Местные органы власти Китая столкнулись с долговым кризисом: в ожидании финансовой помощи

Местные органы власти Китая столкнулись с долговым кризисом: в ожидании финансовой помощи

Мужчина проходит мимо входа на строительную площадку в Пекине, Китай, 23 марта 2023 года. (Грег Бейкер/AFP)

«Из-за ограниченных финансовых ресурсов работа по облегчению долгового бремени была чрезвычайно сложной, и невозможно эффективно решить ее самостоятельно».

Эти замечания были опубликованы в статье аналитического центра правительства Гуйчжоу, опубликованной в начале апреля. Редкий случай, когда официальные лица признают серьезность своей долговой борьбы, подчеркивает серьезность ситуации и вызывает обеспокоенность по поводу растущего долга местных органов власти Китая.

Местные органы власти в долгу

Данные, опубликованные министерством финансов Китая 26 апреля, показали, что в первом квартале этого года 31 провинция, муниципалитеты и автономные районы страны выпустили в общей сложности 2,11 трлн юаней (примерно 305 млрд долларов США) в виде облигаций местных органов власти, т.е. 16% в годовом исчислении и пятилетний максимум.

В то же время погашение основного долга и процентов составило 605,5 млрд юаней в первом квартале во всех регионах, при этом погашение кредита составило менее одной трети нового долга. Из 362,4 млрд. юаней основных платежей более 90% было выплачено за счет рефинансирования облигаций, т.е. путем получения нового кредита для погашения существующих кредитов.

Ведутся строительные работы на мосту Зангкэцзян в провинции Гуйчжоу, Китай, 1 мая 2023 года. (CNS)
Ведутся строительные работы на мосту Зангкэцзян в провинции Гуйчжоу, Китай, 1 мая 2023 года. (CNS)

В первом квартале Гуйчжоу не производил никаких основных платежей и выплатил только проценты на сумму 8,8 млрд юаней. Он даже получил новый долг в размере 45,6 млрд юаней.

Статистика показывает, что в прошлом году долг Гуйчжоу достиг 1,25 трлн юаней, заняв 11-е место по общему долгу в стране. Однако его отношение долга к ВВП составляло 61,9%, пересекая предупредительную черту в 60%, и уступая только Цинхаю, у которого отношение долга к ВВП составляло 84,3%. Напротив, три провинции и города с самым низким коэффициентом долга — ниже 20% — в прошлом году были более развитыми регионами Гуандун, Шанхай и Цзянсу.

… в то время как центральные и западные регионы Китая, такие как Гуйчжоу, имеют меньший долг, чем развитые регионы, они имеют более высокий риск дефолта из-за их плохой способности обслуживать долг.

В опасности пойти под

Профессор Чен Бо, директор Института свободной торговли Optical Valley, сказал Zaobao, что в отличие от центрального правительства, поддерживающего довольно здоровый баланс в последние два года, местные органы власти столкнулись с долговым кризисом. С одной стороны, их расходы значительно увеличились из-за мер по сдерживанию Covid. С другой стороны, экономический спад привел к низкой рентабельности инвестиций, зажег свечу с обоих концов.

Чен также проанализировал, что в развитых регионах риск невозврата кредитов ниже, поскольку местные органы власти имеют хорошие кредитные рейтинги, а покупатели заинтересованы в инвестициях. Напротив, в то время как центральные и западные китайские регионы, такие как Гуйчжоу, имеют меньший долг, чем развитые регионы, они имеют более высокий риск дефолта из-за их плохой способности обслуживать долг.

Бюджетные отчеты по всему Китаю показывают, что в 2022 году в 22 из 31 китайской провинции, муниципалитета и автономного района наблюдалось снижение доходов бюджета по сравнению с прошлым годом. Доходы также упали в шести провинциях, в то время как рост бюджетных доходов значительно замедлился в большинстве провинций после введения крупномасштабного возмещения кредита по налогу на добавленную стоимость (НДС) — политики облегчения рыночных условий, которая привела к потере доходов для местных органов власти.

… центральное правительство вряд ли проигнорирует ситуацию и допустит банкротство местных органов власти.

На этом снимке, сделанном 7 апреля 2023 года, показаны жилые дома и квартиры в Гуанчжоу, провинция Гуандун, Китай.  (Людовик Марин/AFP)
На этом снимке, сделанном 7 апреля 2023 года, показаны жилые дома и квартиры в Гуанчжоу, провинция Гуандун, Китай. (Людовик Марин/AFP)

Вялый рынок недвижимости также привел к значительному снижению доходов от концессий на землю, которые являются важным источником доходов для местных органов власти в рамках бюджетов государственных фондов. По крайней мере, в 28 провинциях в прошлом году наблюдалось снижение доходов государственных фондов по сравнению с прошлым годом. Слабый рынок недвижимости привел к значительному сокращению еще одного важного источника доходов органов местного самоуправления — доходов от концессий на землю, зачисляемых в бюджет государственного фонда.

После просьбы Гуйчжоу о помощи China Cinda Asset Management, один из крупнейших в Китае фондов проблемных долгов, объявил, что сформирует группу финансовых экспертов из 50 человек, чтобы помочь Гуйчжоу, в частности, в обслуживании реальной экономики, предотвращении и устранении рисков, оказании помощи государственным предприятия проходят реформы, и предоставление мер по облегчению имущественного сектора.

Чэнь с оптимизмом смотрит на то, что с ослаблением воздействия пандемии на экономику Китая финансовые проблемы местных органов власти также уменьшатся в этом году. При этом центральное правительство вряд ли проигнорирует ситуацию и допустит банкротство местных органов власти. Вместо этого он может помочь им различными способами, например, попросив государственные банки или инвестиционные институты купить местный долг или финансируя местные органы власти полурыночным способом.

Люди идут по улице в торговом районе Пекина, Китай, 11 апреля 2023 года. (Tingshu Wang/File Photo/Reuters)
Люди идут по улице в торговом районе Пекина, Китай, 11 апреля 2023 года. (Tingshu Wang/File Photo/Reuters)

Центральное правительство может также напрямую финансировать крупные проекты развития, которые приносят пользу людям, тем самым позволяя местным органам власти экономить свои средства для погашения своих долгов и поддержания стабильности местной экономики.

«Однако центральное правительство всегда проявляло осторожность в отношении неизбирательного выпуска облигаций и инвестиций, а также будет требовать от местных органов власти и рынка разделения рисков», — отметил Чен.

… хотя городские инвестиционные предприятия не были государственными ведомствами, они считали, что местные органы власти не допустят банкротства таких инвестиционных и финансовых платформ, как их собственная.

Скрытый долг

Помимо видимого долга, еще одним серьезным риском, с которым сталкиваются местные органы власти, является скрытый долг, накопленный городскими инвестиционными предприятиями (государственные холдинговые предприятия, которые участвуют в градостроительстве и инвестициях в строительные проекты, 城投公司) и другими финансовыми платформами.

На заседании Политбюро Коммунистической партии Китая в конце апреля, посвященном экономической работе страны, китайские официальные лица призвали к усилению управления долгом местных органов власти и строгому контролю за новым скрытым долгом. Бывший министр финансов Китая Лу Цзивэй отметил на форуме в январе, что по состоянию на 2020 год скрытый долг местных органов власти оценивается в пределах от 30 до 50 триллионов юаней.

Лу сказал, что хотя городские инвестиционные предприятия не являются государственными ведомствами, они считают, что местные органы власти не допустят банкротства таких инвестиционных и финансовых платформ, как их собственная. Со своей стороны, местные органы власти считали, что их спасут, поскольку центральное правительство не позволит им обанкротиться. Такое мышление в конечном итоге привело к стремительному росту скрытых долгов. Он подчеркнул, что центральное правительство никогда не должно выручать скрытые долги.

Люди идут по торговому центру в Пекине, Китай, 30 апреля 2023 года. (Грег Бейкер/AFP)
Люди идут по торговому центру в Пекине, Китай, 30 апреля 2023 года. (Грег Бейкер/AFP)

Нынешний министр финансов Китая Лю Кун также сказал в интервью в январе, что регулирование управления компаниями, занимающимися финансовой платформой местных органов власти, будет иметь приоритетное значение для снижения долгового риска местных органов власти. Его министерство развенчало представление о том, что центральное правительство обязательно выручит местные органы власти. Это также способствовало бы созданию «мягкого механизма» управления рисками с четкими границами и обязанностями между правительством и предприятиями, что способствовало бы финансовой устойчивости.

… центральный банк помогает государственным коммерческим банкам покупать долги местных органов власти, стремясь сохранить относительную стабильность и оптимизм на рынке облигаций в целом.

Чтобы привлечь покупателей долга, спреды по облигациям местных органов власти часто выше, чем спреды по облигациям центрального правительства. Но, как отметил доцент Лу Си из Школы государственной политики Ли Куан Ю в NUS, ставки купона по облигациям местных органов власти снизились на фоне экономического спада за последние два года. Например, доходность облигаций местного правительства Шэньчжэня в этом году так же низка, как доходность облигаций центрального правительства, хотя спрос на покупку долга остается высоким.

Лу считает, что причина этого в том, что центральный банк помогает государственным коммерческим банкам покупать долги местных органов власти, стремясь сохранить относительную стабильность и оптимизм на рынке облигаций в целом. Он сказал: «Но сейчас вопрос заключается в том, насколько хорошо эта модель выпуска облигаций может мотивировать других инвесторов покупать долговые обязательства? Если эффект будет минимальным, выпуск облигаций вряд ли сможет стимулировать экономику и даже может увеличить фискальную нагрузку».

На этом снимке, сделанном 27 апреля 2023 года, изображены люди, посещающие Фузимяо в Нанкине, провинция Цзянсу, Китай.  (АФП)
На этом снимке, сделанном 27 апреля 2023 года, изображены люди, посещающие Фузимяо в Нанкине, провинция Цзянсу, Китай. (АФП)

Согласно данным министерства финансов за первый квартал, крупнейшими провинциями по объему выпуска облигаций были Шаньдун, Гуандун, Сычуань и Цзянсу, при этом примерно 47,5% облигаций специального назначения были направлены на традиционные инфраструктурные проекты, такие как транспорт, городское строительство и промышленность. парки. Это показывает, что инфраструктурные проекты остаются для местных органов власти основным средством стабилизации роста.

Лу отметил, что транспортная инфраструктура часто имеет наибольший предельный эффект в первом раунде крупномасштабных инвестиций, даже если впоследствии он сходит на нет. Таким образом, вливание инвестиций в транспортную инфраструктуру в условиях наличия уже разветвленной сети высокоскоростных железных дорог может не стимулировать инвестиции со спросом, а рассчитывать на создание спроса с помощью инвестиций. В конце концов это может оказаться контрпродуктивным.

Читайте также