На прошлой неделе центральное правительство опубликовало отчет после годичного расследования трагического обрушения самодельного жилого дома в городе Чанша провинции Хунань в районе Ванчэн. Инцидент произошел в апреле прошлого года и унес жизни 54 человек, девять получили ранения. Шестьдесят два государственных чиновника были привлечены к ответственности, а четыре высокопоставленных чиновника подверглись дисциплинарным взысканиям со стороны центрального правительства.
Халатность со стороны чиновников
Согласно отчету группы по расследованию происшествий Госсовета, обрушение произошло из-за незаконного строительства и несанкционированного расширения здания владельцем. В то же время местным органам власти и агентствам также не хватало усердия в устранении незаконного строительства и управлении рисками. Некоторые даже уходили от ответственности и пренебрегали своими обязанностями.
В докладе подчеркивается, что это хронические проблемы. В нем говорится, что департаменты жилищного строительства и строительства в городе Чанша и районе Ванчэн «сосредоточены только на законной деятельности, игнорируя незаконную, и занимаются официально заявленными строительными проектами, игнорируя самостоятельные». Следовательно, значительное количество незадекларированных самостоятельно построенных домов на коллективной земле осталось без присмотра и позволило создать угрозу безопасности, создавая белые пятна в регулировании.
В отчете также критиковалось серьезное и длительное отсутствие правоохранительных органов со стороны Бюро городского управления и комплексного обеспечения правопорядка района Ванчэн, среди прочего.
Из 62 государственных служащих, которым грозило наказание, четверо были переданы в судебную систему по подозрению в преступлениях, связанных с занимаемой должностью. Несколько высокопоставленных чиновников были уволены, в том числе Лу Шань, заместитель генерального секретаря правительства провинции Хунань и бывший директор провинциального департамента жилищного строительства и городского и сельского развития; Чжэн Цзяньсинь, мэр Чанши; а также секретарь партии и глава района Ванчэн.
[Chongqing mayor] Ху Хэнхуа и секретарь партии Гуйян Ху Чжунсюн ранее служили в Чанше, а теперь привлечены к ответственности за невыполнение служебных обязанностей за пределами провинции.
Редкая межпровинциальная подотчетность
Примечательно, что мэр Чунцина Ху Хэнхуа был среди тех, кто был привлечен к ответственности за инцидент.
Ху Хэнхуа и секретарь партии Гуйян Ху Чжунсюн ранее служили в Чанше, а теперь привлечены к ответственности за невыполнение служебных обязанностей за пределами провинции. Ху Хэнхуа получил предупреждение от Коммунистической партии Китая (КПК), а Ху Чжунсюн был наказан Национальной наблюдательной комиссией. Они входят в число четырех высокопоставленных чиновников, решение о назначении которых принимает центральное правительство и которые сталкиваются с последствиями.
Судя по их профилям, Ху Хэнхуа и Ху Чжунсюн ранее несколько лет служили в провинции Хунань. Они вместе работали в городе Иян в качестве заместителя секретаря партии и мэра. Позже Ху Хэнхуа занимал различные должности в Чанше, в том числе исполнял обязанности мэра, мэра и секретаря партии в период с 2013 по 2020 год. Ху Чжунсюн был мэром Чанши с 2018 по 2020 год. Они были переведены в Шэньси и Гуйчжоу в октябре и январе 2020 года соответственно.
Другими словами, на момент обрушения здания в Чанша Ху Хэнхуа и Ху Чжунсюн уже оставили там свои должности на полтора и два года соответственно. Однако они все же были расследованы, что относительно неслыханно на китайской политической арене.
Переводы и продвижения по службе больше не гарантируют «безопасную посадку» чиновникам, которым приходится быть предельно осторожными при исполнении своих обязанностей.
Это также означает, что даже когда партийные и правительственные чиновники переводятся или выдвигаются на новые должности, если произошла крупная трагедия или проблемы, которые способствовали катастрофе, уже существовали во время их предыдущего срока, они не будут освобождены от вины.
Расследование будет охватывать не только такие вопросы, как коррупция, но и инциденты, связанные с личной халатностью или даже халатностью подчиненных, с привлечением к ответственности должностных лиц.
Некоторые комментаторы подозревают, что, учитывая этот прецедент, многие крупные инциденты в области безопасности в Китае станут предметом многолетних расследований. Переводы и продвижения по службе больше не гарантируют «безопасную посадку» чиновникам, которым приходится быть предельно осторожными при исполнении своих обязанностей.
Действует механизм пожизненной подотчетности
Фактически, КПК постепенно разрабатывала систему пожизненной ответственности (终身追责制) для должностных лиц в течение десятилетия, прошедшего после 18-го съезда партии. Соответствующие положения изначально были нацелены на политическую и правовую систему для эффективного предотвращения неправомерных приговоров.
В июле 2013 года Центральная комиссия по политическим и правовым вопросам издала Положение об эффективном предотвращении неправомерных приговоров (《关于切实防止冤假错案的规定》), в котором четко оговаривается, что судьи, прокуроры и полиция несут ответственность за качество дел, которые с которыми они справились, и что понесенная ответственность должна длиться всю жизнь.
Только в 2022 году в рамках кампании по привлечению к ответственности более 500 прокуроров были привлечены к ответственности за неправомерные приговоры.
Механизм расследования судебных ошибок получил дальнейшее развитие в Положении Министерства общественной безопасности об ответственности органов общественной безопасности при неправомерном осуждении (《公安机关人民警察执法过错责任追究规定》), изданном в марте 2016 года. В рамках кампании по привлечению к ответственности , только в 2022 году к ответственности за неправомерные приговоры привлечено более 500 прокуроров.
Постановление ЦК КПК по ряду важных вопросов, принятое на четвертом пленуме 18-го созыва ЦК КПК в 2014 году, установило систему расследования пожизненной ответственности и механизмов отслеживания ответственности за важные политические решения.
В то время документ в основном был нацелен на произвольную политику, проводимую чиновниками, движимую эгоистичным удовлетворением личных политических устремлений, а также на неправильную политику, которая привела к экологическому ущербу или авариям в области безопасности из-за односторонней направленности чиновников. на ВВП.
В документе указывалось, что юридическая ответственность административного главы, другого руководящего персонала, несущего ответственность, и соответствующего ответственного персонала будет строго расследована за серьезные ошибки, допущенные при разработке политики. Они также будут расследованы на предмет любых долгосрочных задержек в разработке политики, которые нанесли серьезный ущерб или оказали пагубное влияние.
Укрепленная власть высшего лидера
Далее идет механизм отслеживания ответственности за коррупцию. Тому есть множество примеров, в том числе расследование коррупции за последние 20 лет в угольной промышленности Внутренней Монголии. Были задержаны десятки отставных чиновников в возрасте от 60 до 70 лет, в том числе чиновник, который уже ушел в отставку на 14 лет.
В последнее время все большее число «пожилых коррумпированных чиновников» находятся под следствием спустя годы после выхода на пенсию, в том числе 69-летний Цзи Тао, бывший глава инспекционной группы Чунцина, в отношении которого было проведено расследование несколько недель назад; а также 70-летний У Ча и 68-летний Чжэн Хун, бывшие заместители председателя Постоянного комитета Народного собрания Байинь в Ганьсу и Муниципального народного собрания Чунцина соответственно, в отношении которых в марте было проведено расследование.
… четыре высокопоставленных сотрудника, получившие предупреждения и недостатки в деле Чанши, могут просто отражать неоспоримую власть высшего лидера президента Си Цзиньпина.
Однако межобластное расследование и наказание высокопоставленных чиновников за обрушение незаконно построенного жилого дома выглядело более жестким и агрессивным по сравнению с коррупционными делами.
Некоторые комментаторы считают, что расследование и наказание по делу Чанши отражают политическую борьбу в верхах. Но реальная ситуация может быть прямо противоположной.
После 20-го съезда КПК в высшем эшелоне больше не существует фракций, и меньше политического внимания уделяется привлечению к ответственности высших кадров. Следовательно, четыре высокопоставленных сотрудника, получившие предупреждения и недостатки в деле Чанша, могут просто отражать неоспоримую власть высшего лидера президента Си Цзиньпина.
Хотя такая среда может оказывать значительное давление на должностных лиц, она также может быть формой мотивации. Следующий вопрос: будут ли таким же образом расследоваться и учитываться недавние крупные инциденты в других районах? Получит ли общественность исчерпывающий отчет об этих инцидентах? Мы подождем и увидим.