Понимает ли Китай Европейский Союз? Дипломатическая стратегия Пекина «теплые объятия и холодное отношение» к недавнему совместному визиту президента Франции Эммануэля Макрона и председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен предполагает желаемое непонимание ЕС как института, что может привести к дальнейшему отчуждению государств-членов ЕС. .
Китай давно стремится разработать стратегию клина, чтобы не допустить ЕС к растущей геополитической конфронтации между США и Китаем. Чтобы добиться этого, Пекин сыграл на желании ЕС проложить собственный курс с Китаем, пытаясь также использовать внутренние разногласия ЕС в отношении Поднебесной.
Европейских лидеров встречают в Пекине по-разному
Этот подход «разделяй и властвуй» в полной мере проявился во время визита Макрона и фон дер Ляйен. Президенту Франции была посвящена не только полная церемония официального государственного визита, включая военные парады, государственный банкет и торжественное приветствие в Большом зале народных собраний, но и значительное личное время с председателем Си.
С другой стороны, фон дер Ляйен, которая перед прибытием в Пекин произнесла жесткую речь о снижении рисков в экономических отношениях с ЕС, получила сдержанный график, который начался с приветствия в аэропорту малоизвестного министра экологии Китая. Ее маршрут не включал в себя помпезности и церемоний, которые допускал Макрон, и оставил президента Европейской комиссии изолированным от Си на протяжении большей части визита.
Цель Пекина состояла в том, чтобы изолировать более ястребиного фон дер Ляйена, играя на стремлении Франции к европейской «стратегической автономии», а также на личном желании Макрона играть роль великого международного государственного деятеля.
Китайские СМИ поддержали стратегию «теплых объятий, холодного приема», сосредоточив внимание на Макроне и Си, оставив президента Европейской комиссии с небольшим или негативным освещением, а один сайт СМИ, связанный с Министерством обороны, описал ее как «известную проамериканские», которые «продали ЕС, чтобы откормить США».
Цель Пекина состояла в том, чтобы изолировать более ястребиного фон дер Ляйена, играя на стремлении Франции к европейской «стратегической автономии», а также на личном желании Макрона играть роль великого международного государственного деятеля. Похоже, что наступление очарования на президента Франции возымело желаемый эффект: Макрон, как сообщается, сказал, что «личное время, которое Си посвящает визиту, показывает, что Франция не считается такой страной, как любая другая». Тем не менее, изолируя президента Европейской комиссии в пользу французского президента — это проигрышная стратегия ЕС, которая неправильно понимает роль и статус ключевого института ЕС.
Относясь к президенту ЕС как к второсортной дипломатии, Пекин фактически увольняет представителя всех глав государств ЕС…
Китай отчуждает ЕС в ущерб себе?
Хотя Франция, несомненно, является влиятельным членом ЕС, она по-прежнему является лишь одним членом из блока из 27 стран. Комиссия ЕС, с другой стороны, является исполнительным органом блока, подотчетным только Европейскому совету, в который входят главы государств-членов ЕС и Европейский парламент. Кроме того, Комиссия является единственным органом ЕС, который вносит новые законы, обеспечивает соблюдение существующих законов и представляет ЕС на международном уровне.
Относясь к президенту Еврокомиссии как к второсортной дипломатии, Пекин, по сути, увольняет представителя всех глав государств ЕС, а также отодвигает на второй план невероятно могущественного лидера бюрократии ЕС, которому поручено предлагать и обеспечивать соблюдение правил, многие из которых напрямую затрагивают интересы Китая. . Действия, заявления и приоритеты Еврокомиссии должны, как всегда, строго согласовываться с мнением большинства членов ЕС и, следовательно, отражать болевые точки в отношениях, на которые Пекину необходимо обратить внимание.
Например, в 2019 году в документе о стратегическом прогнозе Европейской комиссии Китай был назван партнером по сотрудничеству, партнером по переговорам, экономическим конкурентом, а также в новом, но красноречивом выражении «системным соперником». Примечательно, что язык «системного соперничества» напоминает реалистическую силовую политику, которая все больше характеризует отношения Пекина с США, но которой Брюссель и Пекин изо всех сил стараются избежать. Тем не менее, после этого отчета за 2019 год отношения между ЕС и Китаем переживают все более тяжелые времена.
Двусторонние разногласия восходят к заморозке Европейским парламентом Всеобъемлющего соглашения об инвестициях, согласованного Комиссией, в мае 2021 года после того, как санкционная борьба, начатая санкциями ЕС в отношении китайских чиновников из-за проблем с правами человека в Синьцзяне, привела к ответным действиям Пекина. – санкции против ряда законодателей ЕС.
Хотя это было чем-то вроде импровизированной дипломатической стычки, другие регулирующие шаги под руководством ЕС демонстрируют гораздо более взвешенное изменение отношения членов ЕС к Китаю. К ним относятся регулирование ЕС иностранных субсидий, направленное в первую очередь на китайский государственный капитализм, инструмент ЕС по борьбе с принуждением, направленный на защиту от экономического принуждения, а совсем недавно предложенный Закон о критических сырьевых материалах, который представляет собой новую модальность экономических отношений между ЕС и Китаем. в концепции снижения экономических рисков.
Закон о сырье предлагает ориентиры на 2030-е годы, которые включают не менее 10% годового потребления ЕС, добываемого в ЕС; не менее 40% годового потребления ЕС перерабатывается в ЕС; и не более 65% годового потребления Союзом стратегического сырья из одной третьей страны. Учитывая, что Китай в настоящее время доминирует в основных мировых запасах важнейших полезных ископаемых, закон ЕС о сырьевых ресурсах, несомненно, направлен против Пекина.
ЕС занимает более жесткую позицию
Это возвращает нас к визиту фон дер Ляйен в Китай в апреле 2023 года. В речи, в которой всего за несколько дней до отъезда в Пекин не было дерзости, фон дер Ляйен заявила, что «четкой целью Коммунистической партии Китая является системное изменение международного порядка с Китаем в его центре», основанное на политике «продвижения альтернативного видения». мирового порядка».
Она предупредила, что подход Китая к войне на Украине определит отношения между ЕС и Китаем, и привела веские доводы в пользу снижения экономических рисков в торговле между ЕС и Китаем. Снижение рисков включает снижение зависимости в ключевых областях, а также более действенные инструменты регулирования, инициативы по привлечению друзей и предлагаемый инструмент проверки исходящих инвестиций. Хотя фон дер Ляйен также отвергла идею экономического разделения, на практике устранение рисков подразумевает некоторую степень стратегического разделения.
Любой, кто думает, что сможет эффективно вести дела с Европейским союзом, отодвинув на второй план его самые могущественные институты и поздравляя глав государств-членов, страдает от непонимания того, как работает ЕС…
Когда визиты Макрона и фон дер Ляйен подошли к концу, вскрытие показало, что президент Франции заключил несколько новых деловых соглашений, но потерпел неудачу в других местах. Макрон подвергался широкой критике за то, что выглядел слабым в отношениях с Тайванем, неэффективным в отношении Украины и бредовым взглядом на стратегическую автономию ЕС. В то время как один член парламента ЕС назвал подход фон дер Ляйен к Китаю «лучшей альтернативой».
В конечном счете, речь фон дер Ляйен от 30 марта характеризует ЕС, с которым Китаю придется иметь дело, и программа Комиссии ЕС по снижению экономических рисков должна вызвать тревогу в Чжуннаньхае. Кроме того, Пекину следует задуматься о том, что фон дер Ляйен не просто высказывает свое личное мнение об отношениях между ЕС и Китаем, а представляет Европейский совет, состоящий из глав всех государств-членов ЕС.
Тем не менее, помимо представительства, Комиссия и ее президент сами по себе являются влиятельными действующими лицами, способными формировать политические программы, предлагать новые законы и обеспечивать соблюдение правил. Любой, кто думает, что сможет эффективно вести дела с Европейским Союзом, отодвигая на второй план его самые могущественные институты и отдавая дань уважения главам отдельных государств-членов, страдает от непонимания того, как работает ЕС, и, как следствие, наверняка сыграет проигрышную дипломатическую руку.