Нематериальное культурное наследие Гонконга и сохранение лингнанской культуры

Верующие в масках делают свои первые подношения в храме Вонг Тай Син в Гонконге, Китай, 21 января 2023 года. (Тайрон Сиу/Reuters)

Нематериальное культурное наследие Гонконга и сохранение лингнанской культуры

Меня часто спрашивают, что я думаю о нематериальном культурном наследии Гонконга (НКН) и отличается ли оно чем-то от других регионов Китая. Мой ответ прост: во-первых, поскольку культура лингнань (岭南) составляет основу гонконгской культуры, НКН Гонконга является продолжением культурных традиций лингнаня. Во-вторых, поскольку Гонконг был британской колонией на протяжении полутора столетий, влияние британского колониального господства отразилось и на его культурных традициях.

Являясь продолжением лингнанской культуры, ICH Гонконга состоит из 20 предметов; большинство из них связано с культурой лингнань, за исключением чая с молоком в гонконгском стиле. Десять из 20 произведений также входят в национальный список ICH: кантонская опера; травяной чай; Фестиваль Чунг Чау Цзяо; водный парад лодок-драконов Tai O; Фестиваль Ю Лан гонконгской общины Чиу Чоу; Праздник середины осени — танец огненного дракона Тай Ханг; искусство гуцинь (ремесло изготовления цинь); храмы Цюаньчжэнь даосская ритуальная музыка; танец единорога хакка в Ханг Хау и Сай Кунг; и верования и обычаи Вонг Тай Сина (кантонская опера стала всемирной статьей ICH в 2009 г.).

Артисты кладут палочки на «огненного дракона» во время танца огненного дракона Тай Ханг в Тай Квун в Гонконге, Китай, 20 ноября 2022 года. (Берта Ван/AFP)
Артисты кладут палочки на «огненного дракона» во время танца огненного дракона Тай Ханг в Тай Квун в Гонконге, Китай, 20 ноября 2022 года. (Берта Ван/AFP)

Позже были добавлены еще десять предметов, в том числе Наньин (南音, Южные мелодии); Весеннее и осеннее поклонение предкам кланов; Фестиваль Тин Хау; Праздник середины осени — танец огненного дракона Пок Фу Лам; даосская ритуальная традиция школы Чжэнъи (正一); сек каламбур (食盆 Ши Пен, бассейн пир); техника приготовления чая с молоком в гонконгском стиле; техника изготовления бумаги; техника изготовления гонконгского чонсама и Кван Ква (裙褂 цунгуа) свадебный костюм; и техника строительства театра из бамбука.

С одной стороны, презрение британского правительства Гонконга к местным народным культурам и наплевательское отношение фактически позволили им процветать…

Сохранился вопреки всему

Примечательно, что история Гонконга как британской колонии, по иронии судьбы, в значительной степени помогла сохранить и развить НКН Гонконга. С одной стороны, презрение британского правительства Гонконга к местным народным культурам и наплевательское отношение фактически позволяли им процветать без помех модернизации ради западного прогресса.

С другой стороны, радикальные политические реформы Китая со времен династии Цин были направлены на искоренение традиционной культуры и изучение путей Запада, чтобы сделать страну богатой и укрепить вооруженные силы. Власти видели в народных традициях колыбель отсталости, невежества и суеверий, и им не терпелось уничтожить народную религию и родовые организации.

Таким образом, суеверное поведение, такое как «избиение злодея», не должно ни строго запрещаться, ни широко поощряться.

Фестиваль Cheung Chau Jiao (醮) в Гонконге, Китай.  (Фото: .怪貓./Лицензия CC BY 2.0)
Фестиваль Cheung Chau Jiao в Гонконге, Китай. (Фото: .怪貓./Лицензия CC BY 2.0)

В результате мы наблюдаем довольно своеобразный исторический феномен: сохранение религиозных практик лингнанской культуры и культа предков в британском Гонконге.

Возьмем, к примеру, 20 объектов ICH в Гонконге. Помимо исполнительского искусства и пищевых обычаев, почти все предметы связаны с народными ритуалами и культом предков, в том числе сек каламбур. Некоторые люди думают, что сек каламбур это просто сельская кулинарная практика, которая просто подчеркивает обилие еды, но это не так просто. Сек каламбур на самом деле это клановый ритуал поклонения предкам, когда члены клана разделяют наследие своих предков после поклонения им. Члены клана будут держать сек каламбур для таких случаев, как Цзяо (醮 даосские ритуалы/фестивали), свадьбы, рождение мальчиков и церемонии освящения залов предков, где пун чой (盆菜 ручка Кай) будет подаваться и делиться с членами клана, собравшимися за столом. Это символизирует единство внутри клана и богата культурой лингнанов (особенно общины хакка).

Пун Чой (SPH Media)
По культурной традиции пун-чой подают и делят с членами клана, собравшимися за столом. (СПХ Медиа)

Суеверия и негативные обычаи исключены

Но некоторые традиционные лингнанские обычаи действительно являются суевериями, нарушающими хорошие нравы и вызывающими большие споры. Например, в современном обществе не следует поощрять употребление пепла ладана для лечения болезней и причинения вреда другим с помощью колдовства.

При обсуждении того, какие народные обычаи Гонконга должны быть включены в список НКН, наибольшие споры вызвали два пункта. Одним из них был «удар злодея» (打小人) под Боурингтонским мостом (эстакада Канал-роуд). В то время как некоторые члены комитета ICH считали, что этот обычай помогает людям высвободить ненависть и может рассматриваться как форма психотерапии, другие считали, что моральная подоплека этого акта прискорбна и на самом деле является формой древнего колдовства и морального регресса. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) устанавливает, что НКН не должны противоречить добрым нравам и должны способствовать культурному наследию и повышать культурную грамотность людей. Таким образом, суеверное поведение, такое как «избиение злодея», не должно ни строго запрещаться, ни широко поощряться.

На самом деле это проблемы, связанные с социальными преобразованиями, и их нужно обсуждать более рационально.

Люди сидят вокруг прилавка и ждут церемонии «избиения злодея» в Гонконге, Китай.  (iStock)
Люди сидят вокруг прилавка в ожидании церемонии «избиения злодея» в Гонконге, Китай. (iStock)

Другой практикой, вызвавшей много дискуссий, был ритуал заимствования денег у богини Квун Юм (观音 Гуань Инь). На практике этот ритуал включает в себя ряд сложных вопросов и в какой-то степени выступает за ростовщичество — приободрит ли это, в свою очередь, ростовщиков? Если бы это была просто духовная деятельность без моральных дилемм, например молитва Квун Юм за ребенка, это не было бы так проблематично. При охране НКН часто возникают споры. На самом деле это проблемы, связанные с социальными преобразованиями, и их нужно обсуждать более рационально.

Культурные традиции наделяют людей силой. Подчеркивание того, что «корень» гонконгской культуры лежит в лингнаньской культуре, означает не приверженность старому, а дарование людям духовной силы и чувства сопричастности. Продвижение НКН на самом деле связано с продвижением духовной силы, которую наделяют нас культурные традиции.

Читайте также