В ответ на значительное снижение цен Tesla в новом году китайские автопроизводители объявили о подобных шагах. Seres снизила цены на свои электромобили Aito, а XPeng 17 января объявила о снижении цен с 20 000 до 36 000 юаней (примерно от 2900 до 5300 долларов США).
В ближайшем будущем этому примеру могут последовать и другие китайские бренды электромобилей, что спровоцирует новую ценовую войну на электромобили (EV) и усугубит панику в отрасли.
Лишь немногие модели автомобилей действительно способны конкурировать с популярными мировыми брендами.
Отсутствие конкурентоспособности
Статистика показывает, что на рынке электромобилей Китая насчитывается 147 брендов, продающих 372 модели электромобилей. В идеале эти бренды должны демонстрировать сильную рыночную конкурентоспособность, но на самом деле они продают в среднем около 1100 автомобилей в месяц, что намного меньше фактического рыночного спроса.
Хотя электромобили очень конкурентоспособны по сравнению с бензиновыми автомобилями отечественного производства, есть еще возможности для совершенствования. В частности, дизайн, внешний вид и комфорт электромобилей от новых автопроизводителей уже могут конкурировать с Tesla и другими международными брендами. Однако большинству из них по-прежнему не хватает конкурентоспособности, и они могут удовлетворить только нишу рынка, на которую приходится небольшая доля рынка. Лишь немногие модели автомобилей действительно способны конкурировать с популярными мировыми брендами.
Снижение цен Tesla спровоцировало ценовую войну, ухудшив ситуацию для китайских производителей электромобилей, которым уже не хватает конкурентоспособности на рынке, и усилив панику в этом секторе. Стоит отметить, сколько китайских производителей электромобилей способны выжить в этих условиях.
… сектор снова упадет в трясину традиционных автомобилей с бензиновым двигателем, где совокупный годовой объем продаж автомобилей независимых китайских брендов уступает продажам одной автомобильной компании, такой как Volkswagen …
Снижение цен на фоне бума
Разработка транспортных средств на новых источниках энергии является необходимым шагом для автомобильной промышленности Китая. Однако этому развитию отнюдь не способствует увеличение числа игроков на рынке. В противном случае сектор снова упадет в трясину традиционных автомобилей с бензиновым двигателем, где совокупный годовой объем продаж автомобилей независимых китайских брендов уступает продажам одной автомобильной компании, такой как Volkswagen, на китайском рынке.
Это не оживит китайский автомобильный сектор и не улучшит рыночную конкурентоспособность китайских производителей автомобилей. Им нужно как количество, так и качество — количество может быть гарантировано только при эффективном улучшении качества.
Смелый выбор Tesla снизить цены на фоне бума электромобилей может быть обусловлен тремя факторами.
Во-первых, полное устранение китайских субсидий на электромобили обнажает производственные затраты компании. Высокие издержки производства означают низкую конкурентоспособность и наоборот. Обладая явным преимуществом в стоимости по сравнению с китайскими производителями электромобилей, Tesla может легко снизить цены после того, как китайские субсидии на электромобили будут отменены, что удушает производителей без преимущества в затратах.
Во-вторых, BYD повысила цены в ответ на сокращение субсидий. Со второй половины 2022 года рыночное влияние и доля BYD росли, что, естественно, оказывало огромное давление на Tesla. Таким образом, Tesla попыталась противодействовать повышению цен BYD, осуществив снижение цен, что нанесло большой удар по BYD, но в то же время затронуло и других китайских производителей электромобилей.
В-третьих, технологическое преимущество Теслы. Пользователям Tesla сложно переключиться на другую марку. Значительная часть китайских потребителей считает, что Tesla является королем электромобилей и будет придерживаться бренда при переходе на более новую модель. Это связано с сильным технологическим преимуществом Tesla, которое поддерживает высокую конкурентоспособность бренда и позволяет снижать цены, чтобы превзойти своих конкурентов.
В ближайшие три года более половины китайских компаний, производящих электромобили, исчезнут.
Сосредоточьтесь на технологиях и разработке продуктов
Хотя снижение цен Tesla является благом для потребителей, оно губительно для других производителей электромобилей. Это связано с тем, что большинство производителей электромобилей находятся в точке безубыточности и должны полагаться на государственные субсидии, чтобы избежать потерь в бизнесе. Как эти компании смогут выжить после отмены субсидий в сочетании со снижением цен Tesla?
Необходимо много дискуссий, размышлений и исследований, если эти производители надеются удержаться на плаву. В ближайшие три года более половины китайских компаний, производящих электромобили, исчезнут. Те, кто останется стоять, столкнутся с трудностями и могут даже рухнуть в любой момент. Такова жестокая реальность и неизбежный результат рыночной конкуренции.
Сектор электромобилей процветает и падает в соответствии с введением и отменой политики субсидирования. Урок, извлеченный из этого пути развития и последующей давки в секторе электромобилей, заключается в следующем: компании, которые просто полагаются на защиту политик, не сосредотачиваясь на технологических исследованиях и разработке продуктов, в конечном итоге будут устранены с рынка.
Таким образом, выживают те производители электромобилей, которые сосредоточены на технологиях и умеют конкурировать со своими конкурентами. В противном случае их ждет ликвидация.