Есть опасения, что китайские студенты, обучающиеся в Таиланде, пользуются завышенными ценами и нечестным маркетингом. В 2021 году посольство Китая в Бангкоке опубликовало заявление, предупреждающее китайских студентов не подавать заявки на непроверенные программы получения степени, проводимые международными колледжами и частными университетами. Посольство посоветовало китайским студентам внимательно изучить программы, предлагаемые иностранными образовательными агентствами или самими университетами.
Недостаточный контроль качества образования
По словам сотрудника китайского посольства, опрошенного в 2018 году, этот вопрос вызывает озабоченность уже много лет. Офицер сказал, что многие китайские студенты были расстроены вводящей в заблуждение рекламой и непризнанными степенями. Они выразили недовольство ответственностью преподавателей, нечеткими методами выставления оценок и завышением платы за обучение. Чайяпрук Серирак, в то время постоянный секретарь Министерства образования, заявил в 2016 году, что бюро расследовало жалобы китайских студентов на «ориентированные на получение прибыли образовательные программы» в некоторых частных университетах.
Иностранные образовательные агентства являются главными действующими лицами в продвижении этих программ и наборе студентов из Китая. Сотрудник частного университета, который предпочитает оставаться неизвестным, утверждает, что агентства контролируют расходы на управление, координируя проведение курсов. Например, они запланируют семестровые каникулы на время китайского Нового года или разработают курс продолжительностью 30 дней для преподавателей китайского языка по туристическим визам в Таиланде. Это поможет сократить расходы на управление.
… при оценке качества больше внимания уделяется письменным отчетам, чем фактическому выполнению. Это часто приводит к неадекватному контролю качества образования.
Власти Таиланда не могут регулировать стандарты учебных программ этих частных университетов. Теоретически Министерство высшего образования, науки и инноваций (MHESI) и Отдел повышения качества высшего образования несут ответственность за контроль и обеспечение оценки качества во всех государственных и частных университетах Таиланда. Однако при оценке качества, как правило, больше внимания уделяется письменным отчетам, чем фактическому выполнению. Это часто приводит к неадекватному контролю качества образования. Появившиеся жалобы подчеркивают неудовлетворительное качество таиландского высшего образования.
Приобретение Китаем тайских частных университетов
Наряду с ростом числа китайских студентов в Таиланде с 2019 года ведутся дискуссии о поглощении частных университетов китайскими заинтересованными сторонами. В декабре 2022 года заместитель постоянного секретаря MHESI Супачай Патумнакул сообщил, что три частных университета — Krirk University, International У Стэмфордского университета (ISU) и Университета Метарат (бывший Университет Таксина) есть китайские акционеры.
Супачай разъяснил правовой статус этих университетов, сославшись на Закон об иностранном бизнесе (1999 г.), в котором говорится, что владение иностранным университетом разрешено, если граждане Таиланда владеют более 50% учебного заведения. Таким образом, споров о правовом статусе этих университетов не возникает.
… высокий спрос на образование в Китае способствовал острой конкуренции за поступление в китайские университеты.
Некоторые источники упоминали, что более десяти частных университетов обсуждают приобретения с китайскими бизнесменами.
Интересу китайских заинтересованных сторон к таиландским частным университетам способствуют три фактора. Во-первых, высокий спрос на образование в Китае способствовал острой конкуренции за поступление в китайские университеты. Увеличение числа высших учебных заведений за рубежом поможет снизить спрос.
Во-вторых, из-за сокращения местного населения и относительно медленного развития технологий высшие учебные заведения Таиланда сталкиваются с сокращением числа учащихся. Это больше влияет на тайские частные университеты, поскольку они взимают значительно более высокую плату за обучение и имеют более низкую репутацию, чем государственные университеты. Китайские инвесторы представляют финансовое решение вопроса.
В-третьих, укрепление экономических связей между Таиландом и Китаем — благодаря проекту Восточного экономического коридора (ЕЭС) — делает Таиланд желательным кандидатом на приобретение.
Регулирование и большая либерализация сектора образования
С расширением китайского совладения в тайских университетах необходимо решить проблемы китайских студентов в отношении качества образовательных программ. Власти Таиланда должны будут приложить все усилия, чтобы достичь предусмотренных ими образовательных стандартов, сохраняя при этом тонкий баланс между инвестициями и качеством образования в Таиланде.
В краткосрочной перспективе Комиссия Управления высшего образования должна разработать конкретные положения для международных программ. Это будет охватывать такие области, как академическая компетентность, реклама программ, управление классом и финансовый аудит. С практической точки зрения, необходимо создать новое агентство, которое будет следить за качеством зарегистрированных международных учебных программ. В случае курсов, не прошедших оценку качества образования, конфискация должна строго соблюдаться и контролироваться созданным бюро.
Кроме того, MHESI следует внедрить технологии в процесс обеспечения качества образования для обеспечения прозрачности и надежности программ. Например, цифровой опрос следует использовать для оценки большего количества выборок. Это позволит студентам и выпускникам быть удовлетворенными учебной программой. Его также можно использовать для изучения восприятия работодателями эффективности аспирантов в выполнении работы.
Строгость и серьезность государственных органов — необходимые затраты для поддержания репутации тайской системы образования.
Чтобы обеспечить качество своих выпускников, правительство должно пересмотреть свою политику в среднесрочной и долгосрочной перспективе, чтобы сделать больший упор на интернационализацию тайского высшего образования. Например, следует либерализовать сектор образовательных услуг, чтобы облегчить инвестиции иностранных университетов в тайские кампусы. Этого можно добиться, установив специальные правила в отношении иностранных инвестиций в высшие учебные заведения, например, отменив систему квот для иностранцев (4 местных жителя на каждого иностранца в составе рабочей силы). Это привлечет иностранные университеты с международными стандартами, передовыми учебными планами и квалифицированным персоналом, тем самым повысив уровень конкуренции и качество тайского образования.
Между тем, правительство Таиланда должно субсидировать потенциальные учреждения для развития более интернациональной среды и инфраструктуры. Они должны содействовать созданию транснациональной системы аккредитации для передачи кредитов между иностранными и тайскими университетами. Строгость и серьезность государственных органов — необходимые затраты для поддержания репутации тайской системы образования.