Китайско-российские отношения стали более тесными после российско-украинской войны. По сообщению Главного таможенного управления Китая (GAC), российский порт Владивосток будет добавлен в список транзитных портов для внутренних перевозок товаров. Это означает, что спустя 163 года Россия вновь открывает для Китая этот ключевой порт после того, как Великая Цин уступила его Российской империи в 1860 году. Мало того, северо-восточные внутренние районы Китая получат выход к морю.
Опрошенный ученый сказал, что это еще раз доказывает, что чаша весов склонилась в пользу Китая, который стал доминирующим партнером в китайско-российских отношениях на фоне изоляции России из-за российско-украинской войны.
Снижение затрат на внутреннюю торговую логистику
GAC выпустил уведомление о дальнейшем расширении операций по трансграничной перевозке отечественных товаров в провинции Цзилинь 4 мая, но эта новость привлекла внимание китайской прессы только 15 мая. Согласно уведомлению, с 1 июня российский Владивосток будет функционировать как транзитный порт Китая.
Владивосток, расположенный на северо-востоке Евразии, является крупнейшим российским портом на Тихом океане с годовой пропускной способностью почти 1 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Город также является портом базирования Тихоокеанского флота России.
Как только новые меры вступят в силу, расстояние наземного транспорта Цзилиня и Хэйлунцзяна до моря значительно сократится, что значительно повысит конкурентоспособность их производства.
Под названием Хайшенвай (海参崴) Владивосток ранее был частью Китая во времена династии Цин. Однако в ноябре 1860 года территория к востоку от реки Уссури, включая Владивосток, по Пекинскому договору отошла к Российской империи. За последние 163 года соседние китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь не имели выхода к морю и могли добраться до Даляня, Инкоу и других портов провинции Ляонин только по суше.
Как только новые меры вступят в силу, расстояние наземного транспорта Цзилиня и Хэйлунцзяна до моря значительно сократится, что значительно повысит конкурентоспособность их производства.
Цитируя опытного шанхайского экспедитора, Caixin сообщил, что в прошлом товары, отправляемые из северо-восточного Китая во внутренние пункты назначения, должны были сначала загружаться на суда в Инкоу или Далянь, прежде чем их можно было транспортировать в Сямэнь, Гуанчжоу или другие регионы. Однако расстояние от Цзилиня и Хэйлунцзяна до портов в Ляонине составляет более 1000 километров, что требует огромных транспортных расходов.
Для сравнения, поскольку Суйфэньхэ в Хэйлунцзяне и Хуньчунь в Цзилине находятся всего в 200 километрах от Владивостока, расходы на наземный транспорт значительно сократятся. Доставка товаров из северного Китая в южный через зарубежный порт Владивосток не только сократит расходы, но и поможет Китаю укрепить свои промышленные цепочки и цепочки поставок со своими соседями.
Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства об утверждении межправительственного соглашения о поставках природного газа в Китай по маршруту Дальневосточного газопровода, заканчивающегося во Владивостоке.
Сдержанный выпуск новостей
Некоторые анализы указывают на то, что Владивосток расположен в Северо-Восточной Азии, где встречаются Китай, Северная Корея, Япония и Россия, и является транспортным узлом между всей Европой и Азией. Открытие дальневосточного региона России сильно подстегнет экономическое развитие северо-восточного региона Китая.
Примечательно, что российское информационное агентство ТАСС также сообщило на прошлой неделе, что премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства об утверждении межправительственного соглашения о поставках природного газа в Китай по маршруту Дальневосточного газопровода, который заканчивается во Владивостоке.
Поскольку в мае западные страны вступили в сезон саммитов G7 и Quad, специальный посланник китайского правительства по евразийским делам Ли Хуэй на этой неделе начал свой визит в Украину, Россию и другие европейские страны. На фоне настороженности Запада в отношении китайско-российских отношений и Китай, и Россия не проявляют особого интереса к новостям об открытии порта Владивосток для Китая.
Caixin сообщил о новостях об открытии Владивостока для Китая более чем через неделю после публикации документа — в других государственных китайских СМИ, таких как People’s Daily и Global Times, на прошлой неделе не было сообщений об этом важном совместном мероприятии.
После того, как отчет Caixin был опубликован, GAC опубликовал заявление в форме вопросов и ответов на своем официальном аккаунте в WeChat вечером 15 мая, заявив, что включение Владивостока в качестве зарубежного транзитного порта для Цзилинь является взаимовыгодной моделью сотрудничества между две страны, и GAC будет активно поддерживать операции на основе своей последующей оценки.
Китаю выгодна война в Украине
После войны на Украине многие аналитики считают, что Россия, находящаяся в изоляции со стороны международного сообщества, будет все больше зависеть от Китая и даже может постепенно стать его вассальным государством. Общественное мнение в Китае также называет открытие Владивостокского порта для Китая «бонусом» войны на Украине.
… в то время как Китай станет более сильной стороной в китайско-российских отношениях, было бы чрезмерным упрощением интерпретировать это как превращение России в вассала Китая — Китай также нуждается в поддержке России. — Джеймс Дорси, старший научный сотрудник Раджаратнамской школы международных исследований Наньянского технологического университета.
Джеймс Дорси, старший научный сотрудник Школы международных исследований Раджаратнам при Наньянском технологическом университете в Сингапуре, сказал, что открытие Россией ключевого порта, такого как Владивосток, для Китая — это явно жест доброй воли. После войны на Украине баланс китайско-российских отношений сместился в сторону Китая, а Россия больше нуждается в Китае и активно продвигает экономическое сотрудничество между двумя странами.
Однако Дорси также сказал, что, хотя Китай станет более сильной стороной в китайско-российских отношениях, было бы чрезмерным упрощением интерпретировать это как превращение России в вассала Китая — Китай также нуждается в поддержке России.