В 1868 году, через три года после окончания Гражданской войны в США, началось время восстановления и открытия американского Запада. Кабриолеты, полные пионеров и их семей, поднимали пыль по пути в центральные и западные районы Северной Америки. Мужчины были полностью вооружены, готовые вступить в бой с любыми бандитами, которых они встретят на своем пути, или с любыми коренными американцами, которые будут сражаться, чтобы защитить свою землю.
Через него проходит железная дорога
Строительство Тихоокеанской железной дороги (Первая трансконтинентальная железная дорога), соединяющей восточное и западное побережья Америки, также привлекло много рабочих из Китая. Договор Берлингейма между Китаем и Америкой означал, что обе стороны могли получить выгоду с точки зрения труда и торговли. Именно тогда 17-летний Сейд Бэк (薛柏, Сюэ Бай) собрал свои немногочисленные пожитки и пересек море, приземлившись в Портленде, штат Орегон, на западном побережье Америки.
Родившийся в Сан-Вай, Гонконг, и потерявший отца в молодом возрасте, Сейд Бэк был готов рискнуть в качестве железнодорожного рабочего, мечтая осуществить свою собственную американскую мечту с помощью лопаты и кирки. Он и его китайские соотечественники не знали, что их ждет в будущем. Тем не менее, по сравнению с тем, что было на их родине, полной войн и нищеты, они могли хотя бы надеяться на некоторые возможности.
В те годы Китай имел дело с внутренними конфликтами, такими как восстание тайпинов, а также с внешними угрозами, такими как опиумные войны. Многие иммигранты из провинции Гуандун не хотели мириться с нищетой на родине и подписывали контракты на долгосрочную работу в Америке. Они приехали в Америку работать на железных дорогах и отправлять домой все свои деньги.
Но с приездом большого количества китайских иммигрантов пришла ксенофобия со стороны местных жителей. В 1882 году Конгресс США принял Закон об исключении китайцев, одновременно несколько западных штатов также приняли некоторые расистские законы, положив конец первой волне китайских иммигрантов.
В чужой стране, столкнувшись с суровыми природными условиями, тяжелой работой, возможностью умереть в любой момент из-за несчастного случая или болезни, а также имея дело с нарушителями закона и расизмом, Сеид серьезно задумался о своей работе на железной дороге. К счастью, он умел готовить. И поэтому он покинул Union Pacific Railway Company и начал работать дворецким и поваром в обычном доме.
Китайские иммигранты в Америке обычно были бережливы; Сеид работал не покладая рук и сумел скопить немного денег. Он вложил 3000 долларов США в небольшой универсальный магазин и стал бизнесменом.
Первоначально Сеид импортировал исключительно китайские товары, такие как ковры, шелк и фарфор, которые любили американцы. Его бизнес превратился в подрядчика для консервного завода по производству лосося, а Сейд стал важным членом китайской общины. В какой-то момент он нанял около 1600 китайских железнодорожников по всему Орегону и организовал сезонную работу от 150 до 200 китайцев на консервном заводе по производству лосося.
Мастер на все руки
Еще одним известным бизнесменом и влиятельным членом ранней китайской общины Портленда был Мой Бак Хин (梅伯显, Мэй Боксиан), также известный как Чарли Твин Во. Он ступил на американскую землю со скудными ресурсами в возрасте 20 лет, став частью первой группы китайских иммигрантов 1868 года. Он также имел скромное происхождения и также преуспел в бизнесе.
Сначала Мой был чернорабочим, затем его нанял судья, который предложил ему заняться торговлей, чтобы добиться успеха в Америке. С годами они стали хорошими друзьями, и судья часто предлагал разумные деловые предложения. Мой основал компанию по импорту чая, риса, одежды и петард, а также экспортировал в Китай много древесины и муки. Впоследствии Мой открыл филиал, предоставляющий рабочую силу для Тихоокеанской железной дороги и Южно-Тихоокеанской железной дороги, а также для Орегонской железнодорожной и навигационной компании. Он также предоставил рабочих для консервных заводов по производству лосося на реке Колумбия.
Благодаря этому бизнесу Мой стал одним из самых богатых китайцев на северо-западе Америки, а местная газета назвала его «китайским миллионером из Портленда». В 1906 году он был официально назначен китайским правительством консулом в штатах Орегон, Айдахо, Вашингтон и Монтана. Учитывая большую китайскую общину Портленда и торговые связи с Китаем, штаб-квартира консула находилась в Портленде.
Сеид и Мой оба стали натурализованными американцами до того, как вступил в силу Закон об исключении китайцев, который предоставил их предприятиям правовой статус и права местных предприятий, что, в свою очередь, означало, что будущее их потомков было более обеспеченным.
Культурный обмен
Когда Азия и Запад начали встречаться, последовал глубокий культурный обмен, что проявилось в моде, еде и религии. Под влиянием западных миссионеров некоторые китайцы начали ходить в церковь, слушать выступления священников и пасторов и молиться о Божьем благословении. Хотя время от времени возникали религиозные трения, все большее число китайцев принимали христианство и начали отмечать христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, наряду с религиозными действиями, такими как пение гимнов и распространение слова Божьего.
В основном в буддийском и даосском Китае китайцы очень медленно принимали христианство. Напротив, те, кто иммигрировал в США, оказались погруженными в христианское общество. Как бы они ни старались держаться за свою культуру, им было трудно избежать влияния американского общества. Например, Рождество — это время, когда американские семьи собираются вместе, а также сезон покупок и подарков. Итак, несмотря на то, что у китайцев есть свои обычаи, такие как Праздник Весны (или Китайский Новый год), иммигранты интегрировались с местными жителями и присоединились к своим американским соседям и друзьям в праздновании Рождества.
(Все фотографии любезно предоставлены Сюй Чжун-мао, цифровая раскраска Сюй Данью.)