Критиковать императора: у древних китайцев свои методы

Критиковать императора: у древних китайцев свои методы

Запретный город, окутанный смогом во время песчаной бури в Пекине, Китай, 22 марта 2023 года. (Блумберг)

Во времена древнего китайского имперского правления император был известен как Сын Неба. Он имел Мандат Неба и был представителем рая на земле. Таким образом, каким бы неисправимым он ни был, его подданные не могли критиковать его прямо; в противном случае они могли навлечь на себя его гнев или даже быть приговорены к смертной казни. Если им повезет, смертная казнь может быть отменена, как только император успокоится, но они никак не могли уйти без наказания.

В древние времена было принято отмерять пять наказаний: Мо (墨), татуировку лица или клеймение лба; Йи (劓), отрезание носа; Фэй (剕), ампутирующий ноги; Гун (宫), удаление репродуктивных органов; и Дапи (大辟), выносящий смертный приговор. Говорят, что эти пять наказаний связаны с пятью элементами.

И Чжоу Шу И Вэнь (《逸周书逸文》), сборник китайских исторических документов о периоде Западной Чжоу, объясняет: Огонь может изменить цвет золота, поэтому клеймение (Мо) используется для изменения плоти преступников; Металл сдерживает Дерево, поэтому ампутация используется для отсечения костей, подобно рубке дерева; Дерево сдерживает Землю, поэтому преступнику отрезают нос, как удаляют корни, тянущие питательные вещества; Земля сдерживает Воду, поэтому репродуктивные органы удаляются, чтобы лишить человека способности к размножению; и Вода сдерживает Огонь, поэтому смертный приговор используется для прекращения жизни преступника.

Такая логика, хотя и абсурдная, была теоретической основой древних пыток. Эти отвратительные практики, безусловно, невообразимы для современного человека, вызывая мурашки по спине.

Проглотив свою гордость, он вместо смерти выбрал кастрацию и стал евнухом.

Живет в руках императора

Во время наступления императора Ву Ханьского на кочевых хунну генерал Ли Лин сдался хунну после своего поражения. Имперский историк Сыма Цянь защищал капитуляцию Ли, но его слова, хотя и не являлись прямой критикой императора, оскорбили императора, который затем приговорил Сыма к смертной казни.

Завершить Записи великого историка (《史記》), у Сыма не было другого выбора, кроме как выбрать между смертью «весомой, как гора Тай» или «легкой, как гусиное перо». Проглотив свою гордость, он вместо смерти выбрал кастрацию и стал евнухом. Однажды он посетовал: «Нет большего несчастья, чем жадность; нет большего горя, чем травмированная душа; нет большей безнравственности, чем оскорбление своих предков; и нет большего унижения, чем кастрация».

Сима Цянь.  (Викимедиа)
Сыма Цянь выбрал кастрацию вместо смерти Записи великого историка. (Викимедиа)

Это душераздирающая история китайской истории, а также история о том, как императоры могли злоупотреблять своей властью, чтобы совершать жестокие и тиранические действия в любое время, внушая страх и рабское повиновение своим чиновникам.

Политик династии Тан Вэй Чжэн предупредил непредубежденного императора Тан Тайцзуна: «Страшно не негодование людей, а сами люди; вода может нести лодку, но также и опрокинуть ее. Это то, с чем следует быть осторожным».

Глава «Формы правления» (政体) в Чжэнгуань Чжэнъяо (《贞观政要》), сборник по управлению государством во времена династии Тан, говорит: «Есть древняя поговорка: «Правитель — это лодка, а простые люди — вода. Вода может нести лодку, но также и опрокинуть ее». Император прав, думая, что народ — могущественная сила».

… общественное мнение похоже на текущую воду; когда они уже не смогут выдерживать натиск, они опрокинут лодку — линейку — подобно цунами.

Общественное мнение в руках народа

Эти поговорки существуют с древних времен и являются метафорой политической идеи о том, что «народ — основа государства». Они служат для того, чтобы предупредить императоров, что им не следует полагаться на насильственные наказания, чтобы угрожать людям, поскольку общественные настроения подобны текущей воде; когда они уже не смогут выдерживать натиск, они опрокинут лодку — линейку — подобно цунами.

Люди катаются на лодке возле Запретного города в Пекине, Китай, 5 апреля 2023 года. (Людовик Марин/AFP)
Люди катаются на лодке возле Запретного города в Пекине, Китай, 5 апреля 2023 года. (Людовик Марин/AFP)

Глава в Сюньцзы (《荀子》) записывает ответ Конфуция на вопрос герцога Ай Лу (哀公): «Я слышал это высказывание раньше: «правитель подобен лодке, а простые люди — воде». Вода может поплавить лодку, но также и опрокинуть ее». Если вы думаете об опасности таким образом, как вы можете не испытывать чувство кризиса?» Хотя это могут быть не совсем слова Конфуция, они демонстрируют конфуцианскую концепцию добродетелей, ориентированных на человека, и могут рассматриваться как продолжение древней концепции «голос народа — это голос Бога».

Тем не менее, это также факт, что императоры имеют верховную власть. Как только они восходят на трон и им даруется Мандат Неба, их головы начинают распухать, и тогда они могут начать сходить с ума и буйствовать. Они думают про себя: «Если субъект желает оскорбить меня, чтобы его мнение было услышано, я просто приговариваю его к смерти; иногда, когда я чувствую себя великодушным, я бью их палкой, пока их плоть не разорвется, и посмотрю, осмелятся ли они еще трепать языками».

Имперские чиновники и литераторы тоже могли многое сказать об императоре, но они могли критиковать настоящее, только написав о прошлом…

Группа женщин в традиционной одежде выходит из Запретного города в Пекине, Китай, 9 марта 2023 года. (Ван Чжао/AFP)
Группа женщин в традиционной одежде выходит из Запретного города в Пекине, Китай, 9 марта 2023 года. (Ван Чжао/AFP)

В результате немногие испытуемые осмеливались озвучивать свои предложения или критиковать текущие дела, опасаясь, что злые наговорят их, что может иметь невообразимые последствия. Китайская идиома даолу йи му (道路以目) резюмирует этот страх — как бы они ни были обижены или огорчены, никто не осмеливался высказать свое несчастье; они могли только обмениваться понимающими взглядами с людьми на улицах, чтобы выразить свое разочарование. Имперские чиновники и литераторы тоже могли многое сказать об императоре, но они могли критиковать настоящее, только сочиняя о прошлом (借古讽今), то есть сочиняя стихи о прошлых императорах, чтобы выразить свое недовольство.

Завуалированная критика литераторов

Во времена династии Тан император Тан Сюаньцзун очень любил императорского супруга Ян (杨贵妃) и слишком доверял вероломным чиновникам, таким как Ли Линьфу и Ян Гочжун, что привело к восстанию Ань Лушань, положившему конец золотому веку династии Тан. Более полувека спустя китайский поэт династии Тан Бай Цзюйи косвенно выразил свое неудовольствие женщинами, разрушившими империю, в своей поэме «Чан Хен Гэ» (长恨歌, «Песнь вечной печали»). Однако он не утверждал, что это был «танский император», который был зациклен на красотах, а вместо этого сказал, что это был «ханьский император». Это классический пример использования прошлого для критики настоящего.

Спектакль Чан Хен Гэ Бай Цзюйи во дворце Хуацин в Сиане, провинция Шэньси, Китай, 15 марта 2023 г. (CNS)
Спектакль Чан Хен Гэ Бай Цзюйи во дворце Хуацин в Сиане, провинция Шэньси, Китай, 15 марта 2023 г. (CNS)

Легенда гласит, что император Тан Сюаньцзун фактически создал специальный аванпост, чтобы доставлять личи своей любимой императорской супруге Ян в сжатые сроки, чтобы она могла наслаждаться ими свежими.

Китайский поэт Ду Му из поздней династии Тан писал в одном из своих стихотворений (《过华清宫绝句三首·其一》): «Каскад горы Ли виден, если повернуться назад и посмотреть из Чанъаня. На вершине горы находится дворец Хуацин; ряд ворот, открывающихся один за другим. Лошадь скачет к дворцу, и супруга улыбается. Только она знает, что личи с юга прибыли.

Тан Го Ши Бу (《唐国史补》, дополнительные материалы к истории государства) также записали, на что император пошел, чтобы доставить личи с юга императорскому консорту Ян. Хотя эта история может быть не совсем правдивой, и историки также спорят о ее правдивости, цель поэта заключалась в том, чтобы критиковать правительство и настоящее, написав о прошлом, а не разъяснять исторические факты.

Подчеркивание излишеств и капризов

Затем пришла династия Сун, когда императоры высоко ценили чаепитие и любили чай с шариками дракона и феникса (龙凤 团 茶), разновидность чая из провинции Фуцзянь. Производство этого дань-чая было невероятно обильным и чрезмерным: чайным фермерам приходилось собирать чайные листья во время Цзинчжэ (惊蛰), то есть примерно в начале марта по современному календарю. Это нанесло ущерб чайным фермерам, а также привело к потере больших денег, что вызвало гнев многих людей.

Уэмура Сёэн, Ян Гуйфэй, 1922 год, Художественный музей Сёхаку, Нара, Япония.  (Интернет)
Уэмура Сёэн, Ян Гуйфэй, 1922 год, Художественный музей Сёхаку, Нара, Япония. (Интернет)

Поэт династии Сун Су Ши написал стихотворение «Личжи Тан» (荔枝叹, букв. «Плач по личи»), в котором он раскритиковал дань фуцзяньского чая, написав о прошлом, говоря о любви императорского супруга династии Тан Ян к личи и негативной реакции на него. сработал. Он предположил, что для удовлетворения ненасытного аппетита двора к новизне не щадились жизни простых людей и тратились тонны денег.

Он писал: «Я только надеюсь, что небеса сжалятся над простыми людьми и не создадут таких опасно соблазнительных женщин, чтобы навредить миру. Я только надеюсь, что на земле будет мир и урожай будет обильным, чтобы люди не голодали — это лучшее, что может случиться. Разве вы не видели, как Дин Вэй, а позже Цай Сян доставляли ко двору партии чая в клетках, боролись за то, чтобы придумать лучшие способы производства чая и делали «чай дани» из лучшего чая этого года? Не хватает ли этого нашему императору? Как мерзко и ужасно знать только для удовлетворения физических желаний императора!» Здесь Дин Вэй (丁谓) и Цай Сян (蔡襄) относятся к чиновникам, отвечающим за надзор за производством чая в виде шариков дракона и феникса в провинции Фуцзянь.

Чайные фермеры собирают чайные листья на чайной плантации в городе Чанлун, уезд Ляньцзян, провинция Фуцзянь, Китай, 28 марта 2023 г. (CNS)
Чайные фермеры собирают чайные листья на чайной плантации в городе Чанлун, уезд Ляньцзян, провинция Фуцзянь, Китай, 28 марта 2023 г. (CNS)

Су Ши сделал это лучше всех

Боясь, что люди не поймут смысла и цели его сатирической поэмы, Су даже добавил сноску: Дин Вэй начал производство чая в виде шариков дракона и феникса, а Цай Сян усовершенствовал его производство, чтобы польстить императору. Когда Оуян Сю услышал о деяниях Цая, он воскликнул: «Цай Сян — уважаемый литератор, почему он делал такие вещи?»

Никто не делает это лучше, чем наша любимая Су Ши.

Очевидно, хотя Су Ши и критиковал императорский двор, он не осмелился указать, что император и королевская семья были теми, кто заботился только об удовлетворении своих собственных желаний и не заботился о страданиях людей. Вместо этого он указал пальцем на чиновников, чтобы не обидеть императора.

То, как он критиковал настоящее, описывая прошлое, было очень интересным: сначала он хотел посетовать на инцидент с личи, но вместо этого не мог удержаться от разговора о нынешней проблеме чая с данью, прямо критикуя текущие дела. Мало того, он волновался, что люди не поймут, к чему он клонит, и добавил полезное примечание миру — PS: Не поймите меня неправильно, это просто критика настоящего, написанная о прошлом.

Никто не делает это лучше, чем наша любимая Су Ши.

Читайте также