Политика Анвара в Китае

Анвар Ибрагим, премьер-министр Малайзии, дает интервью в Сингапуре 30 января 2023 г. (Ore Huiying/Bloomberg)

Политика Анвара в Китае

Малайзия стала свидетелем инаугурации Анвара Ибрагима в качестве десятого премьер-министра страны в ноябре 2022 года, после 15-х всеобщих выборов. По сравнению с двумя своими непосредственными предшественниками Мухиддином Ясином (2020–2021 гг.) и Исмаилом Сабри Яакобом (2021–2022 гг.), Анвар, безусловно, наладил более совершенные международные сети, контакты и связи. Кроме того, Анвар больше, чем любой другой активный политик Малайзии, пользуется непревзойденной репутацией глобалистского интеллектуала и мыслителя. Безусловно, есть большие надежды на то, что Анвар Ибрагим поднимет статус Малайзии и ее положение в международном сообществе.

При этом администрация Анвара Ибрагима сталкивается со сложной геополитической обстановкой, особенно в контексте продолжающегося соперничества США и Китая. Анвара спросили на его самой первой пресс-конференции в качестве премьер-министра об отношениях Малайзии с Китаем, на которой он назвал Китай «ключевой» азиатской сверхдержавой и сказал: «Я бы не просто оставил [Malaysia-China relationship] как есть, но нужно его улучшить». Анвар часто говорил, что Малайзия не заинтересована в том, чтобы ее втягивали в новую холодную войну между США и Китаем. В интервью Bloomberg в феврале 2023 года Анвар повторил, что «в целом мы хотим оставаться хорошими друзьями для обоих [China and the US]».

Позитивное отношение к Китаю

До сих пор Анвар последовательно сигнализировал о том, что политическая позиция Малайзии в отношении Китая будет весьма позитивной. В 2023 и 2024 годах два важных юбилея (десятилетие всеобъемлющего стратегического партнерства и 50-летие установления дипломатических отношений) станут своевременными возможностями для дальнейшего придания позитивного импульса двусторонним отношениям. Ожидается также, что Анвар примет участие в предстоящем Третьем форуме «Один пояс, один путь» в Пекине, который, вероятно, состоится где-то позже в 2023 году, в то время как отдельный официальный визит также находится в стадии разработки.

… помимо позитивной позиции и риторики, неясно, какая политика или стратегия Китая формируется при администрации Анвара, если таковая имеется.

Люди в защитных масках переходят улицу возле торгового центра на фоне вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) в Куала-Лумпуре, Малайзия, 6 сентября 2021 г. REUTERS/Lim Huey Teng
Люди переходят улицу возле торгового центра в Куала-Лумпуре, Малайзия, 6 сентября 2021 года. (Лим Хьюи Тенг/Reuters)

Однако, помимо позитивной позиции и риторики, неясно, какая политика или стратегия в отношении Китая формируется при администрации Анвара, если таковая имеется. Администрация Анвара по понятным причинам в настоящее время отдает приоритет внутренним вопросам и политике. Тем не менее, Малайзия не может позволить себе игнорировать внешнеполитическое измерение, в котором Китай является особенно важным аспектом.

Политика Анвара в отношении Китая обязательно будет включать в себя несколько аспектов и, что неудивительно, будет тяжелым бременем для экономики. Здесь уже хорошо заложен прочный фундамент. Существующие флагманские проекты, такие как малайзийско-китайский индустриальный парк Куантан (MCKIP) и железная дорога восточного побережья (ECRL), по-прежнему будут видимыми проявлениями экономического сотрудничества Малайзии и Китая. Политические меры, сформулированные его предшественниками, такие как Специальный канал Китая (в 2020 г.) для содействия высококачественным инвестициям из Китая, будут продолжены. Тот факт, что в конце 2022 года объем торговли между Малайзией и Китаем был самым высоким и составил более 200 миллиардов долларов США, также свидетельствует об устойчивости торгового партнерства. С открытием Китая Малайзия ожидает возвращения китайских туристов, студентов и инвесторов.

Преимущества для местных МСП и расширение сферы сотрудничества

На этом фоне правительство должно думать не только об увеличении количества инвестиций из Китая и торговли с ним. Хотя это важно, также важно подумать о том, как возросшая активность принесет пользу и будет способствовать местному благосостоянию. Например, малые и средние предприятия (МСП) в Малайзии часто жалуются на то, что, несмотря на увеличение числа проектов с китайскими инвестициями, возможности местных МСП по поставкам и обслуживанию этих китайских компаний довольно ограничены. Таким образом, Малайзии следует найти способы стимулировать инвестируемые Китаем проекты по созданию, обучению и поддержанию надежных местных сетей снабжения, что создаст побочные эффекты в интересах местных МСП.

… Малайзии следует обратить внимание на меняющуюся политику и приоритеты Китая в области внешнеэкономической деятельности, которые теперь расширились до социально-экономических областей.

тренироваться
Железнодорожная линия Восточного побережья (ECRL) является ключевым компонентом китайской инфраструктурной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в Юго-Восточной Азии. (Интернет)

Однако крупномасштабные проекты (в том же духе, что и упомянутые выше MCKIP и ECRL) будет трудно реализовать, учитывая дорогостоящее финансовое предприятие и снижающийся интерес Китая к предоставлению такого рода финансирования. Конечно, нельзя исключать инфраструктурное сотрудничество с Китаем, особенно учитывая плачевное состояние инфраструктуры в некоторых частях Сабаха и Саравака. Китайские компании будут приветствоваться для участия в прозрачной и честной конкуренции в любом предстоящем крупном инфраструктурном проекте. В любом случае Малайзии следует обратить внимание на развивающуюся политику и приоритеты Китая в области внешнеэкономической деятельности, которые в настоящее время расширились до социально-экономических областей. Такие концепции, как «Шелковый путь здоровья», «Зеленый шелковый путь» и Глобальная инициатива развития, дополняют и расширяют акцент первоначальной инициативы «Один пояс, один путь» на сложные проекты и инфраструктурную связь с последствиями для общественного здравоохранения, передачи знаний, профессионального образования, наращивания потенциала и устойчивого развития. Это области, которые остаются относительно малоизученными в отношениях Малайзии и Китая.

Межцивилизационный диалог – область возможностей

Помимо экономического аспекта, Анвар также предпочитает смотреть на отношения Малайзии и Китая через своеобразную «цивилизационную призму». Анвар десятилетиями был настоящим сторонником диалога между разными цивилизациями. Следовательно, расширение интеллектуального и образовательного обмена с Китаем будет для него привлекательным проектом. Еще в те дни, когда он был заместителем премьер-министра, он спонсировал первую крупную конференцию по конфуцианско-исламскому диалогу в стране. Анвар по-прежнему будет заинтересован в такого рода диалогах и обменах мнениями, но их необходимо расширять и углублять. Взаимное учреждение профессоров кафедры в соответствующих университетах (в настоящее время существует вакантная должность профессора малайского языка в Пекинском университете иностранных языков), которое могло бы поддерживаться частным сектором, было бы одним из способов сделать это.

Анвар, вероятно, сохранит давно устоявшийся «сдержанный» подход к проблеме Южно-Китайского моря, но останется твердым в защите требований и интересов страны.

Люди в защитных масках переходят улицу возле торгового центра в Куала-Лумпуре, Малайзия, 6 сентября 2021 г. (Лим Хьюи Тенг/Reuters)
Люди в защитных масках переходят улицу возле торгового центра в Куала-Лумпуре, Малайзия, 6 сентября 2021 г. (Лим Хьюи Тенг/Reuters)

Связанным с этим императивом является необходимость также улучшить взаимопонимание не только соответствующих «цивилизаций», но и самих стран, что означает усиление внимания к укреплению области малайзийских исследований в Китае, а также китаеведения в Малайзии. Малайзия нуждается в большем количестве и лучшем опыте, чтобы понимать современные события в Китае, а также заинтересована в том, чтобы Китай лучше понял Малайзию. В этом свете вполне возможно начать проект по переводу и публикации избранных произведений Анвара на китайский язык. Несмотря на репутацию Анвара как интеллектуала, его идеи на самом деле не получили достаточного распространения в Китае.

Чувствительные проблемы безопасности

Самым деликатным аспектом отношений с Китаем, безусловно, является аспект безопасности, в частности спор о Южно-Китайском море. До сих пор Анвар мало что говорил по этому вопросу. Его министр обороны, когда его спросили о присутствии кораблей береговой охраны Китая в водах Малайзии, также принял довольно осторожное замечание. Анвар, вероятно, сохранит давно устоявшийся «сдержанный» подход к проблеме Южно-Китайского моря, но останется твердым в защите требований и интересов страны. В целом из-за спора о Южно-Китайском море уровень стратегического доверия Малайзии к Китаю снизился, особенно после инцидента в Западной Капелле в 2020 году и инцидента с китайским военным самолетом в 2021 году. Сотрудничество в области безопасности с Китаем будет ограниченным и будет основываться в первую очередь на взаимных визитах и ​​обменах. Исключение составляют китайско-малайзийские совместные учения. Учения, получившие название Aman-Youyi и последний раз проводившиеся в 2018 году, вероятно, возобновятся либо в 2023 году, либо в следующем году. Выхода из тупика по проблеме Южно-Китайского моря не предвидится.

малайзия китай
Премьер-министр Китая Ли Кэцян (слева) беседует со спикером нижней палаты Малайзии Ажаром Азизаном Харуном во время Восточноазиатского саммита в рамках 40-го и 41-го саммитов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Пномпене 13 ноября 2022 года. (Тан Чхин Соти /АФП)

Но если Анвар и его министр иностранных дел наберутся смелости, Малайзия может захотеть пересмотреть практически не существующий механизм двусторонних консультаций между Китаем и Малайзией, который, как сообщается, был создан в 2019 году. Этот механизм был аналогичен механизму между Китаем и Филиппинами. , но он так и не был реализован, и дипломатический истеблишмент и службы безопасности Малайзии оказали сопротивление, считая, что это поставит под угрозу интересы Малайзии. Тем не менее, проявив некоторую изобретательность и смелость, этот механизм можно было бы переупаковать и преобразовать в регулярный канал морского диалога и консультаций, где можно было бы совместно обсуждать практическое сотрудничество и достигать консенсуса. Это имело бы большое значение для решения проблемы Южно-Китайского моря.

Наконец, основным импульсом политики Малайзии в отношении Китая должно быть что-то более фундаментальное и выходящее за рамки транзакций. Двустороннее сотрудничество с Китаем является одновременно целью достижения национальных и взаимных интересов, а также средством для достижения цели, которая заключается в содействии интеграции Китая во всеобъемлющем порядке ради регионального мира и стабильности. В определенной степени управление отношениями с Китаем также означает управление отношениями с Западом, особенно с США. Крайне важно, чтобы политика Малайзии в отношении Китая не воспринималась упрощенно как «прокитайская» в рамках бинарной или поляризованной структуры или как оппортунистическая попытка использовать возможности, возникающие в результате конкуренции великих держав.

Малайзия знает, что Китай потенциально может стать разрушительной силой и в прошлом проявлял определенные склонности к принуждению или подрыву. Малайзия справедливо стремится к диверсификации и различным партнерствам в своей внешнеполитической деятельности, отчасти для того, чтобы застраховаться от потенциального гегемона Китая. Однако последующие поколения малайзийских лидеров и политической элиты, включая Анвара, считают, что для поощрения Китая оставаться конструктивной державой лучшая политика — это интегрировать Китай во всеобъемлющий порядок, а не детерминистически обозначать его как соперника или угрозу, что может в свою очередь быть самосбывающимся пророчеством. Анвар долгое время был сторонником демократических ценностей, но он не будет поддерживать понятия «демократия против автократии» в своей внешней политике, поскольку такое исключительное нацеливание на других (особенно на Китай) будет только контрпродуктивным. Взаимодействие с Китаем на двусторонней основе, а также в рамках региональных многосторонних структур, таких как АСЕАН, побуждает Китай оставаться партнером по сотрудничеству и созидательной силой, несмотря на сложные аспекты отношений.

Читайте также