(Журналисты Caixin Ли Жунцянь, Ци Чжаньнин и Келси Ченг)
С начала марта две крупнейшие в Китае площадки для контейнеровозов, расположенные недалеко от крупного портового города Нинбо в провинции Чжэцзян, были заполнены почти 3000 простаивающих транспортных средств без груза для перевозки.
Как сообщили Caixin несколько водителей грузовиков, трафик на стоянках Hengpu и Beilun, которые в основном обслуживают порт, резко сократился за последние два года. По их словам, во время бума судоходства в 2021 году некоторые водители будут доставлять в среднем 27 грузов в месяц. Теперь они счастливы, если могут делать два раза в неделю.
Изменения становятся еще более очевидными в порту, где так много простаивающих грузовых контейнеров, что у рабочих почти не осталось места для их штабелирования. «Эта зона сейчас почти заполнена, и многие пустые контейнеры вывозятся», — сказал Caixin один из операторов терминала.
К тому, что эти горы металлических ящиков скопились в китайских портах, привело сочетание нескольких факторов: низкая стоимость хранения контейнеров в Китае, всплеск их поставок во время пандемического экспортного бума и огромное количество ящиков, возвращающихся домой после того, как бум утих. , Юй Цзяньхуа, глава Главного таможенного управления, сказал на брифинге для прессы 21 марта.
Нагромождение контейнеров в Китае — один из наиболее заметных симптомов проблем в судоходной отрасли, вызванных снижением внешней торговли на фоне ослабления потребительского спроса и замедления глобального роста. Ситуация может еще больше ухудшиться с поставкой новых судов, и аналитики обеспокоены тем, что избыток мощностей в отрасли может привести к ценовой войне, которая сильно ударит по чистой прибыли некоторых грузовых перевозчиков.
Для Китая проблема заключается в его экспорте, рост которого начал замедляться в середине 2021 года из-за сокращения спроса со стороны его основных торговых партнеров и восстановления цепочек поставок в других местах, которые частично удовлетворяли спрос на товары.
Спрос падает
По данным мониторинговой платформы Container xChange, в шанхайский порт прибыло больше 40-футовых контейнеров, чем отправлено каждую неделю с начала года.
Согласно отчету, опубликованному платформой в начале февраля, индекс доступности контейнеров (CAx) Container xChange остается повышенным и составляет более 0,6 по сравнению с показателями за последние три года в портах Китая, в том числе в Нинбо и Тяньцзине. Показание более 0,5 означает, что за данный период в порт прибыло больше контейнеров, чем отправлено.
Во всем мире около 6% контейнерных мощностей простаивают, при этом большое количество судов, заполненных пустыми контейнерами, стоят на якоре в море, сообщил Caixin в феврале человек, работающий в крупной экспедиторской компании.
Для Китая проблема заключается в его экспорте, рост которого начал замедляться в середине 2021 года из-за сокращения спроса со стороны его основных торговых партнеров и восстановления цепочек поставок в других местах, которые частично удовлетворяли спрос на товары.
По данным таможенной службы, за первые два месяца этого года экспорт товаров из Китая упал на 6,8% в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Хотя эта цифра превзошла оценки и сократилась по сравнению с декабрьским снижением на 9,9% в годовом исчислении, это далеко не признак того, что восстановление торговли не за горами.
Экспорт в США сократился на 21,8% в годовом исчислении, а в ЕС – на 12,2%. В США высокая инфляция снизила покупательную способность домохозяйств, а переполненные склады вынудили розничных продавцов отменить заказы. В Европе стремительный рост цен на энергоносители подстегнул инфляцию, которая отбила у потребителей желание открывать свои кошельки.
По данным исследовательской фирмы Sea-Intelligence, замедление спроса привело к обвалу морских фрахтовых ставок, которые в первую очередь определяются изменениями в использовании судов. Китайский индекс контейнерных перевозок, который отслеживает спотовые и договорные фрахтовые ставки, отправляющиеся из крупных китайских контейнерных портов на 12 морских маршрутах, начал снижаться в августе. Индекс, опубликованный Шанхайской судоходной биржей, снизился на 8,5% в месячном исчислении в феврале после более резкого падения на 11,2% в январе.
Согласно данным, опубликованным Drewry Shipping Consultants Ltd., по состоянию на 30 марта стоимость отправки контейнера из Шанхая в Нью-Йорк снизилась на 78% по сравнению с прошлым годом, в то время как стоимость отправки из Шанхая в Лос-Анджелес упала на 81%. консультации по морским исследованиям.
Рецепт перенасыщения
Менее чем за два года рынок морских перевозок перешел из одной крайности в другую, поскольку ресурсы, включая суда, контейнеры, грузовики и склады, перешли от нехватки к избытку, сказал Чжан Хуафэн, главный представитель Transfar Shipping Pte в Лос-Анджелесе. ООО
Скорость этого сдвига только усугубила ситуацию. Как говорится в июльском отчете Drewry Shipping, во время бума 2021 года морские перевозчики заказали рекордное количество морских контейнеров, при этом списывая меньше устаревших. В 2021 году глобальные поставки контейнеров выросли на 13% — в три раза по сравнению с предыдущей тенденцией — до почти 50 миллионов двадцатифутовых эквивалентов, или TEU, стандарта грузоподъемности в судоходной отрасли.
Судовладельцы оказались в затруднительном положении, похожем на положение покупателей контейнеров. Когда фрахтовые ставки росли во время экспортного бума, они тратили большую часть своей прибыли на новые корабли.
Однако спрос на новые контейнеры падает с четвертого квартала 2021 года, сказал один рабочий крупного производителя контейнеров, который сообщил Caixin, что запасы накапливаются на его заводе и других предприятиях.
По словам Чжана, ситуация будет только ухудшаться по мере доставки новых кораблей.
Судовладельцы оказались в затруднительном положении, похожем на положение покупателей контейнеров. Когда фрахтовые ставки росли во время экспортного бума, они тратили большую часть своей прибыли на новые корабли.
Это привело к тому, что новые мощности на сумму около 2,6 млн TEU, которые, как ожидается, будут введены в эксплуатацию в 2023 году, заявили аналитики Drewry в октябрьском отчете. «Заказывая слишком много в годы бума, операторы поставили перед собой огромную задачу перетасовать и заставить пропускную способность волшебным образом исчезнуть», — сказали они.
Поскольку фрахтовые ставки упали, некоторые перевозчики пытались принять ряд мер по сокращению своих мощностей, таких как простаивающие суда и отмена рейсов, говорится в отчете DHL Global Forwarding, опубликованном в конце января.
Согласно отчету DHL от 14 марта со ссылкой на данные исследовательской компании Alphaliner, по состоянию на 13 февраля в общей сложности 366 контейнеровозов не работали. Эта цифра эквивалентна 6,2% мирового флота по сравнению с 5,7% двумя неделями ранее.
«Решение, позволяющее сохранять избыточные мощности, также является выбором, позволяющим допустить низкое использование и, таким образом, позволить фрахтовым ставкам продолжать падать. Это поведение мы знаем под другим словом: ценовая война». — Генеральный директор Sea-Intelligence Алан Мерфи
Тем не менее, этих мер может быть недостаточно, поскольку в разработке находятся дополнительные мощности по отгрузке.
Некоторые перевозчики не приспособили свой бизнес к падению спроса в прошлом году, говорится в отчете Container xChange за февраль этого года. «Это можно рассматривать только как выбор со стороны перевозчиков», — заявил генеральный директор Sea-Intelligence Алан Мерфи. «Решение, позволяющее сохранять избыточные мощности, также является выбором, позволяющим допустить низкое использование и, таким образом, позволить фрахтовым ставкам продолжать падать. Это поведение мы знаем под другим словом: ценовая война».
Container xChange столкнулся с сокращением маржи для экспедиторов и трейдеров и предсказал период консолидации рынка на горизонте.
Некоторые отраслевые обозреватели также были обеспокоены тем, что спад на рынке может спровоцировать ценовую войну, подобную той, что произошла в 2015–2016 годах, что привело к банкротству южнокорейской Hanjin Shipping Co. Ltd., когда-то занимавшей седьмое место в мире по объемам перевозок контейнеров.
Новые игроки, вышедшие на рынок, когда фрахтовые ставки были высокими во время пандемии, могут быть вытеснены, что приведет к дальнейшей консолидации сектора контейнерных перевозок, считает Сюй Кай, руководитель отдела исследований информатизации морских перевозок Шанхайского международного института судоходства (SISI). ), сказал Caixin.
Тем не менее, крупные судоходные компании лучше подготовлены к отражению любой ценовой войны, которая может произойти в ближайшие несколько лет, благодаря их большей грузоподъемности и большей экономии за счет масштаба, сказал Ву Ди, доцент Колледжа транспортного машиностроения Даляньского морского университета. .
Надежда на горизонте?
Тем не менее, некоторые аналитики считают, что ситуация улучшается по мере восстановления экспортных перспектив Китая.
Мировая экономика восстанавливается, написал в прошлом месяце главный экономист China Renaissance Holdings Ltd Ли Цзунгуан. В феврале глобальный индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности (PMI) вырос до 50 — это разделительная линия между ростом и сокращением. Но согласно официальному обзору индекса деловой активности в производственном секторе Китая, новые экспортные заказы снова начали расти в феврале, впервые почти за два года, и показатель достиг 52,4, сказал он.
Сюй из SISI также считает, что глобальный торговый спрос восстановится в 2023 году, и потрясения, наблюдаемые в судоходной отрасли, не усугубятся. По его словам, глобальная инфляция и повышение процентных ставок не будут усиливаться, в то время как запасы продукции в США и Европе будут постепенно расходоваться, что приведет к устойчивому восстановлению китайского экспорта.
«По сравнению со второй половиной 2022 года рынок морских перевозок в 2023 году улучшится», — сказал Ву из Даляньского морского университета. По его словам, восстановления можно ожидать в третьем квартале этого года, когда экспорт обычно имеет тенденцию к росту в преддверии рождественского сезона.
Цюй Юньсюй и Чэнь Лян также внесли свой вклад в эту историю.
Эта статья была впервые опубликована Caixin Global под названием «Подробно: как рост экспорта в Китае оставил судоходную отрасль с похмелья». Caixin Global — один из самых авторитетных источников макроэкономических, финансовых и деловых новостей и информации о Китае.