Может ли Китай стать более расслабленным обществом?

Может ли Китай стать более расслабленным обществом?

Люди на деловой улице во время Китайского лунного Нового года в Пекине 25 января 2023 года. (Ван Чжао/AFP)

Китайский актер Хань Сяо играет наркоторговца Чжун А-си в китайской криминальной драме «Нокаут», но его сцены были немедленно вырезаны из шоу после того, как в 2009 году были обнаружены его преступления, связанные с наркотиками. Как телезритель, я никогда бы не подумал, что такой второстепенный персонаж, как Чжун А-си, вызовет бурю негодования, если бы не попал в новости.

Развлекательные артисты поведение в центре внимания

За последние несколько лет многие китайские знаменитости попали в неприятную ситуацию — уклонение от уплаты налогов, преступления на сексуальной почве, внебрачные связи, мошенничество, незаконное употребление наркотиков… Таких случаев предостаточно, будь то государственные или частные. Производственные группы разработали стандартную процедуру работы с этими павшими знаменитостями, включая изменение их лиц с помощью ИИ, применение эффектов мозаики или редактирование роли.

Не обошли вниманием даже 20-летний сериал «Моя прекрасная принцесса». В 2018 году Национальное управление радио и телевидения опубликовало список из четырех категорий знаменитостей, которых нельзя использовать: те, кто не поддерживает Коммунистическую партию Китая (КПК) и не придерживаются высоких моральных стандартов; те, у кого поведение низкого класса; те, чье мышление и манера держаться на низком уровне; и те, у кого запятнанная репутация, негативная пресса или сомнительная мораль.

Варьете кинулись размывать крашеные волосы и татуировки приглашенных знаменитостей, словно делая постмодернистское фэнтези-арт, и над такой нелепостью не знаешь, смеяться или плакать.

Такой невротизм, чувствительность и бескомпромиссность отмены культуры напоминают культурную революцию…

Хань Сяо
Хань Сяо в роли Чжун А-си в китайской криминальной драме «Нокаут». (Интернет)

Некоторых знаменитостей забанили из-за того, что они нарушили закон, а других — из-за политических соображений. Последнее вынудило некоторых гонконгских и тайваньских знаменитостей встать на чью-то сторону. Они должны позаботиться о том, чтобы не сказать что-то не то в материковом Китае, а также в Гонконге и на Тайване, а также не рекламировать продукты, которые могут вызвать острые вопросы и чувства. Любой промах и их обвинят в «оскорблении Китая», что ставит их в очень затруднительное положение. Такой невротизм, чувствительность и бескомпромиссная отмена культуры напоминают Культурную революцию в возведении всего на классовую или идеологическую борьбу, публичной критике и выставлении напоказ «грешников».

В каждом обществе есть политкорректность и табу, которые нельзя трогать. Нарушение закона не может быть оправдано, а личные моральные ошибки не должны быть оправданы. Учитывая передающий и вещательный характер индустрии развлечений, к артистам развлечений относятся иначе, чем к представителям других профессий, когда они хотят вернуться после проступка.

Но терпимость предпочтительнее морального давления перед лицом несовершенной человеческой природы. Весь мир — это сцена, и разные образы знаменитости на сцене и вне ее — на самом деле просто вопрос этики, с которым сталкивается каждый обычный человек.

Этические дебаты о добре и зле всегда противоречивы, но их также можно резюмировать в трех строках: нужно делать исправления, если ошибаешься, следует хвалить, если не совершаешь ошибок; распознать и исправить свою ошибку — одно из лучших действий; на ошибки следует указывать с добрым намерением помочь другим стать лучше (изречение Мао Цзэдуна и фраза из последнего эпизода «Нокаута»).

В прошлом году сценарист и представитель Всекитайского собрания народных представителей Чжао Дунлин представила предложение о структуре для «спасения» этих павших знаменитостей, поскольку она считала, что должны быть правила при назначении наказания.

И это не только индустрия развлечений; такие крайние представления о порядочности пронизывают каждый сектор Китая.

телефон
Мужчина, сидящий на своем багаже, использует свой мобильный телефон перед рекламой на южном железнодорожном вокзале Пекина в Пекине, 8 декабря 2022 года. (Ван Чжао/AFP)

Бывший главный редактор Global Times и лидер общественного мнения Ху Сицзинь также недавно сказал, что следует проявлять необходимую терпимость к тем, кто сожалеет. Судя по всему, такая широко распространенная крайняя этика устранения любого, кто совершает незначительную ошибку, больше не уместна, и со временем придет более свободная и инклюзивная социальная этика.

Страх проступка

И это не только индустрия развлечений; такие крайние представления о порядочности пронизывают каждый сектор Китая.

В сфере государственных дел усилия по борьбе с коррупцией активизировались после 18-го съезда партии. По состоянию на июнь 2022 года 4,43 миллиона государственных служащих были наказаны за коррупционные правонарушения. В судебной сфере, по данным судебных сводок, только в 2021 году было осуждено 1,71 млн человек; в более широком смысле на улицах будут десятки миллионов людей с судимостью.

Люди, которые «имеют послужной список», несут тяжелую умственную нагрузку. СМИ сообщают, что некоторые государственные служащие впадают в депрессию после наказания за свои проступки и просто проводят свои дни в пассивном безделье.

В повседневной жизни людям часто угрожают провалить политические проверки, получить отметку в послужном списке и повлиять на будущее своих детей из-за некоторых поведенческих «проступков».

Реинтеграция бывших правонарушителей в общество также является серьезной социальной проблемой, поскольку они сталкиваются с дискриминацией во многих сферах. Люди со стажем отвергаются институтами и обществом и становятся похожими на «неприкасаемых» в Индии — это одни из тех, на кого воздействуют крайние ожидания морали.

Большинство простых китайцев также живут в страхе, что однажды они могут сделать что-то не так и потерять все. В повседневной жизни людям часто угрожают провалить политические проверки, получить отметку в послужном списке и повлиять на будущее своих детей из-за некоторых поведенческих «проступков». Это обычное дело в Китае.

Шанхай
Жители противостоят рабочим в защитных костюмах, которые блокируют вход в жилой комплекс во время вспышки Covid-19 в Шанхае, Китай, на этом неподвижном изображении, полученном из видео в социальных сетях, опубликованного 30 ноября 2022 года. (Рейтер)

Пандемия фактически увеличила темную сторону общества, где всплыли подсознательные этические взгляды людей. Во время карантина в Шанхае в мае прошлого года государственные служащие ходили по домам, угрожая жителям, что «ваше наказание повлияет на три поколения после вас!»

В августе город Чэндэ выпустил уведомление о том, что сокрытие своего местонахождения приведет к наказанию трех поколений прямых потомков, а также родственников — такие так называемые «преступления» были просто жителями, говорящими громкое «нет» авторитарным методам масс. должностных лиц, оставаясь при этом в рамках закона.

Более спокойное общество?

По мере изменения общества меняются и этические взгляды и ценности людей. В 1970-х и 1980-х годах люди краснели бы, увидев, как молодые люди в Китае публично обнимаются, но по сегодняшним меркам в этом нет ничего необычного.

Недавно я посетил бывшую резиденцию философа династии Мин Ли Чжи за южными воротами Цюаньчжоу, которая была в авангарде глобального культурного обмена в Китае во времена династий Сун и Юань. Его открытая и инклюзивная социокультурная среда сформировала таких мыслителей, как Ли, которые верили в то, что нужно быть свободным от лжи и оставаться искренним. Он также называл себя «еретиком» и критиковал одну из ортодоксальных школ неоконфуцианства. Он даже отверг идею о том, что женщины уступают мужчинам в природном интеллекте.

Цюаньчжоу
Общий вид Цюаньчжоу. (iStock)

Цюаньчжоу также стал влиятельным во многих областях. В наше время жители Фуцзянь, сосредоточенные в Цюаньчжоу и Чжанчжоу, смело отправились в путь и с трудом ушли в сторону Наньян (Юго-Восточная Азия); около 40% китайской общины Сингапура родом из провинции Фуцзянь. Кроме того, Цюаньчжоу стал свидетелем чуда «Опыта Цзиньцзяна», когда ВВП округа Цзиньцзян подскочил в 2000 раз с момента проведения реформ и открытости благодаря экономике частного сектора. Если мы хотим, чтобы социально-экономическое развитие Китая продвигалось вперед, должна быть открытая и инклюзивная среда для размышлений.

Подобно тому, как древние китайские ученые постоянно соблюдали аскетизм «благоразумия» и «сохранения небесных принципов и искоренения человеческих желаний», современные китайцы также связаны этим анахроничным этическим воззрением.

… в рамках закона повседневных правил и предписаний должно быть все меньше и меньше, а люди должны становиться свободнее и либеральнее.

Я не отрицаю нравственность и не склоняюсь к небытию, но я призываю петь и танцевать так, как нам нравится в рамках закона, чтобы быть частью свободного, открытого и инклюзивного общества. Даже сегодня мнение Ли о том, что быть накормленным и одетым – это путь человечества (穿衣吃饭即是人伦物理), является громким призывом.

Поскольку Китай становится все более процветающим и открытым миру, в рамках закона должно быть все меньше и меньше повседневных правил и положений, а люди должны становиться свободнее и либеральнее.

Поскольку Китай ищет свой собственный путь к омоложению через «пять характеристик» силы, демократии, цивилизации, гармонии и красоты, концепция модернизации с китайской спецификой становится все более всеобъемлющей. В то же время модернизация этических взглядов — примирение этики социального коллективизма с этикой индивидуального либерализма и этики национализма с этикой глобализма — должна придаваться равное значение.

Читайте также