Может ли Китай сделать больше для защиты своих интересов в Судане?

Может ли Китай сделать больше для защиты своих интересов в Судане?

Люди садятся в микроавтобус во время эвакуации из южного Хартума, Судан, 14 мая 2023 года. (AFP)

В то время как дипломатические усилия Китая удивили мир, не в последнюю очередь его роль в посредничестве в разрядке напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, продолжающийся кризис в Судане демонстрирует возвращение Китая к его подходу «сбалансированной неопределенности». Это означает, что Пекин делает ставку на обе стороны, как это уже происходит в других регионах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).

После краха режима Каддафи в Ливии Пекин на горьком опыте усвоил цену, которую придется заплатить за поддержку проигравшей стороны. Показательным примером является поспешная эвакуация в 2011 году более 36 000 китайских рабочих-мигрантов, разбросанных по всей Ливии.

Но в Судане очевидно, что китайский принцип невмешательства в международные отношения не является защитой от пуль воюющих сторон. В течение последних четырех недель Суданские вооруженные силы (СВС) под командованием генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана и военизированные силы оперативной поддержки (СОП) под командованием генерала Мохамеда Хамдана Дагало, также известного как «Хемедти», вели боевые действия, чтобы захватить контроль. столицы Хартума и распространить свою власть по всей стране. Рост насилия и негативные региональные последствия омрачают возвращение инвестиций в инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) после перерыва, вызванного пандемией Covid-19.

…продолжающийся кризис чреват проблемами для региональных держав…

Судан
Люди формируют колонну во время празднования в поддержку суданских вооруженных сил в Хартуме 12 мая 2023 года, поскольку насилие между силами двух соперничающих суданских генералов продолжается. (АФП)

В то же время возвращение к нормальной жизни крайне осложнено рядом пересекающихся региональных и международных интересов, поддерживающих одного из двух суданских сильных мира сего или даже обоих одновременно. Подход Пекина до сих пор заключался в том, чтобы принять к сведению призыв ООН к устойчивому прекращению огня и вернуться за стол переговоров.

После ливийского кризиса Китай выборочно предпочел быть более активным, но возвращение к выжидательному подходу в Судане означает, что надежды на быстрое разрешение кризиса тают на тонком льду. Следовательно, Пекин, наряду с другими заинтересованными сторонами, сталкивается с проблемой расшифровки появления доминирующего влиятельного посредника среди запутанной сети пересекающихся интересов государственных и негосударственных акторов.

Региональная нестабильность вызывает большую озабоченность

Судан — третья по величине страна в Африке, и она «слишком велика, чтобы потерпеть неудачу» не только из-за своих размеров, но и из-за своего стратегического положения в виде выхода к Красному морю, в качестве транзитного пункта нефтепровода из Южного Судана и близости до плотины Великого эфиопского возрождения (ГЭРБ) на реке Нил. Поэтому продолжающийся кризис чреват проблемами для региональных держав, таких как Египет.

Каир рассчитывает на Судан как на противовес контролю Эфиопии над Голубым Нилом. Точно так же Саудовская Аравия, которая находится всего лишь в прыжке с другой стороны Африканского Рога, смотрит на стабильность Хартума, чтобы сохранить пути сообщения через Красное море. Кроме того, со стороны Персидского залива ОАЭ представляются надежным посредником, но с тесными связями с Хемедти.

И аль-Бурхан, и Хемедти настроены на решительную победу, а не на политическое решение.

В этом отношении международная сеть наемников RSF, отточенная во время их поддержки борьбы Халифы Хафтара за власть в Ливии, и тесные отношения с российской группой Вагнера, дислоцированной в Дарфуре, означают, что поток денег и оружия не прекратится в ближайшее время. По другую сторону баррикады тесные связи СВС с местным бизнесом и международная поддержка означают, что они не откажутся от власти добровольно. Поэтому для обоих генералов победа — единственный вариант на столе.

… большинство внешних акторов поддерживают военное правление, а не гражданское.

Судан
Суданские семьи защищаются от жары и ждут со своим багажом в кемпинге рядом с отелем Coral Garden, призывая к эвакуации в безопасные страны после кризиса в столице Судана Хартуме, Порт-Судан, Судан, 14 мая 2023 г. (Ибрагим Мохаммед Исхак/Рейтер)

Кроме того, учитывая, что военизированная структура СРБ, сосредоточенная не на командовании и управлении, как национальная армия, а на разрозненной группе подразделений, способных быстро развертываться и действовать более независимо, делает любой призыв к перемирию сложной задачей. Недавняя саудовско-американская Джиддская декларация о приверженности делу защиты гражданского населения Судана уже находится на зыбкой почве. Еще одно противоречие в продолжающемся кризисе заключается в том, что большинство внешних акторов поддерживают военное правление, а не гражданское.

интересы Китая защищать

Китайские инвестиции в Судан, особенно в добычу углеводородов, сокращаются после отделения Южного Судана, где сосредоточено большинство нефтяных месторождений страны. Тем не менее, как упоминалось в Financial Times, непогашенная задолженность Судана перед Китаем в начале 2022 года составляла 5,12 миллиарда долларов США, не считая механизмов досрочного погашения нефти, и продолжающийся кризис может стать еще одним переломным моментом в экономических отношениях Пекина с Африкой.

В то же время, поскольку Африканский Рог и Сахель являются свидетелями высокой нестабильности и прозрачных границ для проникновения боевиков, падение Судана в анархию может вызвать необратимый негативный эффект домино для развития ОПОП в регионе.

Ожидание ответа Китая на угрозу его интересам ОПОП предполагает необходимость принятия нового законодательства для содействия развитию эффективных частных охранных компаний, работающих за рубежом…

Судан
Мужчина идет, а дым поднимается над зданиями после воздушной бомбардировки во время столкновений между военизированными Силами оперативной поддержки и армией в Северном Хартуме, Судан, 1 мая 2023 года. (Мохамед Нурелдин Абдаллах/Reuters)

В Африке китайские проекты BRI сталкиваются с растущей неопределенностью, усугубляемой местной нестабильностью. Следовательно, Пекин сталкивается с серьезной дилеммой в защите китайских рабочих и инфраструктуры в условиях повышенного риска, что требует пересмотра давнего принципа невмешательства.

В то время как активное дипломатическое взаимодействие Китая от Ближнего Востока до Украины согласуется с китайской концепцией содействия стабильности посредством «мира развития», возвращение к «сбалансированной неопределенности» в Судане указывает на отсутствие жизнеспособных решений и осторожность Пекина в том, чтобы не слишком вмешиваться. Развертывание НОАК для защиты ОПОП в настоящее время не рассматривается, и ответственность за решение этих возникающих, но постоянно сложных проблем все больше ложится на китайский частный охранный сектор.

В настоящее время китайские частные охранные компании (ЧОК), работающие в Африке, заполняют пробелы в безопасности. Тем не менее, растущая угроза насилия требует от китайского частного сектора безопасности возможностей и бюджетов, которых пока нет. Ожидание ответа Китая на угрозу его интересам ОПОП предполагает необходимость принятия нового законодательства для облегчения развития способных ЧОКов, работающих за границей, а также для развития сотрудничества с подотчетными местными поставщиками услуг безопасности.

В то время как Китай направляет специального посланника в Украину и Россию, чтобы помочь достичь политического урегулирования украинского кризиса, вполне вероятно, что в Судане Чжуннаньхай будет следовать тому, что уже делают другие страны с большей заинтересованностью в игре, подождите и посмотрите, кто победитель.

Читайте также