Поворот США в Азию: управление отношениями с Китаем имеет решающее значение

Поворот США в Азию: управление отношениями с Китаем имеет решающее значение

Президент США Джо Байден (справа) и президент Китая Си Цзиньпин (слева) обмениваются рукопожатием во время встречи в кулуарах саммита G20 в Нуса-Дуа на индонезийском курортном острове Бали 14 ноября 2022 года. (Саул Лоэб/AFP)

В ноябре 2011 года администрация Обамы провозгласила исторический «поворот» к Азии, стратегическую перебалансировку ресурсов и приоритетов США в регионе. Одиннадцать лет спустя и две президентские администрации спустя стержень набрал силу.

Через два года после президентства президента США Джо Байдена Вашингтон вернулся к истокам, используя силу альянсов и партнерств для достижения американских целей. Бывший министр иностранных дел Китая Ван И прекрасно подытожил это, назвав Вашингтон «Подход 5-4-3-2-1”посвященный разведывательной сети «Пять глаз», Четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности или Квадрату (с участием США, Австралии, Японии и Индии), трехстороннему соглашению AUKUS (США, Великобритания и Австралия), двусторонним отношениям Вашингтона в регионе и, наконец, Положение США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Вашингтон, которого давно осуждают за выход из Транстихоокеанского партнерства с участием 12 стран, выступает за Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру (IPEF), основанную на таких столпах, как цифровая торговля, устойчивые цепочки поставок и борьба с изменением климата. В прошлом году Вашингтон повысил уровень своих отношений с АСЕАН до всеобъемлющего стратегического партнерства.

С другой стороны, Вашингтон придерживается своей позиции в отношении целого ряда политик в четырех областях, которые вызывают определенные опасения. Это не предвещает ничего хорошего для его регионального участия в будущем.

Ограничительные меры Вашингтона в отношении экспорта технологий в Китай — в первую очередь полупроводников — не были тепло восприняты в Азии.

Байден xi
На этом архивном снимке, сделанном 15 ноября 2021 года, президент США Джо Байден встречается с президентом Китая Си Цзиньпином во время виртуального саммита из комнаты Рузвельта в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия. (Мандель Нган/AFP)

Центральной темой Стратегии национальной безопасности США (NSS 2022), опубликованной в октябре 2022 года, является решающая битва между демократиями и автократиями. Хотя это будет хорошо воспринято избирателями дома и европейскими союзниками США, это будет трудно продать в Азии, учитывая пестрые политические системы региона.

Во-вторых, ограничение Вашингтоном экспорта технологий в Китай — в первую очередь полупроводников — не было тепло воспринято в Азии. Логика проста: разъединение нежелательно, учитывая глубокие экономические связи, которые все страны региона имеют с Пекином.

В-третьих, без доступа к рынку IPEF является плохой заменой амбициозным соглашениям о свободной торговле (FTA), таким как Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (CPTPP) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (RCEP).

Наконец, США и их союзники могут не оценить обеспокоенность малых и средних национальных государств в Юго-Восточной Азии, поскольку они становятся свидетелями растущего китайско-американского соперничества. Хотя региональные государства понимают, что инициативы США, такие как Quad и AUKUS, направлены на управление растущей мощью Китая, они обеспокоены последствиями, особенно китайско-американским вооруженным конфликтом или стычкой, будь то над Тайванем или в Южно-Китайском море. .

Возможно, нужна промежуточная коррекция.

Разъединение США и Китая не приветствуется в регионе

Из четырех областей мало что можно сделать, чтобы переориентировать акцент США на продвижении демократии, особенно для администраций демократов, таких как администрация Байдена, которые традиционно более привержены продвижению таких ценностей.

Что касается разделения, то США должны хотя бы признать, что их действия попахивают протекционизмом. Это выглядит не очень хорошо для сверхдержавы, которая утверждает, что поддерживает основанный на правилах международный порядок.

Байден
Президент Джо Байден рассказывает собравшимся о своих экономических и инфраструктурных планах 4 января 2023 года в Ковингтоне, штат Кентукки. (Майкл Свенсен/AFP)

Что касается разделения, то США должны хотя бы признать, что их действия попахивают протекционизмом. Это выглядит не очень хорошо для сверхдержавы, которая утверждает, что поддерживает основанный на правилах международный порядок. Более того, разъединение сочетается с основанной на субсидиях промышленной политикой, которая направлена ​​на то, чтобы заставить компании размещать свои производственные операции в США. Как отмечает Зак Купер, разъединение и промышленная политика могли бы укрепить глобальные экономические правила, если бы они согласовывались с союзниками и партнерами; если бы они применялись США в одностороннем порядке, эти два инструмента могли бы привести к усилению напряженности.

Существуют ограничения на развязку. Несмотря на усилия США, направленные на то, чтобы страны региона уменьшили свою зависимость от Китая, торговля между Китаем и АСЕАН выросла на 71% с июля 2018 года, когда США ввели тарифы на ряд китайских товаров. Это отражает связи между небольшими экономиками АСЕАН и доминирующую роль Китая в региональных и глобальных цепочках поставок.

Тот факт, что семь из десяти стран АСЕАН присоединились к переговорам IPEF (несмотря на то, что не было никаких обещаний о доступе к рынку), подчеркивает желание региона, чтобы Вашингтон был экономически вовлечен в него.

Несмотря на непростую внутреннюю политику в США, связанную с подписанием новых ЗСТ, Вашингтон может получить рычаги влияния хотя бы на признание своего стремления вернуться в CPTPP. После того, как США вышли из ТТП, их региональные партнеры продвинулись вперед с CPTPP (к которой Китай попросил присоединиться) и ВРЭП. Тот факт, что семь из десяти стран АСЕАН присоединились к переговорам IPEF (несмотря на то, что не было никаких обещаний о доступе к рынку), подчеркивает желание региона, чтобы Вашингтон был экономически вовлечен в него.

Однако IPEF недостаточно. Институт политики азиатского общества недавно предложил путь вперед: изменить CPTPP, чтобы удовлетворить интересы США и облегчить возвращение Вашингтона. Это будет включать 12 областей, таких как совершенствование правил происхождения для легковых и грузовых автомобилей, а также усиление условий труда и условий для защиты окружающей среды.

банда Цинь
Министр иностранных дел Китая Цинь Ган наблюдает за встречей с членами своей делегации, министром иностранных дел Египта Самех Шукри и официальными лицами в Каире 15 января 2023 года. (Халед Десуки/AFP)

Учитывая, что инициативы США по управлению мощью Китая вызвали в регионе опасения по поводу непреднамеренной эскалации конфликта, США необходимо и дальше взаимодействовать с Китаем, чтобы снизить температуру.

Необходимо более глубокое участие США

Здесь есть некоторый прогресс. В ноябре 2022 года президент Байден встретился со своим китайским коллегой Си Цзиньпином на Бали в кулуарах саммита G20 и обсудил несколько тем — от Тайваня до войны на Украине. Визит госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин состоится 5 февраля 2023 года, во исполнение обещания Байдена Си держать «линии связи открытыми».

… Вашингтону необходимо продолжать заниматься регионом стратегически и экономически, избегая при этом непреднамеренной эскалации напряженности в отношениях с Китаем.

Новый министр иностранных дел Китая Цинь Ган, бывший посол Китая в Вашингтоне, округ Колумбия, пообещал улучшить двусторонние отношения. Он использует более мягкий тон по сравнению с сокращающимся числом «воинов-волков» в Китае, но нет уверенности в том, что политика Китая в отношении США изменится. Цинь не командует, и его назначение может не привести к каким-либо заметным изменениям во внешней политике Китая. Тем не менее, США и Китаю надлежит возобновить диалог и использовать свои меры по управлению кризисом для региональной стабильности.

Со времен правления Обамы США добились определенного прогресса в усилении своего регионального участия. Однако, чтобы избежать разворота в повороте, Вашингтону необходимо продолжать стратегическое и экономическое взаимодействие с регионом, избегая при этом непреднамеренной эскалации на фоне сохраняющейся напряженности в отношениях с Китаем.

Читайте также