Как Китай и АСЕАН могут помочь друг другу перейти к новой нормальности

Пассажиры из китайского Сямэня прибывают в бангкокский аэропорт Суварнабхуми после того, как Китай вновь открывает свои границы на фоне пандемии Covid-19, в Бангкоке, Таиланд, 9 января 2023 года. (Атхит Перавонгмета/Reuters)

Как Китай и АСЕАН могут помочь друг другу перейти к новой нормальности

На состоявшемся в декабре 2022 года симпозиуме по международному положению и международным отношениям Китая член Госсовета КНР, а затем министр иностранных дел Ван И изложил шесть основных задач китайской дипломатии на 2023 год.

К ним относятся приверженность Китая «принципам дружбы, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности, а также политике укрепления дружбы и партнерства в нашем соседстве» и «углублению дружбы, взаимного доверия и совпадения интересов с нашими соседями».

Хотя об этом конкретно не упоминалось в речи Вана, ясно, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) остается приоритетом для соседней дипломатии Китая как с точки зрения географической близости, так и тесных экономических отношений.

В частности, АСЕАН не только превзошла США и ЕС, став главным торговым партнером Китая во время пандемии, но и объединила усилия с Китаем в борьбе с пандемией, по-настоящему продемонстрировав идею построения «сообщества с общим будущим для человечества». . С открытием границ Китая 8 января сообщество Китая и АСЕАН с общим будущим также увидит новые возможности.

… в долгосрочной перспективе возобновится нормальное и даже более тесное экономическое сотрудничество.

Движение к новой нормальности

В книге Изменение отношений между Китаем и Юго-Восточной Азией в свете пандемии Covid-19 (2021) я указал, что пандемия оказывает «двойное влияние» на сообщество Китай-АСЕАН. Хотя начальные этапы пандемии оказали краткосрочное пагубное влияние на двустороннее экономическое и торговое сотрудничество, а антикитайское недовольство усилилось, в долгосрочной перспективе возобновится нормальное и даже более тесное экономическое сотрудничество.

Люди идут у озера во время вспышки коронавирусной болезни (Covid-19) в Пекине, Китай, 31 декабря 2022 года. (Флоренс Ло/Reuters)
Люди идут у озера во время вспышки Covid-19 в Пекине, Китай, 31 декабря 2022 года. (Флоренс Ло/Reuters)

В то же время взаимное политическое доверие также укрепилось, поскольку обе стороны вместе боролись с Covid-19. Преодолев первоначальный шок от пандемии, построение сообщества Китая и АСЕАН с общим будущим возобновится, как только закончится пандемия.

Другие ученые также проанализировали в книге, что, хотя пандемия привела к росту внутреннего недовольства Китаем, в целом с ней можно справиться. Тем не менее, вспышки вируса нарушили проекты Инициативы «Один пояс, один путь» (BRI) и поток китайских туристов, и есть большая надежда, что Китай скоро снова откроет свои границы. Кроме того, напряженности в Южно-Китайском море на фоне пандемии не было, и всем сторонам срочно необходимы эффективные меры контроля.

В целом, несмотря на то, что пандемия оказала негативное влияние, она не остановит создание сообщества Китая и АСЕАН с общим будущим. Несколько ученых также отметили, что Китай и страны АСЕАН должны активизировать сотрудничество в борьбе с пандемией, проектах BRI, строительстве инфраструктуры, трансграничной торговле и цифровой экономике, чтобы смягчить последствия пандемии.

Страны АСЕАН снова открываются, а Китай только что открыл свои границы. Однако, даже когда все возвращается на круги своя, одним махом решить накопившиеся за время пандемии проблемы сложно. Другими словами, прожив в условиях пандемии три года, Китаю и АСЕАН потребуется некоторое время, чтобы внести политические и психологические коррективы, прежде чем они смогут плавно перейти к новой нормальности.

Понятно, что пока пандемия подходит к концу, последствия пандемической политизации сохраняются.

Дальнейший прогресс в BRI

Почти все страны АСЕАН ввели ограничения на поездки для китайских путешественников в начале пандемии. Теперь, когда Китай вновь открыл свои границы, готовы ли страны АСЕАН сразу же принять китайских туристов?

Путешественники идут со своим багажом в международном аэропорту Пекина на фоне вспышки коронавирусной болезни (Covid-19) в Пекине, Китай, 27 декабря 2022 года. (Tingshu Wang/File Photo/Reuters)
Путешественники со своим багажом в международном аэропорту Пекин Столичный во время вспышки Covid-19 в Пекине, Китай, 27 декабря 2022 года. (Tingshu Wang/File Photo/Reuters)

Примечательно, что после того, как Китай объявил о планах вновь открыть свои границы, Япония и Индия немедленно ввели ограничения на поездки для китайских посетителей, в то время как США также объявили об отрицательном тесте на Covid-19 для путешественников из Китая. Представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь призвал страны сохранять «научно обоснованные и соразмерные» меры по борьбе с Covid-19, чтобы обеспечить нормальный обмен между людьми.

Понятно, что пока пандемия подходит к концу, последствия пандемической политизации сохраняются. В таких условиях интересно, как страны АСЕАН отреагируют на наплыв китайских туристов и какие пограничные меры примут.

В настоящее время большинство стран АСЕАН, включая Сингапур, Таиланд, Камбоджу и Индонезию, заявили, что не будут проводить дополнительные меры контроля в отношении китайских туристов, предприняв практические действия для поддержки нормального обмена между людьми между Китаем и АСЕАН, который является важным шагом на пути к созданию сообщества Китая и АСЕАН с общим будущим.

тренироваться
Высокоскоростной поезд Electric Multiple Unit для проекта железнодорожного сообщения, который является частью китайской инициативы «Один пояс, один путь», виден на строительной площадке железнодорожного депо Тегаллуар в Бандунге, провинция Западная Ява, Индонезия, 1 октября 2022 года. (Antara Foto/ Априлио Акбар / через Reuters)

Когда Covid-19 впервые разразился, Китай создал зеленые и экспресс-полосы со странами вдоль ОПОП, чтобы обеспечить передвижение людей и оборудования, а также смягчить задержки и сбои в проектах ОПОП.

26 декабря 2022 года официальный представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин заявил: «В этом году мы наблюдаем устойчивый прогресс и плодотворные результаты сотрудничества в рамках «Пояса и пути». В этом году Китай подписал документы о сотрудничестве «Один пояс, один путь» еще с пятью странами».

Она отметила значительный прогресс в реализации большого количества знаковых проектов, включая пробный запуск высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг, первой в АСЕАН, и начало эксплуатации первой скоростной автомагистрали в Камбодже.

Однако, несмотря на то, что Китай известен своим строительством инфраструктуры, гибель двух рабочих после схода с рельсов рабочего поезда на проекте высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг является напоминанием о том, что нельзя пренебрегать безопасностью на рабочем месте. Железная дорога является знаковым проектом ОПОП, и любые отклонения окажут негативное влияние на ОПОП в целом.

… учитывая такой короткий срок, готовы ли пограничные органы справиться с резко возросшим объемом торговли?

Возобновление обмена между людьми

Инфраструктурные проекты BRI откроют новые перспективы роста по мере восстановления экономики стран АСЕАН и укрепления спроса после пандемии. Это также имеет решающее значение для углубления связей и укрепления географических связей между Китаем и сообществом АСЕАН. Однако давние проблемы, включая наем местных рабочих и соблюдение экологических стандартов, а также клеветническую тактику США в отношении ОПОП, будут по-прежнему создавать проблемы для успеха ОПОП в Юго-Восточной Азии.

изгородь
Скриншот из видео с забором из колючей проволоки между Китаем и Мьянмой с камерами наблюдения, сентябрь 2020 г. (YouTube/渝人阿木)

В соответствии с мерами по борьбе с Covid-19 Китай приостановил торговлю со своими соседями и даже построил спорный забор из колючей проволоки на границе Китая и Мьянмы. В результате трансграничная торговля резко сократилась, что сказалось на средствах к существованию людей по обе стороны границы. Экономическое развитие в приграничных районах также пострадало, в то время как вопросы безопасности становились все более важными.

После повторного открытия в краткосрочной перспективе приграничная торговля, безусловно, резко возрастет, но риск завоза вируса, а также повышенное давление пограничных проверок также являются препятствиями, которые могут сдержать продолжающийся быстрый рост приграничной торговли. Другими словами, готовы ли пограничные органы справиться с резким увеличением объемов торговли, учитывая такой короткий срок?

Наконец, Китай и АСЕАН намерены возобновить нормальные контакты между людьми. В частности, могут возобновиться регулярные обсуждения Кодекса поведения в Южно-Китайском море с глазу на глаз.

Однако остаются подводные течения, влияющие на ситуацию в Южно-Китайском море, и внешняя обстановка также не способствует переговорам. С одной стороны, США в очередной раз обвинили Китай в строительстве необитаемого рифа на островах Спратли. С другой стороны, такие претенденты на Южно-Китайское море, как Вьетнам и Филиппины, не бездействовали.

Открытие Китая открывает возможности для создания сообщества с общим будущим, и различные стороны должны планировать, готовиться и адекватно реагировать на спрос, а также эффективно управлять разногласиями, чтобы неуклонно преодолевать этот переходный период.

распущенный
На этом рекламном спутниковом снимке, сделанном 4 ноября 2022 года компанией Maxar Technologies, видно формирование суши (в центре) на рифе Эльдад на островах Спратли в спорном Южно-Китайском море. Филиппины заявили 21 декабря 2022 года, что они «серьезно обеспокоены» сообщением о том, что Китай начал восстанавливать несколько незанятых участков суши в спорном Южно-Китайском море. (Раздаточный материал/спутниковое изображение © Maxar Technologies/AFP, 2022 г.)

Вьетнам и Индонезия недавно пришли к соглашению о разграничении исключительных экономических зон вокруг островов Натуна, и анализ показывает, что это может побудить некоторые страны АСЕАН к созданию альянса по проблеме Южно-Китайского моря.

На Филиппинах правительство во главе с президентом Фердинандом Маркосом-младшим укрепляет свою позицию по вопросу Южно-Китайского моря, заявляя, что Филиппины не потеряют ни пяди своей территории, и открыто выражая намерение в одностороннем порядке вести разведку нефти в спорных водах. . Однако после государственного визита в Китай и получения большого количества инвестиционных и торговых заказов Маркос, вероятно, будет проявлять сдержанность в вопросе Южно-Китайского моря.

В целом открытие Китая открывает возможности для создания сообщества с общим будущим, и различные стороны должны планировать, готовиться и адекватно реагировать на спрос, а также эффективно управлять разногласиями, чтобы неуклонно преодолевать этот переходный период. Это послужит хорошим началом для построения сообщества Китай-АСЕАН после пандемии.

Читайте также