Почему ОПОП Китая не является долговой ловушкой

Почему ОПОП Китая не является долговой ловушкой

Рабочие проверяют электронную систему на станции Тегаллуар высокоскоростной железной дороги китайского производства, соединяющей столицу Джакарту с Бандунгом, в Бандунге, Западная Ява, 15 мая 2023 года. (Тимур Матахари/AFP)

Китай приступил к очень быстрому и массовому зарубежному кредитованию с 2013 года, когда он запустил свою громкую инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП). Он стал крупным кредитором и предоставил сотни миллиардов долларов в виде займов и кредитов развивающимся странам на всех континентах. Большая часть зарубежных кредитов Китая была направлена ​​на энергетику, транспорт и другие инфраструктурные сектора в рамках BRI.

Пекинский BRI был запущен на фоне быстрого роста государственного и корпоративного долга во всем мире. Государственный долг в странах с формирующимся рынком продолжает расти, достигнув самого высокого уровня за последние четыре десятилетия, что увеличивает бюджетный риск и уязвимость.

Называть ОПОП «долговой ловушкой» фактически неправильно и преувеличенно. Фактически, еще до запуска ОПОП некоторые страны, присоединившиеся к ОПОП, уже столкнулись с растущим уровнем долга.

31 марта 2021 года Лаборатория данных помощи при Глобальном исследовательском институте Уильяма и Мэри опубликовала отчет, в котором было рассмотрено 13 427 проектов, связанных с ОПОП, на сумму 843 миллиарда долларов США в 165 странах в период с 2000 по 2017 год. В отчете показано, что более 40 стран имеют долговые обязательства. Пекин превышает 10% ВВП, а 35% проектов столкнулись с такими проблемами, как коррупционные скандалы, трудовые нарушения, экологические опасности и общественные протесты. Китай обвиняют в так называемой «дипломатии долговой ловушки» через его BRI. Критики утверждают, что существует значительный риск того, что развивающиеся страны не смогут погасить свои долги, связанные с участием в BRI. Учитывая их долговые обязательства перед Китаем, эти страны должны согласовать свою внешнюю политику с Пекином, заняв прокитайскую позицию.

«Долговая ловушка» — неправильное название

Называть ОПОП «долговой ловушкой» фактически неправильно и преувеличенно. Фактически, еще до запуска ОПОП некоторые страны, присоединившиеся к ОПОП, уже столкнулись с растущим уровнем долга. Многие развивающиеся страны имеют долговые проблемы, но их долговые проблемы накапливались в течение длительного периода времени, и хотя их долг увеличился, когда были реализованы китайские проекты, эти долги составляют относительно небольшую долю общего долга стран по сравнению с их долг, заимствованный у многосторонних финансовых учреждений и коммерческих кредиторов.

Шри-Ланка
Рабочий несет мешок с овощами на рынке в Коломбо, Шри-Ланка, 1 июня 2023 года. (Динука Лиянаватт/Reuters)

Среди стран ОПОП ни один из их внутренних экономических и долговых кризисов до сих пор не был вызван Китаем; вместо этого они были вызваны внутренними ошибками в управлении финансами или внешними потрясениями, такими как глобальная пандемия Covid-19 и война на Украине. Многие развивающиеся страны с низким уровнем дохода, получающие финансирование BRI, не имеют комплексной и надежной налогово-бюджетной базы. Например, хотя было много шумихи по поводу того, что Китай вверг Шри-Ланку в «долговую ловушку», Китай фактически предоставил кредиты, на долю которых приходится менее 10% общего внешнего долга Шри-Ланки. Экономический, политический и социальный кризисы Шри-Ланки коренятся в безудержной коррупции ее политической элиты, плохом управлении экономикой правительства и последствиях глобальной пандемии.

Китай ожидает, что кредиты BRI будут полностью погашены, поскольку он не заставлял развивающиеся страны брать кредиты у Китая, и у него нет юридических обязательств по облегчению бремени задолженности или «стрижке».

BRI не является программой помощи или благотворительной инициативой. Китай рассматривает инфраструктурные проекты BRI как коммерческие начинания с кредитами, основанными на рыночной процентной ставке (или немного ниже). Даже страны с низким уровнем долга должны тщательно взвесить все за и против инвестиций в ОПОП. Проекты должны соответствовать приоритетам национального развития. Страны ОПОП имеют полное право либо брать китайские кредиты, либо отказываться от них.

Сиануквиль
Рабочие уходят с работы в Сиануквиле, построенном совместно китайскими и камбоджийскими компаниями, 22 мая 2023 года. (CNS)

Китай ожидает, что кредиты BRI будут полностью погашены, поскольку он не заставлял развивающиеся страны брать кредиты у Китая, и у него нет юридических обязательств по облегчению бремени задолженности или «стрижке». Что касается стран, борющихся с внутренними экономическими кризисами и погашением долга, Китай принял пролонгацию платежей и даже предложил некоторое снижение процентной ставки, но не настоящую стрижку. Инициатива G20 по облегчению бремени задолженности и Common Framework инициировали участие Китая в многосторонней координации долга.

Можно создать благотворный круг роста

Важно иметь в виду, что развивающимся странам не грех заниматься ориентированными на рост инфраструктурными заимствованиями. Необходимо различать, можно ли использовать заемные средства в качестве инвестиций для устранения узких мест роста или для поддержки расходов и потребления. Многим развивающимся странам с низким уровнем доходов не хватает средств на развитие инфраструктуры, и они могут брать только внешние займы.

Инвестиции BRI сосредоточены на строительстве инфраструктуры. Увеличение долга стран-заемщиков в краткосрочной и среднесрочной перспективе способствует их устойчивому развитию в долгосрочной перспективе, поскольку эти проекты закладывают основу для поощрения инвестиций и активизации торговли и экономического роста. После того, как инфраструктура будет построена, экономика будет развиваться быстрее, создавать рабочие места, повышать уровень доходов и получать иностранную валюту за счет экспорта. Благотворный круг может быть внедрен.

тренироваться
Проект высокоскоростной железной дороги (HSR), соединяющий два крупных города Индонезии Джакарту и Бандунг, разрабатывается KCIC, совместным предприятием индонезийских и китайских государственных компаний. (КСИК)

Как показывает отчет Всемирного банка за 2019 год, транспортный коридор BRI поможет в двух важных направлениях: сократить время транспортировки и увеличить торговлю и инвестиции. По оценкам, время в пути может быть сокращено до 12% в странах вдоль маршрутов транспортного коридора и в среднем на 3% в остальном мире, что указывает на то, что страны и регионы, не входящие в ОПОП, также выиграют.

Оглядываясь назад на опыт развития Китая за последние четыре десятилетия, можно сказать, что самым большим узким местом, с которым Китай столкнулся в своем развитии, является неразвитость инфраструктуры. Без инфраструктуры невозможно продвигать торговлю или развивать сельское хозяйство, производство или экономику услуг. По собственному опыту Китая, чтобы развиваться, страны должны сначала преодолеть узкие места в инфраструктуре, что выражается китайской поговоркой: «Чтобы разбогатеть, сначала постройте дороги».

Страны-получатели приветствовали сотни железных и автомобильных дорог, морских портов, электростанций, телекоммуникаций и других инфраструктурных проектов, построенных в рамках BRI. Например, поскольку в 2016 году китайская фирма взяла на себя эксплуатацию и управление портовым терминалом Пирей в Греции, эта фирма вложила средства в модернизацию порта и связанных с ним объектов. Порт Пирей превратился в один из самых быстрорастущих и загруженных контейнерных терминалов в Средиземном море.

Рост долга по-прежнему актуален

При этом Китай действительно является крупным кредитором многих стран ОПОП, таких как Пакистан, Лаос, Ангола, Кения, Эфиопия и Мьянма. Экономика этих стран сильно пострадала от пандемии, которая еще больше обострила их внутренний экономический и финансовый кризисы. Согласно недавнему анализу устойчивости долга, проведенному Всемирным банком и Международным валютным фондом, одна треть развивающихся стран с низким уровнем дохода, участвующих в Инициативе, сталкиваются с высоким риском долгового кризиса. Почти две трети стран с формирующимся рынком, принявших Инициативу, сталкиваются с растущей уязвимостью долга, что требует критического изучения стран, чей долг превышает ориентировочный порог в 50% ВВП или чьи общие потребности в финансировании превышают 15% ВВП.

… Китай должен решить вопрос прозрачности и управления кредитованием.

Проекты ОПОП могут значительно улучшить связь, стимулировать торговлю, инвестиции, экономический рост и улучшить условия жизни в странах-получателях на устойчивой основе, но только в том случае, если Китай будет сотрудничать со странами ОПОП, позволяя участвующим экономикам полностью учитывать потенциальные затраты инфраструктура, финансируемая за счет долга.

Кения
На изображении показан городской пейзаж на скоростной автомагистрали Найроби, созданный Китайской корпорацией дорог и мостов (CRBC) на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), вдоль дороги Вайяки в районе Уэстлендс в Найроби, Кения, 7 мая 2023 года. (Томас Мукойя/ Рейтер)

Тем не менее, достоверная информация об условиях финансирования инфраструктурных проектов ОПОП в настоящее время недостаточна. Чтобы эффективно решить проблему устойчивости долга в отношении инфраструктурных проектов ОПОП, Китаю следует решить вопрос прозрачности и управления кредитованием. Отсутствие прозрачности в отношении условий и масштабов финансирования ОПОП создает серьезные риски для стран-заемщиков и стран-кредиторов, а также для возможного успеха Инициативы. Прозрачность долга необходима для того, чтобы заемщики и кредиторы могли принимать обоснованные решения, обеспечивать эффективное использование доступного финансирования и гарантировать устойчивость долга, а также способность граждан привлекать правительства к ответственности.

Повышение прозрачности и анализ устойчивости долга

Для содействия устойчивому развитию одного пояса и одного пути Китаю следует придерживаться руководящих принципов анализа устойчивости долговой ситуации «Пояса и пути» (далее именуемых «Аналитическая основа») в отношении зарубежного кредитования. Долговая ситуация в странах-заемщиках и их перспективы погашения долга, полученного в рамках проектов ОПОП, должны быть подробно изучены, а в отношении долга ОПОП должен быть применен анализ прозрачности и приемлемости долга. Аналитическая основа была принята после второго саммита ОПОП в 2019 году. Аналитическая основа основана на Основе устойчивости долга (DSF) Международного валютного фонда и Всемирного банка с учетом национальных условий и практики развития стран ОПОП. Аналитическая структура — это версия DSF BRI.

… участие частного сектора в финансировании ОПОП через государственно-частное партнерство может способствовать развитию высококачественной инфраструктуры и повышению прозрачности финансирования проектов.

выставка
Шестая выставка «Морской шелковый путь XXI века» и 25-я Ярмарка по обе стороны пролива в Фучжоу, 18 мая 2023 г. (CNS)

Китай и 26 других стран также совместно сформулировали Руководящие принципы финансирования проектов «Один пояс, один путь», в которых четко определяется необходимость создания прозрачной, дружественной, недискриминационной и предсказуемой финансовой среды, подчеркивается устойчивое экономическое и социальное развитие и учитывать устойчивость долга при мобилизации средств. Кроме того, участие частного сектора в финансировании ОПОП через государственно-частное партнерство может способствовать развитию высококачественной инфраструктуры и повышению прозрачности финансирования проектов.

Парижский клуб является важнейшей ассоциацией кредиторов государственного сектора и основной международной площадкой для официальной реструктуризации двустороннего долга. Учитывая его превращение в крупнейшего официального государственного кредитора развивающихся стран, Китай не может оставаться в стороне в долгосрочной перспективе. Парижскому клубу также необходимо поглотить новых кредиторов, таких как Китай. В то же время Парижскому клубу необходимо провести необходимые реформы. Например, следует учитывать влияние, которое производительные инвестиции могут оказать на долгосрочный рост ВВП.

Читайте также