Шанхайская автомобильная ярмарка: битва китайских гигантов электромобилей

Люди посещают различные стенды на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 19 апреля 2023 года. (Али Сонг/Reuters)

Шанхайская автомобильная ярмарка: битва китайских гигантов электромобилей

Когда президент Торговой палаты Европейского Союза в Китае (EUCCC) Йорг Вуттке спросил журналистов на пресс-конференции, что они думают о Шанхайском автосалоне в этом году, они единодушно ответили: «Мороженое!»

Автомобильный бренд Mini, принадлежащий немецкому автопроизводителю BMW, был втянут в полемику после того, как его сотрудники были засняты на камеру, раздавая бесплатное мороженое иностранцу после того, как отказали китайскому посетителю. Другие экспоненты автосалона отреагировали обещанием бесплатного мороженого для всех, но организаторы быстро запретили всем экспонентам предлагать бесплатное мороженое.

Дело о мороженом было в топе поисковых запросов Weibo в течение нескольких дней, в какой-то момент эффективно украв гром у первого в мире автосалона класса А года. Но для любителей автомобилей это было лишь вспышкой в ​​​​десятидневном мероприятии, которое могло предложить гораздо больше.

Китайские гиганты электромобилей — звезда шоу

В день открытия автосалона меня больше всего впечатлила популярность электромобилей (EV) и подъем китайских брендов в этой категории. Китайский гигант электромобилей BYD был как раз напротив BMW. На стенде BYD был постоянный поток посетителей, от тех, кто хотел протестировать автомобили, до тех, кто проводил прямые трансляции, от китайских автовладельцев до иностранных.

Напротив, выставочные площади японских, европейских и американских автомобильных компаний, особенно автомобилей с традиционным топливом, были несколько спокойнее.

Электрический внедорожник Yangwang U8 компании BYD Co. на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 18 апреля 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)
Электрический внедорожник Yangwang U8 компании BYD Co. на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 18 апреля 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)

В этом году выставочная площадь увеличилась в два раза, и BYD создала три зоны, ориентированные на разные группы потребителей: первая — небольшие электромобили по цене менее 80 000 юаней (примерно 11 500 долларов США); два электрических седана среднего размера в сравнении с Tesla; и, в-третьих, первый в истории бренда внедорожник высокого класса (SUV) и суперкары стоимостью в миллион долларов. Внедорожник Yangwang U8 стоимостью почти 1,1 миллиона юаней, по-видимому, получил более 10 000 предварительных заказов в течение двух дней.

Другие китайские бренды электромобилей, такие как Nio, Li Auto и XPeng, также выпустили новые модели автомобилей, привлекая на свои стенды большое количество людей. Напротив, выставочные площади японских, европейских и американских автомобильных компаний, особенно автомобилей с традиционным топливом, были несколько спокойнее. Потребители словно «проголосовали ногами», указывая на будущее направление развития авторынка Китая.

… в настоящее время в Китае насчитывается более 94 брендов электромобилей, предлагающих более 300 моделей, что делает его самым динамичным рынком электромобилей в мире.

Посетители на стенде Nio Inc. на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 24 апреля 2023 г. (Qilai Shen/Bloomberg)
Посетители на стенде Nio Inc. на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 24 апреля 2023 г. (Qilai Shen/Bloomberg)

Статистические данные компаний, занимающихся исследованиями рынка, показывают, что в настоящее время в Китае насчитывается более 94 брендов электромобилей, предлагающих более 300 моделей, что делает его самым динамичным рынком электромобилей в мире. Среди всех новых автомобилей, проданных в Китае в прошлом году, 25% были электромобилями или подключаемыми гибридами, при этом продажи почти удвоились в 2022 году. Для сравнения, продажи автомобилей с бензиновым двигателем в 2022 году снизились на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на слабый спрос в мировой автомобильной промышленности, генеральный директор Nio Уильям Ли Бин с оптимизмом смотрит на то, что доля электромобилей на китайском рынке может увеличиться до более чем 40% в этом году. На автосалоне BYD также амбициозно объявил, что увеличит продажи на 66% до 3 миллионов единиц в этом году.

Международные автопроизводители наносят ответный удар

Столкнувшись с жесткой конкуренцией со стороны китайских автопроизводителей-претендентов, у известных автопроизводителей был ответ. Генеральные директора BMW, Mercedes-Benz, Audi и других немецких автопроизводителей лично присутствовали на автосалоне в Шанхае, представляя свои новые продукты, в то время как Volkswagen прилетел со всем своим советом директоров и сотнями сотрудников, чтобы продемонстрировать приверженность китайскому рынку.

Электромобиль XPeng G9 на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 24 апреля 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)
Электромобиль XPeng G9 на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 24 апреля 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)

Японские автопроизводители «большой тройки» Toyota, Honda и Nissan также продемонстрировали свои новейшие продукты для электромобилей и концептуальные автомобили, при этом Honda объявила, что прекратит продажу автомобилей с бензиновым двигателем в Китае на три года раньше, чем планировалось. Что касается Toyota, она наращивает темпы перехода китайского рынка в сторону электромобилей за счет передачи мощности — ее китайская стратегия больше не будет требовать одобрения ее штаб-квартиры в Японии, а вместо этого будет реализовываться китайским центром исследований и разработок.

Ощущение кризиса среди традиционных автопроизводителей небезосновательно. По данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (Verband der Automobilindustrie, VDA), рыночная доля немецких автомобилей в Китае упала с 24,6% в 2019 году до 19,1% в прошлом году, что даже ниже, чем 19,9% в 2015 году. Японские автопроизводители В прошлом году также наблюдалось падение продаж в Китае на 10,3% в годовом исчислении, а доля рынка снизилась на 2,7 процентных пункта до 19,9%.

Индустрия о «быстрой рыбе, поедающей медленную рыбу»

Жесткая конкуренция между отечественными и иностранными автопроизводителями на автосалоне в Шанхае подчеркивает огромный потенциал, который китайский рынок все еще сохраняет даже после трехлетнего воздействия пандемии, а также быстро развивающийся и растущий характер рынка.

… средний возраст клиентов Mercedes в Марселе — 53 года, тогда как в Китае — всего 35 лет; средний возраст клиентов Porsche в Германии составляет 52 года, а в Китае — менее 40 лет, и в основном это женщины.

быд
Подключаемый гибридный электромобиль BYD Co. Destroyer 07 (PHEV) на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, 18 апреля 2023 года. (Qilai Shen/Bloomberg)

Инцидент с мороженым, который на какое-то время привлек к себе всеобщее внимание, отражает изменение отношения потребителей к иностранным брендам: от преклонения перед ними к тому, чтобы видеть их на том же уровне. Кроме того, все более интенсивные ценовые войны станут испытанием не только для китайских автопроизводителей, но и для мирового автомобильного рынка. Как сказал председатель BYD Ван Чуанфу, в будущем отрасль может перестать быть «большой рыбой, поедающей мелкую рыбу», а «быстрой рыбой, поедающей медленную рыбу».

На пресс-конференции EUCCC Вуттке также привел автомобильную промышленность в качестве примера того, как быстро меняющиеся требования китайских потребителей заставляют меняться европейские компании. Он сказал, что средний возраст клиентов Mercedes в Марселе — 53 года, а в Китае — всего 35 лет; средний возраст клиентов Porsche в Германии составляет 52 года, а в Китае — менее 40 лет, и в основном это женщины.

«В Германии, если отец водит «Мерседес», его сын тоже будет водить «Мерседес». В Китае, если потребитель недоволен характеристиками автомобиля, он изменит его в следующем году», — сказал Вуттке. Он добавил, что китайские потребители моложе, менее лояльны к бренду, и их требования станут ключевой движущей силой исследований, разработок и инноваций европейских компаний.

наемник
Спортивный внедорожник (внедорожник) Mercedes-Benz Group AG EQS 450 4Matic на Шанхайском автосалоне в Шанхае, Китай, во вторник, 18 апреля 2023 г. (Qilai Shen/Bloomberg)

Взрывная популярность Шанхайского автосалона, как первой крупномасштабной международной выставки после изменения политики Китая в отношении Covid, наряду с предыдущей Кантонской ярмаркой сигнализирует о «восстановлении мести» выставочной экономики и повышает ожидания того, что Импортная выставка пройдет в Шанхае во второй половине года. С другой стороны, многие из тех, кто посетил автосалон, повторно заразились Covid, что вызвало опасения второй волны пандемии.

По мере того, как глобальные экономические перспективы ухудшаются, внимание снова приковано к Китаю, который выходит из пандемии. Насколько этот огромный рынок оживит мировую экономику? Какие изменения она вызовет в различных отраслях? Принесет ли это новые риски? Как мороженое, привлекающее внимание, Шанхайский автосалон в этом году вызывает у людей больше любопытства и интереса к Китаю.

Читайте также