Политика ЕС в отношении Китая остается прежней, несмотря на усиливающиеся дебаты

Политика ЕС в отношении Китая остается прежней, несмотря на усиливающиеся дебаты

Президент Франции Эммануэль Макрон принимает почетный караул вместе с президентом Китая Си Цзиньпином (без фотографии) во время официальной церемонии встречи в Пекине, Китай, 6 апреля 2023 года. (Людовик Марин/AFP)

Государственный визит президента Франции Эммануэля Макрона в Китай с 5 по 7 апреля на несколько недель попал в заголовки международных СМИ, и не по самым лучшим причинам. Критика прозвучала в ответ на тон визита и «позитивную повестку дня», выдвинутую Макроном, особенно в отношении комментариев, которые он сделал журналистам, когда возвращался в Париж.

Один комментарий конкретно о напряженности в Тайваньском проливе вызвал возмущение от Европы до Азии, не говоря уже о США. Президент сказал, что ему не следует приспосабливаться к «американскому темпу и чрезмерной реакции Китая», предположив, что США несут ответственность за эскалацию напряженности по обе стороны пролива.

Обрамление проблем

Этот комментарий был действительно неудачным, поскольку он противоречит фактам. Ситуация, скорее, прямо противоположная: Пекин последние три года нагнетает напряженность в Тайваньском проливе, ежедневно проводит военные учения в воздухе и на море, оказывает растущее политическое и экономическое давление на Тайвань, ведет непрерывную дезинформацию. кампании.

На этом фоне США усилили свою политическую и военную поддержку Тайваню, чтобы сохранить на плаву свою политику «стратегической двусмысленности» и усилить сдерживание в отношении Пекина.

Но не следует ошибаться: темп в Тайваньском проливе навязывает Китай.

Солдаты стоят в строю после визита президента Тайваня Цай Инвэнь на военную базу в Цзяи, Тайвань, 25 марта 2023 г. (Карлос Гарсия Роулинз/Reuters)
Солдаты стоят в строю после визита президента Тайваня Цай Инвэнь на военную базу в Цзяи, Тайвань, 25 марта 2023 г. (Карлос Гарсия Роулинз/Reuters)

В Европе есть некоторые опасения, что американские публичные дебаты по Китаю могут выйти из-под контроля, особенно в преддверии президентских выборов в следующем году, которые могут поставить Китай в центр внимания по предвыборным, а не по хладнокровным стратегическим причинам. Но не следует заблуждаться: Китай навязывает темп в Тайваньском проливе.

Второй негативный итог визита и комментариев Эммануэля Макрона касается европейского единства. Пригласив президента Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен сопровождать его в Китай, он хотел продемонстрировать единство Европейского Союза (с ним как лидером этого единства). Это был долгожданный шаг, и он полностью соответствует тому, что он продвигал с момента своего первого срока: двусторонние отношения Франции с Китаем не могут быть отделены от отношений с ЕС. Однако между Макроном и фон дер Ляйен есть некоторые очевидные расхождения, которые было трудно скрыть.

«Позитивная» и ориентированная на бизнес повестка дня Макрона, казалось, противоречила довольно жесткому подходу фон дер Ляйен к Китаю, который она подробно изложила в твердой и ясной речи 30 марта, непосредственно перед визитом. Кроме того, на борту своего самолета А330 Макрон заявил, что они уже выиграли «идеологическую битву за стратегическую автономию» для Европы. Поскольку на самом деле вокруг концепции «стратегической автономии» ведутся острые споры, она имела неприятные последствия в нескольких европейских столицах. Каким бы хорошим ни было намерение содействовать единству, результат оказался контрпродуктивным.

Ответ заключается в том, что Макрон действительно раскачивал лодку, но это ничего не изменило в общей тенденции политики ЕС в отношении Китая за последние пять или более лет…

Лодку качало, но она шла своим курсом

Что мы должны сделать из этого визита: изменение политики Франции в отношении Индо-Тихоокеанского региона и новый раскол внутри ЕС? Едва ли. Ответ заключается в том, что Макрон действительно раскачал лодку, но это ничего не изменило в более широкой тенденции политики ЕС в отношении Китая за последние пять или более лет: расширяющийся консенсус в отношении более требовательного и менее наивного подхода к Китаю. Это то, с чем согласны все государства-члены ЕС.

Президент Китая Си Цзиньпин (справа) и президент Франции Эммануэль Макрон беседуют перед чайной церемонией в резиденции губернатора провинции Гуандун в Гуанчжоу, Китай, 7 апреля 2023 года. (Тибо Камю/Пул через Reuters/File Photo)
Президент Китая Си Цзиньпин (справа) и президент Франции Эммануэль Макрон беседуют перед чайной церемонией в резиденции губернатора провинции Гуандун в Гуанчжоу, Китай, 7 апреля 2023 года. (Тибо Камю/Пул через Reuters/File Photo)

Несмотря на иной подход, Макрон полностью согласен с фон дер Ляйен в отношении необходимости стратегии «снижения рисков» в отношении Китая — термина, который уже стал новым модным словечком в политике ЕС в отношении Китая. Снижение риска действительно жизненно важно для концепции стратегической автономии, которой дорожит Макрон.

В 2018 году президент Макрон был архитектором индо-тихоокеанской стратегии Франции, которая с каждым днем ​​становится все более конкретной. Затем эта Индо-Тихоокеанская повестка была одобрена Германией и Нидерландами в 2020 году, а также ЕС в 2021 году и, наконец, Чехией в 2022 году.

Франция является самым преданным игроком Европы в этом регионе, в том числе в вопросах безопасности, несмотря на неудачные комментарии Макрона, которые, возможно, свидетельствовали об обратном. Франция еще раз продемонстрировала свою приверженность региональной безопасности, пройдя через Тайваньский пролив фрегат «Прериал», когда НОАК проводила учения в ответ на встречу между Цай Инвэнь и Кевином Маккарти в Калифорнии 5 апреля.

Примечательно, что президент Франции в конце концов разъяснил свою позицию по Тайваню в ходе пресс-конференции спустя несколько дней в Гааге, заявив, что Франция защищает статус-кво в проливе и выступает за мирное урегулирование споров.

… это не просто дебаты, в которых государства-члены будут настроены друг против друга, но также будут внутренние дебаты во многих странах о том, какую стратегию лучше всего принять по отношению к Китаю и как предотвратить напряженность в Тайване. Пролив.

Яркие демократические дебаты

Каким-то образом против своей воли Эммануэль Макрон вызвал в Европе необходимую дискуссию о Тайване, в то время как некоторые другие европейские страны вообще отказываются решать этот вопрос. Это особенно важно в то время, когда напряженность в проливе растет, и его значение для европейских цепочек поставок никогда не было столь важным.

Министр иностранных дел Китая Цинь Ган (справа) и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок (слева) принимают участие в совместной пресс-конференции в государственном гостевом доме Дяоюйтай в Пекине, Китай, 14 апреля 2023 года. (Суо Такекума/Pool/AFP)
Министр иностранных дел Китая Цинь Ган (справа) и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок (слева) принимают участие в совместной пресс-конференции в государственном гостевом доме Дяоюйтай в Пекине, Китай, 14 апреля 2023 года. (Суо Такекума/Pool/AFP)

Как всегда в политике ЕС, эти дебаты наверняка будут оживленными и будут основываться на жестких, но конструктивных разногласиях. Это еще более интересно и сложно, потому что это не только дебаты, в которых государства-члены противопоставляются друг другу, но и внутренние дебаты во многих странах о том, какую стратегию лучше всего принять по отношению к Китаю и как предотвращения напряженности в Тайваньском проливе.

Эти дебаты особенно сильны, например, в Германии, где министр иностранных дел Анналена Бербок придерживается совершенно иной линии, чем канцлер Олаф Шольц. Откровенность первой во время ее визита в Пекин в апреле заметно контрастировала с визитом второй в ноябре 2022 года, сразу после 20-го съезда Коммунистической партии Китая.

Во Франции разгорелся спор, поскольку визит Эммануэля Макрона вызвал волну внутренней критики и поставил администрацию в неудобное положение. Среди европейских организаций также продолжаются дебаты между комиссией фон дер Ляйен, которая выступает за более жесткую позицию в отношении Китая, и президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, который поддерживает более открытый подход.

Аналитические центры и академические круги действительно могут внести значительный вклад в обсуждение как на европейском, так и на национальном уровне. Иностранные страны и аналитические центры также могут вмешаться и рассказать европейцам о внешних перспективах, а также об их ожиданиях относительно роли, которую Европа может играть в Индо-Тихоокеанском регионе.

Читайте также