Недавний визит президента Фердинанда «Бонгбонга» Маркоса-младшего в Китай подчеркивает его намерение иметь конструктивные отношения с Китаем, а также сбалансированную и диверсифицированную внешнюю политику Филиппин. Но по мере того, как китайско-американские отношения ухудшаются, а президент США Джозеф Байден склоняется к стратегической ясности, чтобы защитить Тайвань в условиях обострения напряженности по обе стороны пролива, риск быть вовлеченным в китайско-американский конфликт из-за Тайваня стал для Манилы серьезной политической проблемой.
Все президенты Филиппин строго придерживались политики «одного Китая», закрепленной в совместном коммюнике о нормализации китайско-филиппинских отношений в 1975 году. придерживался линии политики «одного Китая» и репатриировал разыскиваемых граждан Тайваня в Пекин в 2011 году. Приверженность Манилы политике «одного Китая» была подтверждена Маркосом-младшим после визита тогдашнего спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань в прошлом году.
В случае китайско-американского конфликта из-за Тайваня юридический статус приверженности Манилы политике «одного Китая» будет проверен на соответствие ее обязательствам по филиппинско-американскому Договору о взаимной обороне (MDT) 1951 года. В договоре подчеркивается «чувство единства», «общая решимость» и «коллективная оборона» от «внешнего вооруженного нападения» и «потенциального агрессора», но в нем неоднозначно говорится о конкретных географических масштабах его применения в Тихоокеанском регионе.
В то время как Филиппины видят полезность MDT в первую очередь для непредвиденных обстоятельств в Южно-Китайском море, США могут применить Статью IV MDT в конфликте на Тайване. В статье говорится, что каждая сторона считает, что «вооруженное нападение в районе Тихого океана на любую из сторон было бы опасным для ее собственного мира и безопасности, и заявляет, что она будет действовать для устранения общих опасностей в соответствии со своими конституционными процессами».
… история показала, как Филиппины могли быть вовлечены в войну из-за Тайваня даже в отсутствие официального обращения США к MDT.
Что касается «конституционных процессов», конституция Филиппин 1987 г. дает Конгрессу право объявлять «наличие состояния войны»; только при таких условиях или другом чрезвычайном положении в стране президент будет уполномочен по закону обладать необходимыми полномочиями «для проведения провозглашенной национальной политики».
Таким образом, вмешательство Конгресса будет важной переменной, за которой необходимо внимательно следить. Манила также может снизить риски провокации, осуществляя свои суверенные полномочия в отношении того, где и как американские военные могут получить доступ к своим объектам и использовать их. В преамбуле к Соглашению о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA) говорится, что «доступ США к объектам и территориям и их использование будет осуществляться по приглашению Филиппин и при полном соблюдении Конституции Филиппин и филиппинских законов».
Филиппины могут быть втянуты в тайваньский конфликт
Тем не менее, история показала, как Филиппины могли быть вовлечены в войну из-за Тайваня даже в отсутствие официального обращения США к MDT. Манила могла бы отправить войска на землю и/или обеспечить логистический доступ для военных операций США. Так было во время войны в Корее, войне во Вьетнаме и войнах США в Афганистане и Ираке.
Иными словами, Манила попала в безвыходную ситуацию. С одной стороны, он опасается отказа Вашингтона в случае конфликта с Китаем в Южно-Китайском море. Манила неоднократно требовала ясности и безотлагательности в отношении союзнических обязательств США. С этой целью Манила заключила с Вашингтоном Соглашение о выездных войсках (VFA) 1998 г. и EDCA 2014 г., чтобы обеспечить военное присутствие США в регионе и гарантии безопасности. С другой стороны, служба безопасности Филиппин все больше опасается попасть в ловушку, когда вооруженные силы страны втянуты в китайско-американский конфликт из-за Тайваня.
Эта реальность стала очевидной после визита бывшего спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань в августе 2022 года. В сентябре 2021 года посол Филиппин в Америке заявил, что США могут использовать филиппинские базы в тайваньском конфликте, если это важно для безопасности Филиппин. Состояние, однако, остается открытым и зависит от многих неопределенных факторов.
В настоящий момент риски провокации возрастают, по крайней мере, с операционной точки зрения. С момента своего прихода к власти администрация Маркоса-младшего предприняла шаги по укреплению связей в сфере безопасности с Вашингтоном. Обе страны договорились изучить возможности совместного патрулирования в Южно-Китайском море и ускорить внедрение EDCA за счет улучшения инфраструктуры в различных местах.
Оба союзника рассматривают возможность добавления дополнительных мест для американского военного доступа, в том числе в северной провинции Кагаян недалеко от Тайваня, чтобы способствовать более быстрому реагированию на кризисные ситуации. Они также договорились удвоить количество военнослужащих, участвующих в совместных учениях, и планируют резко увеличить количество двусторонних оборонных мероприятий в 2023 году.
Если Филиппины предоставят доступ к базированию в конфликте по обе стороны пролива, Манила непременно столкнется с китайскими санкциями.
Учитывая сроки этих инициатив, Пекин, скорее всего, увидит в этих филиппинских шагах поддержку Америки, чтобы подорвать ее принцип «одного Китая» и дать возможность американским военным заранее готовиться к непредвиденным обстоятельствам военного времени. Если Филиппины предоставят доступ к базированию в конфликте по обе стороны пролива, Манила непременно столкнется с китайскими санкциями.
Китай также может действовать жестко в Южно-Китайском море, и его баллистические ракеты могут быть нацелены на страны, помогающие США в боевых действиях. Но если напряженность в Южно-Китайском море обострится и совпадет с напряженностью на Тайване, у Манилы появится больше стимулов для стратегического сотрудничества с Вашингтоном и размещения американской военной техники.
Если Китай успешно воссоединит Тайвань силой, Китай может приблизиться к северным Филиппинам, и Китаю будет легче прорваться через первую цепь островов.
То, как Филиппины должны реагировать на непредвиденные обстоятельства на Тайване, — это не просто юридический вопрос, но и серьезная проблема национальной безопасности. На Тайване работает около 200 000 филиппинских рабочих за границей; их репатриация во время вооруженной конфронтации из-за Тайваня была бы огромным делом. Это будет усугубляться массовой миграцией тайваньских граждан.
Даже если Маниле удастся избежать рисков, связанных с вовлечением в конфликт в Тайваньском проливе, она не сможет избежать геополитических последствий такого исторического события. Если Китай успешно воссоединит Тайвань силой, Китай может приблизиться к северным Филиппинам, и Китаю будет легче прорваться через первую цепь островов.
Захват Китаем Тайваня также расширит его возможности проецирования силы в Южно-Китайском море. Следовательно, это затронет филиппинские интересы на море и в сфере безопасности. Учитывая географическую близость Филиппин к Тайваню, их статус союзника США по соглашению об обороне и их интересы в Южно-Китайском море, желание Манилы сохранять нейтралитет в непредвиденных обстоятельствах на Тайване будет сопряжено с трудностями.