Китай перешел к пересмотру своего режима финансового регулирования с помощью ряда институциональных реформ, начатых во вторник, которые, по мнению экспертов, стали стремительным толчком к повышению эффективности надзора и предотвращению финансовых рисков и лазеек на фоне глобальных финансовых колебаний и быстро развивающегося финансового сектора Китая. .
Они также подчеркнули, что реформы являются надлежащими мерами регулирования, начатыми в соответствии с фактической экономической ситуацией в Китае, в ответ на интерпретацию некоторых зарубежных СМИ о том, что Китай запускает реформы для ужесточения государственного контроля над финансовыми рынками.
Изменения, являющиеся частью серии министерских реформ Госсовета и представленные во вторник на Всекитайском собрании народных представителей, включают в себя широко обсуждаемые реформы, такие как создание нового органа финансового регулирования и стандартизация управления персоналом в финансовых департаментах.
Новая администрация, непосредственно подчиненная Государственному совету, кабинету министров Китая, заменит Комиссию по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC) и будет отвечать за надзор за финансовой отраслью, за исключением сектора ценных бумаг.
По сообщению информационного агентства Синьхуа, некоторые функции центрального банка Китая и Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая (CSRC) также будут переданы новой администрации.
В рамках реформ Китай повысит уровень службы по надзору за ценными бумагами до государственного учреждения, непосредственно подчиненного Государственному совету, а также создаст местную систему финансового надзора, возглавляемую агентствами центральных управлений финансового управления.
Предотвращение рисков
Анализируя намерение таких реформ, несколько финансовых экспертов согласились с тем, что реформы выдвинули на первый план цель предотвращения и устранения основных финансовых рисков.
Тянь Сюань, депутат Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва и заместитель декана Школы финансов НБК в Университете Цинхуа, сказал, что реформа отвечает требованиям построения единой и открытой рыночной системы с упорядоченной конкуренцией и ускорением строительства единый национальный рынок.
«Укрепляя координацию финансовой интеграции, предотвращая регулятивный вакуум, вызванный фрагментацией регулирующих органов, и устраняя регулятивный арбитраж, Китай будет продвигать структурные реформы со стороны предложения с помощью финансов, а также заставит финансы служить реальной экономике в более качественным способом», — сказал Тиан Global Times.
В апреле 2022 года Китай обнародовал руководящие принципы по ускорению создания единого национального рынка, предусматривающие разрушение местной защиты и фрагментации рынка, а также разблокирование ключевых точек преткновения, которые мешают экономическому обороту, в рамках широкомасштабного продвижения к эффективно регулируемому и справедливо конкурентному рынку. и полностью открытый рынок по всей стране.
При построении единого национального рынка высшее руководство Китая ранее призывало к усилиям по ускорению преобразования государственных функций, повышению эффективности государственного надзора, содействию лучшему согласованию между эффективным рынком и дееспособным правительством, а также защите законных прав и интересов компаний и жизни и имущества людей.
По словам Тиана, предыдущий режим финансового регулирования Китая выявил ряд недостатков в процессе финансового развития Китая, таких как отсутствие предвидения, отсутствие эффективного политического руководства для решения финансовых проблем и размытые правила.
В последние годы Китай стал свидетелем взрыва финансовых рисков в таких областях, как одноранговое кредитование, цифровые валюты, пузыри на рынке жилья и так далее. Большая часть этих рисков связана с ростом онлайн-финансирования без своевременного и надлежащего управления.
Между тем необходимость защиты от подобных рисков становится все более актуальной в связи с усилением колебаний на мировых рынках.
«По мере роста неопределенности глобальной ситуации финансовые риски также становятся сложными и серьезными, с переплетением новых и старых проблем», — сказал Тиан.
Помимо предотвращения финансовых рисков, реформы также сделают разделение обязанностей финансовых регуляторов более четким и разумным, поскольку центральный банк будет отвечать за денежно-кредитную политику, а новый регулирующий орган сосредоточится на защите инвесторов и надзоре за рынком, сказал Лян Хаймин. Об этом Global Times заявил декан исследовательского института пояса и пути Хайнаньского университета.
Некоторые эксперты также отметили, что финансовые реформы будут способствовать обеспечению глобальной финансовой безопасности.
Чен Цзя, опытный финансовый обозреватель, сказал Global Times, что, поскольку Федеральная резервная система США, вероятно, увеличит процентные ставки в ближайшие месяцы, это приведет к еще более резкой инверсии доходности облигаций на трансграничных рынках.
«Усилия Китая по дальнейшей оптимизации управления рынком облигаций окажут положительное влияние на поддержку рыночных ожиданий и стабилизируют зарубежные инвестиции», — сказал он Global Times.
В соответствии с новыми реформами Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая возьмет на себя надзор за выпуском корпоративных облигаций, что ранее было обязанностью Национальной комиссии по развитию и реформам.
Открытие с китайской спецификой
Создание расширенного национального регулирующего органа является оптимизацией существующей системы финансового регулирования и отражает китайские особенности, а не ужесточение контроля над финансовым сектором, как это рекламируют некоторые иностранные СМИ, которые утверждают, что новое агентство будет централизовать принятие ключевых политических решений. сказали эксперты.
Регуляторная реформа уместна и адаптируется к курсу финансовой реформы Китая, сказал в среду Global Times Донг Шаопэн, старший научный сотрудник Института финансовых исследований Чунъян при Китайском университете Жэньминь, отметив, что этот шаг не свидетельствует о намерении усилить захват сектора.
«Координация финансового регулирования варьируется от страны к стране, и ситуация отличается между развитыми и развивающимися странами», — сказал Донг.
Основываясь на опыте крупных рисков на китайских и зарубежных рынках капитала, реформа обеспечивает более совершенный механизм регулирования для управления рисками и борьбы с незаконным поведением в разных секторах, рынках и типах бизнеса, добавил Донг.
Кроме того, финансовые регуляторы Китая несут ответственность не только за определение макрополитики страны и стабилизацию финансового рынка, но и за содействие качественному развитию, реформам и открытости — тем областям, которые редко затрагиваются в европейских и американских финансовых кругах. нормативно-правовой базы, сказал Чен.
«Поэтому Китай должен постоянно оптимизировать систему финансового регулирования с учетом китайских особенностей в соответствии с собственным опытом развития. Реформа институтов финансового регулирования на этот раз отражает это направление и является неизбежным путем китайской модернизации», — сказал Чен.
Эксперты также отметили, что Китай прилагает настойчивые усилия по открытию финансового сектора путем проведения рыночных реформ, начиная от внедрения системы IPO на основе регистрации и заканчивая облегчением доступа иностранного капитала.
Ограничения на иностранную собственность были отменены для компаний, занимающихся ценными бумагами, управлением фондами, фьючерсами и страхованием жизни, что позволило транснациональным корпорациям иметь более широкое и сильное присутствие в Китае. Также были запущены трансграничные схемы подключения акций и облигаций, чтобы облегчить доступ зарубежных инвесторов к быстро растущим рынкам страны.
По данным Министерства торговли, с более широким открытием прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в материковом Китае в реальном использовании выросли на 6,3% в годовом исчислении до 1,23 трлн юаней в 2022 году.
В 2021 году капитал и активы иностранных банков в Китае выросли более чем на 50 процентов по сравнению с десятью годами ранее, а иностранных страховых компаний – в 1,3 и 6 раз соответственно.