От идеалов Мао к американской мечте: чем пожертвовала китайская «молодёжь» в погоне за лучшим завтрашним днем

От идеалов Мао к американской мечте: чем пожертвовала китайская «молодёжь» в погоне за лучшим завтрашним днем

Две женщины и их дети позируют для фотографий перед гигантским портретом покойного председателя КНР Мао Цзэдуна на воротах Тяньаньмэнь в Пекине, Китай, 2 ноября 2015 г. (Ким Кён-Хун/File Photo/Reuters)

Когда-то это было обычным явлением для старшего поколения китайских ученых в США, так называемое лаолиу (老留, букв. «старый стайер»), чтобы либо оставить своих детей в Китае, либо временно отправить своего ребенка, родившегося в США, обратно в Китай.

Эта практика вызывает недоумение, поскольку мы с женой смогли вырастить нашего ребенка в США без помощи наших пожилых родителей. Точно так же китаянка-одноклассница также родила во время учебы в США.

Поколение «брошенных» детей

Эта группа лаолиу в основном принадлежат к поколению после 50-х годов (люди, родившиеся в 1950-х годах). Под влиянием идеологии эпохи Мао Цзэдуна они стремились к своим карьерным целям и личным достижениям превыше всего и любой ценой, даже если это означало пожертвовать своими детьми или браком. Их конечной целью было отправиться за границу, особенно в США.

Эти люди спроецировали свой чрезмерный идеализм эпохи Мао и возрождение этого идеализма после того, как он был разрушен в Китае, на США.

Когда Китай только открывался в 1980-х, чжицин (知青, городская интеллектуальная молодежь), которые были «отправлены» в горные районы Китая или фермерские деревни, чтобы учиться у рабочих и фермеров, и которые позже стали лаолиу в США развилась интригующая характеристика. Эти люди спроецировали свой чрезмерный идеализм эпохи Мао и возрождение этого идеализма после того, как он был разрушен в Китае, на США. Политическая мания эпохи Мао сменилась неустанной решимостью процветать в США и преследовать эту новую мечту с тем, что осталось от их юности.

Однако это был болезненный процесс, потому что к тому времени им было уже за 30, и они имели стабильную работу в качестве преподавателей университетов в Китае. Поездка на учебу за границу была сопряжена с большой неопределенностью, поэтому они решили оставить своих маленьких детей или новорожденных в Китае или отправить их из США к бабушке и дедушке в Китай. Так образовалась группа транснациональных «брошенных детей» из высокообразованных семей.

Люди с детьми ждут, чтобы перейти улицу в Пекине, Китай, 8 ноября 2022 года. (Ван Чжао/AFP)
Люди с детьми ждут, чтобы перейти улицу в Пекине, Китай, 8 ноября 2022 года. (Ван Чжао/AFP)

В Китае из-за того, что мигранты или квалифицированные рабочие работают за пределами своего города, их дети не могут поступить в местные школы из-за регистрации домохозяйства (Хукоу 户口) ограничения. Таким образом, этих детей часто «оставляли позади» и заставляли оставаться в сельской местности со своими бабушками и дедушками. Это привело к сильному эмоциональному стрессу, значительному количеству случаев членовредительства и сексуального насилия, а также к трудностям в обучении из-за отсутствия родительского надзора.

В США лучшие условия с точки зрения бесплатного государственного начального и среднего образования и разнообразие доступных вариантов ухода за детьми означают, что воспитание ребенка здесь не должно быть слишком сложной задачей.

В то время как воспитание отнимает время и энергию у докторантуры и исследований, и ожидается, что каждый родитель будет играть свою роль — воспитывать болтливого младенца в раннем возрасте, заботиться о нем во время болезни и помогать ему адаптироваться к детской жизни — жизнь без детей вокруг по существу уклоняется от ответственности.

Они жертвовали благополучием своих детей ради личных достижений и тщеславия…

Их успех превыше всего

Китай — не единственная страна, которая отправляет студентов в США, и не единственная страна, в которой за границей есть зрелые студенты с маленькими детьми. Но большинство лаолиу решили временно оставить своих детей дома или отправить их обратно после того, как они были в США. Они либо считали это само собой разумеющимся, либо объясняли, что другого выхода нет.

Но на самом деле их поведение было эгоистичным и ленивым. Они жертвовали благополучием своих детей ради личных достижений и тщеславия, а также считали, что родители обязаны заботиться о своих детях от их имени.

Ребенок смотрит, как люди выходят из ворот Запретного города в Пекине, Китай, 1 октября 2022 года. (Ноэль Селис/AFP)
Ребенок смотрит, как люди выходят из ворот Запретного города в Пекине, Китай, 1 октября 2022 года. (Ноэль Селис/AFP)

Таким образом, не только их дети столкнулись с отказом и пренебрежением, страдая от эмоционального стресса, но и их родители были вынуждены стать бесплатными нянями, ответственными за воспитание молодых.

Профессор Цянь Юань, дочь известного китайского академика Цянь Чжуншу, родилась в 1937 году, когда ее родители учились в Оксфорде, Великобритания. С отсутствием у Цянь Чжуншу жизненных навыков и тяжелыми академическими обязательствами, а также с привилегированным прошлым его жены Ян Цзян я не могу себе представить, чтобы они были в лучшем положении для воспитания ребенка, чем поколение лаолиу.

… истории о детях, оставленных на попечение родственников из родного города, стали преобладать только с ростом «революционной культуры».

Однако нет упоминания ни о них, ни о каких-либо других интеллектуалах старшего поколения, которые прошли через войну, отправляя своих детей к родственникам, минуя трудную фазу новорожденности, создавая разлуку между родителями и детьми и забирая их только тогда, когда это уже не было. хлопотно ухаживать за ними. Вместо этого мы читаем только о счастливых днях детства Цянь Юань с ее родителями.

Это потому, что предыдущее поколение не могло представить себе, что по какой-либо причине можно уклоняться от отцовства. На самом деле истории о детях, оставленных на попечение родственников из родного города, стали широко распространены только с ростом «революционной культуры». Это то, над чем должно задуматься поколение после 50-х.

Влияние традиционной китайской культуры

Примечательно, что гендерная культура Китая и роль китайских мужчин — это вопросы, над которыми нужно серьезно подумать.

Многие китайские студентки того поколения, уехавшие в США, стали матерями-одиночками, когда их браки распались. Жизнь и без того тяжела для иммигрантов и ученых в первом поколении; добавление развода и одинокого родителя еще больше затрудняет полноценное и здоровое воспитание их разбросанных по всему миру детей.

… под влиянием традиционной китайской культуры китайским мужчинам трудно полностью поддерживать карьерные устремления и успех своей жены. Высокообразованные американцы в этом плане явно лучше.

Люди проходят мимо универмага Bergdorf Goodman на 5-й авеню в Манхэттене 5 декабря 2022 года в Нью-Йорке, США.  (Спенсер Платт/Getty Images/AFP)
Люди проходят мимо универмага Bergdorf Goodman на 5-й авеню в Манхэттене 5 декабря 2022 года в Нью-Йорке, США. (Спенсер Платт/Getty Images/AFP)

Китайские женщины-ученые также нередко отказывались от брака, преследуя свою мечту за границей. Но часто, в конце концов, их травмирующий опыт делал их озлобленными, резкими и упрямыми.

В целом браки ученых-мужчин более стабильны, потому что их жены часто поддерживают их и готовы пойти на личные жертвы ради семьи. Напротив, под влиянием традиционной китайской культуры китайским мужчинам трудно полностью поддерживать карьерные устремления и успех своей жены. Высокообразованные американцы в этом плане явно лучше.

… в документальном фильме о них почти все опрошенные упомянули об огромном влиянии, которое Оводв высшей степени идеалистический и героический, но травмирующий роман, был на них, когда они были молоды.

Между идеалами и реальностью

Я почти на поколение моложе интеллектуальной молодежи после 50-х. Когда я был в Китае, лаолиу были младшими друзьями моих родителей и моими старшими. Из-за своего личного опыта бурной современной истории Китая некоторые из них страдали от эпизодов психотических расстройств, но были и другие, которым удалось продолжить свою карьеру в гуманитарных науках или политике. Я знаю одного известного”чжицин автор», который до сих пор очень успешен, но и другие чжицин которые оказались в ловушке в сельской местности и так и не вернулись в город.

Многие видные мужчины и женщины в зарубежных китайских интеллектуальных кругах были выходцами из лаолиу поколение. Интересно, что в документальном фильме о них почти все опрошенные упомянули о том огромном влиянии, которое Овод, в высшей степени идеалистический и героический, но травмирующий роман, был на них, когда они были молоды. Однако почти никто из моего поколения не знаком с этим романом.

Действительно, лаолиу поколение, которое было отправлено в сельские районы, путешествовало за границу и, наконец, закрепилось и осело в западном обществе, заслуживает изучения. Следует обращать внимание не только на их опыт «низверженной молодежи» или чжицинно и на их борьбу и ценности после того, как они вышли из этой ситуации.

Но как только началась их американская мечта, эти люди погнались за крайним индивидуализмом.

Люди в масках идут под камерами наблюдения на улице в Шанхае, Китай, 12 декабря 2022 года. (Али Сонг/Reuters)
Люди в масках идут под камерами наблюдения на улице в Шанхае, Китай, 12 декабря 2022 года. (Али Сонг/Reuters)

Они застряли между идеалами и реальностью. И политические идеалы эпохи Мао, и американская мечта, заставившая их отказаться от семьи, требуют определенного религиозного рвения к жертвованию собой и другими. Но как только началась их американская мечта, эти люди погнались за крайним индивидуализмом.

Некоторый лаолиу профессора настойчиво делятся новостями из вторых рук, изображающими Китай в негативном свете, из неизвестных источников, не обращая внимания на их подлинность; некоторые стали твердыми сторонниками бывшего президента США Дональда Трампа; другие заявляют, что иммиграционная политика необходима для того, чтобы не допускать иностранных студентов высоких технологий из Индии и Китая, чтобы у их детей было больше возможностей для трудоустройства.

Много лаолиу также стали христианами в своем стремлении к спасению, с церковными проповедями, чтением Библии и дискуссиями, знакомой альтернативой коллективному духовному гипнозу эпохи Мао.

Такое поведение возникает, возможно, из-за повышенного индивидуалистического мировоззрения. Отговаривать их от такой точки зрения также бесполезно из-за их упрямой пост-чжицин «отпустить» полосу.

Много лаолиу также стали христианами в своем стремлении к спасению, с церковными проповедями, чтением Библии и дискуссиями, знакомой альтернативой коллективному духовному гипнозу эпохи Мао. Они обрели новую идентичность, присоединились к новому сообществу, а также нашли более действенный способ интегрироваться в американское общество. Многие ярые сторонники Трампа из числа этнических китайцев часто происходят из этой группы. Возможно, в их мире все еще существует неотъемлемая потребность найти кого-то могущественного, на кого можно положиться и поклоняться как на свою духовную опору.

К счастью, с течением времени и улучшением условий транснациональных «брошенных» детей становится все меньше. Многие молодые ученые, которых я знаю, либо воссоединились со своими семьями в Китае, либо сами воспитывают своих детей за границей. Кроме того, они гораздо меньше интересуются церковью и Трампом, чем старшее поколение.

Читайте также