Назад в будущее: торговые пути от Шелкового пути к коридорам ОПОП

Поезд China Railway Express следует из центра сотрудничества Китая и стран ШОС в Циндао в Узбекистан, 12 мая 2023 г. (CNS)

Назад в будущее: торговые пути от Шелкового пути к коридорам ОПОП

Инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), запущенной Китаем в 2013 году, исполнилось десять лет. Также носящий прозвище «Новый Шелковый путь», BRI вызвал переосмысление или, по крайней мере, определенную связь с древним Шелковым путем, насчитывающим более двух тысячелетий.

Хотя этот долгий период времени от того времени до настоящего времени не дает оснований для проведения какой-либо прямой линии сравнения или преемственности, интересно раскрыть любое наследие, которое может соединить древний Шелковый путь с ОПОП в 21 веке. Торговые пути выделяются как наиболее выдающаяся особенность и функция как древнего Шелкового пути, так и ОПОП, хотя они сильно различаются по масштабам и содержанию старых и новых торговых путей.

Шелковые дороги сквозь время

Древний Шелковый путь как единый, длинный и непрерывный торговый путь между Китайской и Римской империями — в значительной степени развенчанный миф. В исторической реальности Шелковый путь представлял собой набор более коротких и более фрагментированных и в основном сухопутных маршрутов через Евразию с второстепенными или расширенными маршрутами. Хотя эти сухопутные маршруты возникли примерно в 200 г. до н.э. или раньше, их морские аналоги начали формироваться только спустя целое тысячелетие или дольше.

Основной участок Шелкового пути пролегал между великим городом Сиань (Чанъань) на востоке и другим историческим городом Стамбулом (Константинополем) на западе (см. карту 1), как это также предполагает известный историк Питер Франкопан. в своем бестселлере Шелковые пути: новая история мира (2015). Франкопан также указал, что любые торговые пути с севера на юг были омрачены направлением Шелкового пути с востока на запад.

Однако, в отличие от древнего Шелкового пути, BRI также предусматривает и управляет шестью трансграничными региональными коридорами, которые простираются из различных частей внутри Китая в соседние и дальние страны.

карта1
Карта 1: Карта Шелкового пути. (Источник: https://www.chinadiscovery.com/china-silk-road-tours/maps.html)

Перенесемся в BRI, основная географическая длина и распространение Шелкового пути были перенесены в форму Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути соответственно. Фактически, историческая версия последнего была названа историком Китая Ван Гунву «Вторым Шелковым путем».

Оба современных «Шелковых пути» проходят с востока на запад через Евразию через города и регионы, которые в значительной степени совпадают с древними и догосударственными городами и поселками на различных участках Шелкового пути. Однако, в отличие от древнего Шелкового пути, BRI также предусматривает и управляет шестью трансграничными региональными коридорами, которые простираются из различных частей внутри Китая в соседние и дальние страны.

Хотя в этих коридорах отсутствуют четкие начальные и конечные точки, они очерчивают и направляют торговые пути, которые выиграли от приоритетных инфраструктурных и логистических проектов, таких как маршруты грузовых поездов Китай-Европа вдоль коридоров 1, 2 и 3 и Китайско-лаосская железная дорога вдоль Коридор север-юг 4 (карта 2).

карта2
Карта 2: Шесть коридоров: китайская инициатива «Один пояс, один путь». (Источник: GISreportsonline.com; с разрешения.)

Слияние старого и нового

В той мере, в какой эти коридоры приближаются к некоторым торговым путям древнего Шелкового пути, последний соединял мелких торговцев и других путешественников, которые перевозили и переправляли товары на короткие расстояния между досовременными городами и городами-оазисами, многие из которых превратились в оживленные города. религиозные и культурные центры, такие как Карс, Кашгар, Мерв и Самарканд, но позже пошатнулись, когда торговля между танским Китаем и Западом снизилась в 850-1200 годах нашей эры.

Трансграничные грузовые поезда и грузовики в рамках ОПОП не только вернули некоторые из старых городов Шелкового пути обратно к новым торговым путям, но и вернули другие города. Вместе эти старые и новые города стали узлами трансграничных судоходных сетей, которые простираются от побережья Китая до Атлантики как по сухопутным путям, так и по сухопутно-морским интермодальным сообщениям (рис. 1), даже минуя города и территории, разрушенные войной на Украине. .

Кашгар вновь превратился из ключевого торгового узла Шелкового пути с его вековым базаром в крупные торговые ворота Синьцзяна, а также Западного Китая в более широком смысле.

рисунок 1
Рисунок 1: Соединения грузовых поездов Китай-Европа и Китай-Азия с интермодальными сообщениями в четырех региональных зонах и 12 подзонах в рамках ОПОП. (Источник: задумано автором.)

Что касается возрождения известных старых городов Шелкового пути через трансграничные грузовые поезда, вызванные инициативой BRI, Сиань отправил поезд из 35 вагонов с более чем 700 тоннами грецких орехов и оборудованием для обработки грецких орехов в Самарканд, Узбекистан, 18 апреля 2023 года. Через Казахстан и Киргизию поезд прибыл за восемь дней, преодолев 4667 км. Экспорт знаменитых грецких орехов, выращенных в регионе к юго-востоку от Сианя, напоминает нам о торговле фруктами и орехами, такими как инжир, фундук и фисташки, между Чанъанем и Константинополем вдоль Шелкового пути.

26 апреля 2023 года город Кашгар, самый западный город Китая, запустил автоперевозки товаров народного потребления и строительной техники в Самарканд в соответствии с Конвенцией ООН о дорожном движении. В качестве узлового города для Коридора 3 ОПОП (карта 2) Кашгар вновь превратился из ключевого торгового узла Шелкового пути с вековым базаром в крупные торговые ворота Синьцзяна, а также Западного Китая в целом. .

В первом квартале 2023 года международная торговля Кашгара составила более 2 миллиардов долларов США, увеличившись на 102,3% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, затронутым политикой нулевого распространения Covid, и заняла второе место в Синьцзянском автономном районе после Урумчи.

кашгар
Трое пожилых мужчин из уйгурского меньшинства разговаривают на улице в Старом городе Кашгара, 4 октября 2017 г. (iStock)

Торгуйте нерушимой облигацией

Эти восстановленные торговые связи также охватывают большие расстояния за счет более связанных и более быстрых железнодорожных и автомобильных маршрутов. В то время как товары перемещались со скоростью около 40 км в день по древнему Шелковому пути, товарный поезд Китай-Европа проходит в среднем 40 км в час по Евразии. Подобно торговцам Шелкового пути, которым приходилось останавливаться в караван-сараях, чтобы дать отдых своим верблюдам, грузовые поезда сегодня нуждаются в смене машиниста и колеи на международных пограничных переходах.

Древний Шелковый путь протянулся примерно на 6400 км, тогда как грузовой поезд «Грейт Бэй Экспресс» курсирует из южного китайского города Шэньчжэнь (1С) в Дуйсбург, Германия (4А), через подзоны 2В, 2А и 3А, охватывая пробег более 13 400 км (рис. 1).

Запущенные в 2020 году, 48 поездов «Грейт Бэй Экспресс» с 34 300 тоннами груза проследовали из южного Китая в Европу в первом квартале 2023 года, что на 77,8% и 150% больше, чем в первом квартале 2022 года, когда Китай все еще находился под нулевой температурой. Ковидный режим.

Помимо более быстрого передвижения на гораздо большие расстояния, двугорбые верблюды, бороздящие пустыню Такла-Макан вдоль древнего Шелкового пути, образуют половину логотипа, рядом со скачущим поездом, для «Чанъаньского экспресса», который курсирует из Сианя в Среднеазиатские и европейские города и обратно. Верблюжьи колокольчики на старом Шелковом пути, кажется, перекликаются с ревом товарных поездов ОПОП сегодня.

Что еще более важно, некогда процветающие, но утраченные города Шелкового пути снова стали торговыми центрами, в то время как новые города недавно выросли в качестве логистических центров для трансграничных грузовых поездов в рамках ОПОП.

тренироваться
Поезд China Railway Express с товарами направляется в Москву из Шицзячжуана в провинции Хэбэй, 28 апреля 2023 года. (CNS)

Торговля — это то, что связывало сегментированные маршруты медленно движущихся караванов вдоль древнего Шелкового пути и сегодня связывает гораздо более длинные и сложные маршруты грузовых поездов. Мультимодальные перевозки между сушей и морем, которые были невозможны во времена Шелкового пути, удлинили и сузили торговые сети между Восточной Азией и Северо-Восточной Африкой через Центральную Азию и Западную Европу (рис. 1). Что еще более важно, некогда процветающие, но утраченные города Шелкового пути снова стали торговыми центрами, в то время как новые города недавно выросли в качестве логистических центров для трансграничных грузовых поездов в рамках ОПОП. От Шелкового пути до ОПОП прошлое продолжает оставаться частью настоящего и будущего.

Читайте также