность.

Будут ли механизмы связи не функционировать при росте напряженности или же сотрудничество прервется при малейшей напряженности, будет полностью определяться политическими факторами. Таким образом, ключевой вопрос будет заключаться в том, смогут ли такие механизмы связи и сотрудничества продолжать функционировать независимо от уровня напряженности между двумя сторонами в любой момент времени.

Читайте также