Саммит Китай-Центральная Азия, завершившийся 19 мая в Сиане, рассматривается как значительный геополитический, дипломатический и экономический прорыв для Китая. А с открытием Россией Владивостока в качестве торгового порта для китайских товаров отечественного производства начинают проявляться дивиденды Китая от войны на Украине.
Веха в отношениях Китая и Центральной Азии
Пять центральноазиатских стран встречи — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — были бывшими советскими республиками и попадают в традиционную сферу влияния России. Они также являются членами и приглашенными гостями Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Китай и Россия.
С момента создания ШОС в 2001 г. отношения Китая с пятью центральноазиатскими странами значительно выросли, хотя и сдерживаемые Россией, учитывая ее сильное влияние на них.
… этот саммит проходил без участия России — можно себе представить, что если бы Россия не была глубоко вовлечена в войну на Украине и не столкнулась бы с жесткими санкциями со стороны западных стран, она не с легкостью согласилась бы быть исключенной.

Министр иностранных дел Китая Цинь Ган заявил, что саммит Китай-Центральная Азия стал первым крупным многосторонним мероприятием, организованным Китаем после 20-го съезда партии и двух сессий этого года. Это первый личный саммит с момента установления дипломатических отношений между Китаем и странами Центральной Азии 31 год назад и первый саммит с момента создания механизма Китай-Центральная Азия три года назад, знаменующий собой новую веху в отношениях между Китаем и Центральной Азией. Отношения с Азией.
Чего Цинь не уточнил, так это того, что этот саммит проходил без России — можно себе представить, что если бы Россия не была глубоко вовлечена в войну на Украине и не столкнулась бы с жесткими санкциями со стороны западных стран, она не с легкостью согласилась бы быть исключенной.
В ходе саммита Китай и пять стран Центральной Азии подписали семь двусторонних и многосторонних документов, в том числе совместную декларацию саммита и перечень результатов саммита, а также более 100 соглашений о сотрудничестве в различных областях.
Цинь охарактеризовал достижения саммита как беспрецедентные с точки зрения результатов, существа и воздействия, которые можно обобщить в пяти «новых» пунктах. Во-первых, придание нового импульса углублению отношений между Китаем и Центральной Азией. Во-вторых, создание новой платформы для расширения обменов и сотрудничества в различных областях. В-третьих, открывая новые перспективы для взаимовыгодного сотрудничества. В-четвертых, внесение нового вклада в поддержание международной справедливости и справедливости. В-пятых, создание новой модели единства и самостоятельности развивающихся стран.
Цинь добавил, что сотрудничество Китая с Центральной Азией не направлено против какой-либо третьей стороны и не подлежит контролю. Он не ставит своей целью создание закрытого и эксклюзивного «клуба», выступает против блоковой политики и конфронтации времен холодной войны. Упомянутые Цинь Ганом «третьи стороны» относятся не только к странам за пределами региона, таким как США, но, вероятно, также включают в себя Россию, имеющую тесные отношения с Центральной Азией.
Россия выступает против строительства железной дороги ЦКУ главным образом из-за того, что она усилит влияние Китая в Центральной Азии…
Центральная Азия как ключевой транспортный узел
В декларации саммита конкретно упоминается о наращивании строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУ). Отмечается необходимость укрепления ключевого положения Центральной Азии как транспортного узла на Евразийском континенте, ускорения строительства транспортного коридора Китай-Центральная Азия, развития мультимодальных транспортных маршрутов по различным коридорам, в том числе Китай-Центральная Азия-Южная Азия, Китай-Средняя Азия-Ближний Восток, Китай-Средняя Азия-Европа и Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран.
Железная дорога CKU является важным компонентом южного маршрута Китайско-европейского железнодорожного экспресса. Меморандум о взаимопонимании по строительству железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, был подписан еще в 1997 году. После завершения строительства эта железная дорога сократит железнодорожное расстояние от Китая до Ближнего Востока и Южной Европы примерно на 900 километров, сократив с семи до восемь дней в пути и делает доступ к портам в Персидском заливе и Тихом океане более удобным для стран Центральной Азии. Однако на железной дороге CKU не было достигнуто большого прогресса, в немалой степени из-за препятствий со стороны России.
Россия выступает против строительства железной дороги CKU главным образом из-за опасений, что это усилит влияние Китая в Центральной Азии, усилит зависимость стран Центральной Азии от Китая и ослабит контроль России над регионом. Столкнувшись с санкциями Запада после начала войны на Украине в прошлом году, зависимость России от Китая стала очевидной, и у нее не было другого выбора, кроме как согласиться на строительство железной дороги ЦКУ.
18 мая Национальная комиссия по развитию и реформам Китая, Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана и Министерство транспорта Узбекистана подписали меморандум о взаимопонимании по железной дороге CKU, что свидетельствует о том, что технико-экономическое обоснование проекта близится к завершению.
Помимо железной дороги CKU, Китай и Узбекистан также объявили о строительстве еще одной железной дороги, которая соединит Среднюю Азию, Афганистан и Пакистан.
Растущая зависимость России от Китая
Российские официальные лица публично не выражали возражений и не поднимали никаких вопросов по поводу этого беспрецедентного саммита между Китаем и пятью странами Центральной Азии. Очевидно, Россия осознает свою неспособность помешать странам Центральной Азии установить более тесные отношения с Китаем, когда она также зависит от поддержки и помощи Китая.
…вместо того, чтобы противостоять саммиту Китай-Центральная Азия, Россия открыла для Китая дальневосточный порт Владивосток — спустя 163 года после того, как он был аннексирован царской Россией…

Таким образом, вместо того, чтобы выступать против саммита Китай-Центральная Азия, Россия открыла для Китая дальневосточный порт Владивосток — через 163 года после того, как он был аннексирован царской Россией, город снова стал внутренним торговым портом Китая.
Конечно, Китай не станет дистанцироваться от России только из-за значительного прогресса в отношениях со странами Центральной Азии. Сразу после саммита Китай-Центральная Азия Китай объявил, что премьер-министр России Михаил Мишустин посетит Китай с официальным визитом с 23 по 24 мая, а член Политбюро Коммунистической партии Китая и секретарь Центральной политико-правовой комиссии Чэнь Вэньцин примет участие. 11-е Международное совещание высоких представителей по вопросам безопасности и проведение 8-го заседания китайско-российского механизма сотрудничества в области правоохранительной деятельности и безопасности в России с 21 по 28 мая.
Согласно данным, опубликованным Главным таможенным управлением Китая 17 мая, объем импортной и экспортной торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии достиг 173,05 млрд юаней (24,63 млрд долларов США) за первые четыре месяца этого года, увеличившись на 37,3 млрд. % год за годом. Только в апреле общий объем торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии достиг 50 миллиардов юаней, а это означает, что объем двусторонней торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии в следующем году может превысить 100 миллиардов долларов США.
В то же время двусторонняя торговля между Китаем и Россией также быстро растет, при этом китайские товары фактически заменяют западные товары, ушедшие с российского рынка. Понятно, что пока Китай активно расширяет отношения со странами Центральной Азии, он также укрепляет отношения с Россией и продолжает пожинать геополитические и экономические дивиденды от войны на Украине.