Мировые лидеры, в том числе президенты Китая и США, посетили саммит G20 на Бали под председательством Индонезии в G20. Президента США Джо Байдена в аэропорту принял министр туризма и креативной экономики Индонезии Сандиага Уно, а президента Китая Си Цзиньпина принял министр-координатор по морским делам и инвестициям Индонезии Лухут Бинсар Панджайтан, который занимает более высокое положение и имеет большее влияние, чем Сандиага. Означает ли это, что с точки зрения экономики Индонезия считает Китай гораздо более важным, чем США?
Во время 20-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК) президент Индонезии Джоко Видодо (Джокови) сказал CGTN, что он надеется, что съезд примет решения, которые принесут пользу не только Китаю, но и миру, и будут способствовать региональной и мировой стабильности. Он добавил, что успех Си в борьбе с бедностью был выдающимся достижением.
Краеугольный камень экономического сотрудничества в китайско-индонезийском сотрудничестве
Отвечая на вопрос о китайско-индонезийском сотрудничестве, особенно в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), Джокови сказал, что проект высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг является флагманским проектом сотрудничества Индонезии и Китая. С момента запуска в 2015 году Jokowi трижды посещал сайт. Он добавил, что обе страны будут развивать экономическое сотрудничество и в других сферах, не вдаваясь в подробности.
Проект высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг имеет решающее значение для Индонезии и Китая не только потому, что это фирменный инфраструктурный проект Джокови, но и потому, что это первый ключевой стратегический проект в Юго-Восточной Азии в рамках инициативы Си Цзиньпина. Следовательно, проект не должен провалиться.
Реализованные китайские инвестиции в Индонезию также увеличились с 6,28 млн долларов США в 2015 году до 4,8 млрд долларов США в 2020 году, что сделало Китай вторым по величине инвестором Индонезии, уступив только Сингапуру и обогнав Японию.
Во время телеинтервью, посвященного экономическому сотрудничеству, не было упоминания о военном сотрудничестве и сотрудничестве в сфере безопасности.
Экономическое сотрудничество между Индонезией и Китаем в последние годы углубилось и расширилось. Согласно официальной статистике Индонезии, в период с 2015 по 2021 год общий объем торговли между Китаем и Индонезией резко вырос с 44,5 млрд долларов США до 110 млрд долларов США, в результате чего Китай стал крупнейшим торговым партнером Индонезии. Реализованные китайские инвестиции в Индонезию также увеличились с 6,28 млн долларов США в 2015 году до 4,8 млрд долларов США в 2020 году, что сделало Китай вторым по величине инвестором Индонезии, уступив только Сингапуру и обогнав Японию. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в третий срок Си.
Он отметил, что высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг завершена примерно на 80,4% и что проект должен быть завершен к середине 2023 года без задержек.
Двусторонние переговоры между Си и Джокови состоялись во время саммита G20, где оба лидера также стали свидетелями видеоролика о пробном запуске высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг. Перед просмотром пробного запуска официальные лица обеих стран представили лидерам отчет. Представитель Китая сказал, что проект высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг, являющийся проектом китайского ОПОП, воспитывает технические таланты, которые вносят свой вклад в индустриализацию Индонезии и стимулируют развитие Индонезии. Представитель также сказал, что проект высокоскоростной железной дороги продвинулся хорошо и что будут предприняты усилия для его завершения.
Особенно важными были замечания представителя Индонезии Лухута. Он не только рассказал о ходе реализации проекта высокоскоростной железной дороги, но и более подробно рассказал о сотрудничестве двух стран в других экономических и технологических проектах. Он отметил, что высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг завершена примерно на 80,4% и что проект должен быть завершен к середине 2023 года без задержек. Он также заявил, что, когда придет время, Джокови пригласит Си на открытие высокоскоростной железной дороги.
Если китайско-индонезийские отношения ухудшатся, это повлияет на внутреннюю экономику Индонезии и, в свою очередь, на ее политическую стабильность.
Лухут подчеркнул, что железная дорога будет готова к середине 2023 года, то есть примерно через семь-восемь месяцев. Мы подождем и посмотрим, произойдет ли это.
Он также добавил, что Индонезия и Китай сотрудничали как минимум в шести крупных экономических проектах, включая промышленный парк Моровали на Сулавеси; индустриальный парк Weda Bay на острове Халмахера, Северный Малуку; зеленый промышленный парк в Северном Калимантане; Центр Юго-Восточной Азии Цинхуа на Бали; индонезийско-китайский проект «Две страны, парки-побратимы»; и Комплексный региональный экономический коридор.
Глядя на все это, становится очевидным, что Китай и Индонезия тесно сотрудничают в экономическом плане. В ближайшем будущем Индонезия может больше зависеть от Китая, чем другие страны, в плане торговли и инвестиций. Если китайско-индонезийские отношения ухудшатся, это повлияет на внутреннюю экономику Индонезии и, в свою очередь, на ее политическую стабильность.
Дружеские отношения, исключающие конфликт на островах Натуна
Можно сказать, что индонезийско-китайские отношения в последние годы были гармоничными. Джокови посетил Китай как минимум трижды, каждый раз встречаясь с Си; Си также трижды посещал Индонезию, первым из которых был его визит для запуска инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 году, когда бывший президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно находился у власти. Следующие два визита Си были связаны с участием в Азиатско-африканской конференции в 2015 году и саммите G20 в этом году, оба во время президентства Джокови.
… этим дружеским связям между Китаем и Индонезией угрожает спор из-за островов Натуна.
Два года назад, когда Covid-19 начал свирепствовать, Индонезия справилась с ситуацией с вакцинами китайского производства. Когда США осудили Китай за притеснение уйгуров в Синьцзяне, Индонезия не присоединилась к США и вместе с 19 другими государствами-членами возражала против обсуждения политики Китая в Синьцзяне на заседаниях Организации Объединенных Наций.
Однако этим дружеским связям между Китаем и Индонезией угрожает спор вокруг островов Натуна. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) Индонезии пересекается с территорией, ограниченной линией Китая из девяти пунктиров. С 2016 года китайские рыболовные суда, замеченные в ИЭЗ, вызвали споры между Китаем и Индонезией. Последнее сообщение о споре было в 2019 году. К счастью, спор не перерос в военный конфликт.
Индонезийский и китайский военно-морские силы уже работали вместе. В апреле 2021 года индонезийская подводная лодка затонула в водах у берегов Бали, и китайские военно-морские силы помогли спасти ее. Китай считал это сотрудничеством в области военной безопасности, а Индонезия – гуманитарной помощью. В целом военное сотрудничество между Джакартой и Пекином очень ограничено, что может быть связано с событиями эпохи Сухарто.
Военные и консервативные мусульмане Индонезии до сих пор обвиняют Коммунистическую партию Индонезии (КПИ) в организации переворота, известного как Движение 30 сентября (G-30-S), и в том, что КПИ поддерживался Китаем. Хотя это произошло еще в 1965 году, а дипломатические отношения между Индонезией и Китаем возобновились в 1990 году в эпоху Сухарто, антиправительственные лица и консервативные мусульмане до сих пор приписывают переворот КПИ и Китаю и используют его как оружие против правительства.
Эта глава в истории стала камнем преткновения в военном сотрудничестве между Индонезией и Китаем, но самым большим камнем преткновения является проблема островов Натуна.
Хотя Индонезия является неприсоединившейся страной и не имеет союзов ни с одной крупной страной и возражает против использования иностранными государствами ее военных баз, она хочет быть большой державой и лидером за пределами этого региона.
Хотя Индонезия является неприсоединившейся страной и не имеет союзов ни с одной крупной страной и возражает против использования иностранными государствами ее военных баз, она хочет быть большой державой и лидером за пределами этого региона.
Когда дело доходит до территориальной целостности и национальной обороны, Индонезия и США часто осуществляют военное сотрудничество еще со времен Сухарто. Военное оружие Индонезии в основном поступает с Запада, а также проводятся совместные с США военные учения Garuda Shield. Совместные военные учения прошлого года и этого года можно назвать крупнейшими в истории Индонезии, в них приняли участие более 4000 человек.
Глядя на индонезийско-китайские отношения, можно отметить значительный прогресс в экономическом сотрудничестве, но сотрудничество в военной сфере и в сфере безопасности развивалось очень медленно и по сравнению с этим кажется стагнирующим. Дело в том, что отношения между Индонезией и Китаем сложные.
Проблемы Индонезии с китайскими рабочими и китайским сообществом, а также рост политики идентичности в Индонезии и предубеждение индонезийцев по отношению к Китаю и местным китайцам повлияли на развитие индонезийско-китайских отношений. Однако, если проблема Южно-Китайского моря будет решена, это будет большим подспорьем для улучшения отношений между Индонезией и Китаем.