Саудовско-иранская сделка: Китайская инициатива глобальной безопасности работает

Саудовско-иранская сделка: Китайская инициатива глобальной безопасности работает

Мужчина в Тегеране держит в руках местную газету, на первой полосе которой сообщается о заключенной при посредничестве Китая сделке между Ираном и Саудовской Аравией по восстановлению отношений, подписанной в Пекине накануне, 11 марта 2023 года. (Atta Kenare/AFP)

10 марта Саудовская Аравия и Иран объявили об историческом возобновлении дипломатических отношений после семилетнего разрыва. Это событие смутило США, которые стремились заключить сделку между Саудовской Аравией и Израилем, чтобы установить формальные дипломатические отношения для сдерживания Ирана. Американские СМИ и аналитики сетуют на то, что саудовско-иранское сближение разоблачает ослабление власти и влияния Вашингтона на Ближнем Востоке.

Примечательной деталью является то, что три страны использовали китайский, арабский и фарси, а не английский язык, для переговоров по сделке.

Тихая дипломатия Пекина

В течение последних нескольких месяцев Пекин проводил тихую дипломатию, чтобы посредничать в сделке. С 2021 года Саудовская Аравия и Иран вели спорадические переговоры при содействии Ирака и Омана. Председатель Си Цзиньпин дважды предлагал посредничество в мирном соглашении: во время своего визита в Саудовскую Аравию в декабре 2022 года и во время государственного визита президента Ирана Эбрагима Раиси в Пекин в феврале 2023 года. Он получил положительный ответ от обеих стран.

Достигнув консенсуса, все три стороны снова встретились в Пекине, чтобы завершить сделку, и 10 марта опубликовали совместное заявление о сближении. Примечательной деталью является то, что три страны использовали китайский, арабский и фарси, а не английский язык, для переговоров по сделке. Китайские СМИ похвалили стороны за то, что они держали переговоры в секрете, поскольку «США попытались бы поставить сделку под угрозу».

Однако оценка сделки через призму китайско-американской геополитической конкуренции была бы недальновидной, поскольку от сделки выигрывают все три стороны. Сделка была заключена, когда Китай вновь открыл свои границы и экономику после трех лет строгой политики «нулевого Covid».

В прошлом году мир стал свидетелем самого низкого роста ВВП Китая за последние десятилетия, и Запад настроен пессимистично в отношении экономического восстановления Китая. Китай импортирует 40% сырой нефти с Ближнего Востока и является крупнейшим торговым партнером Саудовской Аравии и Ирана. Последнее, что хочет Пекин, — это конфликт между двумя странами, который может подорвать мир и стабильность в регионе.

Саудовская Аравия
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани беседует с государственным министром и советником по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаадом бин Мохаммедом Аль-Айбаном во время встречи в Пекине, Китай, 10 марта 2023 г. (cnsphoto через Reuters)

Для Саудовской Аравии и Ирана семилетний конфликт истощил ресурсы и терпение обеих стран. Национальная стратегическая программа Саудовской Аравии под названием «Видение 2030» направлена ​​на преобразование ее энергозависимой экономики в зеленую и устойчивую страну и региональный центр туризма. Экономика Ирана была парализована жесткими экономическими санкциями, введенными США, и валютным кризисом. В республике также происходили народные восстания. Таким образом, примирение было срочно необходимо для обеих стран.

Ни США, ни Россия не могут играть такую ​​роль честного посредника: США не пользуются доверием иранских лидеров, а Россия слишком занята войной с Украиной. В результате Пекин воспользовался моментом, чтобы вмешаться и победить.

Успех китайской GSI?

Помимо геополитических и репутационных выгод для Китая от сделки, стремление Пекина запустить Инициативу глобальной безопасности (GSI) побуждает Китай активно выступать посредником между Саудовской Аравией и Ираном. Китайская Global Times опубликовала редакционную статью, в которой утверждается, что сделка является успешным результатом китайской GSI. У Бинбин, эксперт по Ближнему Востоку из Пекинского университета, выразил аналогичное мнение о том, что предложение Китая о формировании новой структуры безопасности на Ближнем Востоке является частью GSI.

Но сделка не дает Пекину шанса на успех. Объявление Китаем о GSI в 2022 году было скептически встречено многими западными аналитиками, которые рассматривали его либо как расплывчатую и неопределенную концепцию, либо как попытку создать альтернативу нынешнему порядку безопасности, возглавляемому США. Даже страны глобального юга выразили беспокойство по поводу GSI. Например, из-за прошлой напористости Китая в Южно-Китайском море государства Юго-Восточной Азии сомневаются в том, что GSI может принести мир и стабильность по сравнению с нынешним механизмом региональной безопасности, возглавляемым США.

Это означает, что концепция GSI находится в зачаточном состоянии и будет более полно формироваться в процессе обучения на практике.

Южно-Китайское море
На снимке с воздуха, сделанном 9 марта 2023 года, видно грузовое судно, пришвартованное к острову Титу в Южно-Китайском море. Когда самолет филиппинской береговой охраны с журналистами пролетал над островами Спратли в горячо спорном Южно-Китайском море, китайский голос отдал по радио строгую команду: «Немедленно уезжайте». (Джем Ста Роза/AFP)

В конце концов, будущая траектория GSI может отражать траекторию инициативы «Один пояс, один путь» (BRI). Запущенный в 2013 году, BRI получил как похвалу, так и критику, но со временем продемонстрировал устойчивость и развитие. Чтобы понять это более теоретически, Цзэ Цзинхан, профессор международных отношений в Ланкастерском университете, утверждает в своей книге «Политика лозунгов», что многие новые китайские внешнеполитические концепции, включая ОПОП, следует рассматривать как многофункциональные лозунги для политической коммуникации как на внутренней и международной аренах, а не хорошо продуманным стратегическим планам, отражающим конкретное геополитическое видение Пекина.

Таким образом, GSI создается для удовлетворения потребностей Китая: для защиты безопасности Китая при одновременном расширении политического влияния во всем мире. В сложившейся ситуации для уточнения деталей требуется внешнеполитическая практика. Это означает, что концепция GSI находится в зачаточном состоянии и будет более полно формироваться в процессе обучения на практике.

Необходимо следить за усилиями президента Си по содействию политическому урегулированию российско-украинского конфликта. Если будет достигнут еще один успех, это повысит доверие к GSI.

Политическое урегулирование войны в Украине

GSI служит знаменем для Китая, чтобы реформировать нынешний порядок международной безопасности, особенно в то время, когда США отдают приоритет объединению со странами, которые разделяют ту же политическую систему и идеологию. Вашингтон стремится сформировать демократический альянс против Китая. Внутри Китая из сравнения Китая и США следует, что Китай строит дороги, а Америка строит блоки.

По мере того, как мощь и влияние Китая продолжают расти, он стремится иметь право голоса в построении архитектуры международного мира и безопасности. В частности, в концептуальном документе Инициативы глобальной безопасности, опубликованном Министерством иностранных дел Китая в феврале 2023 года, «обеспечение безопасности посредством политического диалога и мирных переговоров» определено в качестве основных концепций и принципов. Успешное посредничество Китая в мирном соглашении между Саудовской Аравией и Ираном вселило в него уверенность в том, что эта траектория может сработать. Стремление состоит в том, чтобы Китай мог заполнить пробел в регионах, где США не в состоянии лидировать или их игнорируют.

В Концептуальном документе Инициативы глобальной безопасности также подчеркивается необходимость поддержки политического урегулирования таких горячих проблем, как война в Украине. Поэтому необходимо следить за усилиями президента Си по содействию политическому урегулированию российско-украинского конфликта. Если будет достигнут еще один успех, это повысит доверие к GSI.

Читайте также