Не одна дорога к «пути чая»

Не одна дорога к «пути чая»

Нельзя забывать богатые исторические традиции китайской чайной церемонии. (iStock)

Некоторые мои друзья-знатоки чая часто говорят о японской чайной церемонии, которую называют чадо, чаджи и даже чаноюкак будто «путь чая» (茶道 Чадао) существует только в Японии и что японский путь — единственно верный путь. С другой стороны, китайское чаепитие в лучшем случае может быть классифицировано как «чайная культура», а не как «путь чая».

Путь чая нет сформировано высокомерием и остракизмом или принятием японского способа чая в качестве единственного стандарта…

Мы должны сначала спросить, что такое «путь» и что такое «путь чая»? Теоретически, прежде чем мы сможем определить «путь чая», мы должны сначала определить основные условия для того, чтобы чаепитие стало «путем», а именно, возвысив материальность чаепития до духовности эстетики и совершенствования и ритуализировав чаепитие. вызвать осознание и стремление к духовному царству. Короче говоря, путь чая — это возведение чаепития от материального к духовному, переход от конкретного и осязаемого к абстрактному и неосязаемому. Путь чая нет формироваться путем высокомерия и остракизма или принятия японского способа чая в качестве единственного стандарта, а японского мастера чая Сэн-но Рикю в качестве единственного критерия, как будто только чайные церемонии, соответствующие японским стандартам — и ничего больше — могут быть считается способом чая (например, Урасэнке).

Разные практики, похожие корни

На самом деле эта японоцентричная идеологическая категоризация абсурдна, поскольку не только противоречит историческим и культурным истинам, но и демонстрирует своего рода культурный шовинизм, отвергающий других. Японцы считаются высокомерными нарциссами из-за того, что так говорят, в то время как китайцы, похоже, поклоняются японцам и подчиняются их традициям, слепо следуя их стандартам. Иными словами, представьте, что вы говорите, что английский — единственный язык, который заслуживает называться языком, потому что он самый великий и превосходный, в то время как другие языки можно рассматривать только как простые средства общения. Это вообще имеет смысл?

По сути, это ответвления дзен-буддийских чайных церемоний, происходящих из китайских монастырей династий Тан и Сун…

Традиционная японская чайная церемония.  (iStock)
Традиционная японская чайная церемония. (iStock)

Японская чайная церемония, зародившаяся как практика дзен-буддизма, возникла в Японии в период Сэнгоку («Воюющие царства») — эквивалентный периоду династии Мин в Китае — и до сих пор остается основным направлением японской чайной церемонии. Но только в период Эдо в 17-м и 18-м веках концепция и механизм Чазен Ичими (японский термин для обозначения 茶禅一味 Ча Чан И Вэй, лит. чай и дзэн — одно и то же), в основе которого лежало «ваби-саби».

… нельзя обобщать и говорить, что религиозная чайная церемония Японии – это способ чая, в то время как другие способы чаепития, разработанные на протяжении всей истории, таковыми не являются.

Трудно сказать, что только японская чайная церемония составляет путь чая. Во-первых, как возник Дзен? Во-вторых, откуда взялся свод правил в духовной практике дзен-чаепития в Японии? Фактически, это ответвления дзен-буддийских чайных церемоний, происходящих из китайских монастырей династий Тан и Сун; после 15 и 16 веков они постепенно превратились в своего рода чайную церемонию религиозного просвещения, чтобы адаптироваться к японской культуре. Похвально, что японская чайная церемония, восходящая к дзэн-буддизму, была усовершенствована и усовершенствована, чтобы соответствовать японской культуре. Однако нельзя обобщать и говорить, что японская религиозная чайная церемония — это способ чаепития, в то время как другие способы чаепития, разработанные на протяжении всей истории, таковыми не являются. Если нет, то говорим ли мы, что в Китае или Корее никогда не было чая?

Без еды как можно говорить о культуре, духовном превосходстве, эстетике и просвещении или способе чая?

(WeChat/玉茗堂前)
Китайский способ чая имеет тысячелетнюю историю. (WeChat/玉茗堂前)

Литераторы и духовные поиски пути чая

Многие люди не знают о том, что японская чайная церемония возникла в Китае, а также упускают из виду различные исторические этапы и пути развития китайского чая. Они просто берут конкретный исторический момент на протяжении конца 19-го и 20-го веков как универсальное правило, сосредотачиваясь только на приливах и отливах века или около того и пренебрегая долгой историей культурных традиций. Если сосредоточиться только на изменениях в столетии и не иметь долгосрочной исторической перспективы, они увидят только потрясающие изменения Китая в политической, экономической, социальной и культурной областях вплоть до полного разрушения, и станут свидетелями войн и хаос, бесчисленные революции и трагическая жизнь масс. Без еды как можно говорить о культуре, духовном превосходстве, эстетике и просвещении или способе чая?

Тем не менее, катастрофический век не может ни сбросить со счетов тысячелетнюю историю китайского способа чая, ни стереть традиции Лу Юя. Классика чая (《茶经》 — написано во времена середины правления династии Тан), что послужило толчком к духовному поиску способа чая — или забыть о бесчисленных элитах, которые принимали участие в чаепитии и включали в свою жизнь прекрасные переживания и духовные поиски. со времен династий Тан и Сун.

Это отцы-основатели культуры, которых мы не должны забывать, драгоценные культурные сокровища, подаренные нам исторической традицией китайской чайной церемонии.

чай (WeChat/玉茗堂前)
Мало кто знает, что японская чайная церемония возникла в Китае. (WeChat/玉茗堂前)

Произведения многовековых поэтов и писателей, таких как Лу Гуймэн, Пи Рисю, Оуян Сю, Мэй Яочэнь, Цай Сян, Су Ши, Хуан Тинцзянь, император Сун Хуэйцзун, Лу Ю, Тянь Ихэн, Фэн Кайчжи и Сюй Цишу, продемонстрировали культурный оценка и эстетическое улучшение, вызванное чаепитием. Обычные люди пьют чай каждый день, радуя свои чувства и обогащая глубину и широту своей жизни. Монахи и мастера дзэн, такие как Байчжан Хуайхай, Чжаочжоу Цуншэнь, Юаньву Кэцинь и Иньюань Лунци (Ингэн Рюки на японском языке), которые ездили за границу, чтобы преподавать в начале династии Цин, помогали людям выражать и улучшать свои религиозные чувства посредством религиозного просвещения в чаепитии. Это отцы-основатели культуры, которых мы не должны забывать, драгоценные культурные сокровища, подаренные нам исторической традицией китайской чайной церемонии.

Только тот, кто не знает истории и не уверен в культуре, скажет, что только в Японии есть способ чая.

Читайте также