Джек Ма вернулся, но китайским предпринимателям все равно придется нелегко

Джек Ма вернулся, но китайским предпринимателям все равно придется нелегко

Основатель Alibaba Джек Ма посещает школу Юнгу Ханчжоу в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай. На этом рекламном снимке, выпущенном 27 марта 2023 года. (Школа Юнгу Ханчжоу/Раздаточный материал через Reuters)

Возвращение Джека Ма в Китай привлекло много внимания, как будто оно имело большое значение. На самом деле, он просто въезжает и выезжает как гражданин Китая, и это не имеет значения.

После отказа от контроля над Ant Group и разделения Alibaba значок Джека Ма исчез. Нынешний Джек Ма — гражданское лицо, миллиардер на пути «модернизации по-китайски», уже не связанной с экономическим развитием. Судьба Джека Ма заключается в том, что Китай не может изменить двойную идентичность предпринимателей.

Буржуазия = предприниматели

Кто такой предприниматель? В январе 2018 года China Social Sciences Press опубликовала китайское издание книги «Буржуазное достоинство: почему экономика не может объяснить современный мир». Китайское издание переводит «буржуа» как «предприниматели», что раскрывает двойную идентичность предпринимателей в Китае. В условиях рыночной экономики буржуазия относится к предпринимателям в целом, включая всех тех, кто нанимает других, владеет активами, специализируется на определенных навыках или имеет образование.

Однако при китайском социализме, согласно марксизму, работодатели — это капиталисты и эксплуататоры.

фабрика
На этом снимке, сделанном 29 марта 2023 года, показаны рабочие, производящие упакованную рисовую лапшу из улиток на фабрике в Лючжоу, южный регион Китая Гуанси. (АФП)

Автор книги указывает, что, возможно, настоящая причина человеческого процветания заключается в том, что предприниматели обрели достоинство и экономическую свободу в результате изменения взглядов на рынки и инновации, которое привело к промышленной революции и современному миру. что последовало.

Достоинство здесь относится к достоинству, которое приходит с экономической свободой и сопровождает ее. Экономическая свобода без достоинства скрепляет социальные классы и делает индивидуальную жизнь безнадежной. Такой сдвиг во взглядах привел к социальным инновациям, которые позволили нам жить в достатке.

Это означает, что в условиях рыночной экономики лица, занимающиеся экономической деятельностью, такой как «наем других и владение активами», являются предпринимателями.

Предприниматели = капиталисты

Однако при китайском социализме, согласно марксизму, работодатели — это капиталисты и эксплуататоры. «Капитал стекает с головы до ног, из каждой поры, кровью и грязью». Капиталисты — олицетворение капитала, и их душа — это душа капитала, поэтому социалистическое общество Китая после октября 1949 г. лишило капиталистов доходов от эксплуатации.

Двойная идентичность предпринимателей и капиталистов означает, что радости и горести и блестящие достижения работодателей будут меняться в соответствии с политическими потребностями Китая.

рабочие
На этой фотографии, сделанной 1 марта 2023 года, показаны рабочие, стоящие возле вывесок, рекламирующих их навыки, ожидающие на улице приема на работу в Шэньяне, провинция Ляонин на северо-востоке Китая. (АФП)

Маркс показал, что «экспроприаторы экспроприированы», потому что первоначальные средства капиталистов были давно растрачены, а вознаграждение за участие в производственных организациях было недостаточным для поддержания их расточительной жизни; только непрерывное производство прибавочной стоимости могло поддерживать безграничную расточительность капиталистов.

Двойная идентичность предпринимателей и капиталистов означает, что радости и горести и блестящие достижения работодателей будут меняться в соответствии с политическими потребностями Китая. В октябре 1949 г. в Китае было создано общество, основанное на Новой Демократии, с соответствующей экономической системой, где буржуазия существовала как класс и занимала определенное положение в государственной системе. Лю Шаоци призвал буржуазию построить новый Китай, выступив с речью, которую позже назвали аргументом «эксплуатация — это хорошо» (剥削有功论).

Сложность повествования Лю заключается в том, что он не мыслил как предприниматель и не мог использовать язык экономики для рационализации предприятий, преследующих цель получения прибыли. Он мог использовать слова «эксплуататор» и «эксплуатация» только для поощрения работодателей к развитию экономики. Таким образом, Лю пришел к выводу, что эксплуатация не только не является грехом, но и имеет свои достоинства; капиталистическая эксплуатация теперь является чем-то большим, и чем шире размах эксплуатации и чем больше эксплуатируется рабочих, тем лучше.

Лю Шаоци Мао Цзэдун
Лю Шаоци выступает с докладом о земельной реформе на третьем пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 7-го созыва, 1950 год. Рядом с ним Мао Цзэдун. (Викимедиа)

Мао Цзэдун не сталкивался с такими трудностями, как Лю. Он завершил миссию «экспроприации экспроприаторов» посредством «трех великих преобразований» социализма, когда капиталисты стали самостоятельными рабочими. То есть те, кто были нанимателями до Трех Великих преобразований, были паразитическими халявщиками, которые не работали, а пользовались чужим трудом.

Во время Культурной революции дома этих бывших работодателей обыскали, а имущество конфисковали, что сделало их полностью пролетариями. В политическом плане эти люди принадлежали к «девяти черным категориям» (黑九类, что означает помещиков, богатых фермеров, антиреволюционеров, лиц с плохим влиянием, правых, предателей, шпионов, капиталистических бродяг и интеллектуалов), угнетенных и никогда не восставших снова. . Так работодатели вкусили железный кулак пролетарской диктатуры перед лицом социалистической революции.

Он [Jack Ma] сказал в интервью в 2013 году: «Я уже знаю, чем закончу; это редко заканчивается хорошо для китайских предпринимателей».

Проклятие двойной идентичности предпринимателей

Реформа и открытость Дэн Сяопина перевернули страницу для печальных китайцев, которые «нанимали других». Для развития рыночной экономики китайцы, наконец, поняли, что им нужно называть работодателей «предпринимателями». Таким образом, в ту эпоху появились такие предприниматели, как Нянь Гуанцзю, Бу Синьшэн, Лу Гуанцю и Цзун Цинхоу. Ма стал иконой среди предпринимателей — Alibaba и Alipay изменили образ жизни китайцев и то, как функционировала экономика.

Но, несмотря на достижения этих светил, о них всегда будут думать как о предпринимателях и капиталистах, и они никогда не избавятся от дурной репутации капиталистов. Возможно, это судьба китайских предпринимателей, как прекрасно понимает Ма. В интервью 2013 года он сказал: «Я уже знаю, чем закончу; это редко заканчивается хорошо для китайских предпринимателей».

Вместо того, чтобы подтвердить вклад китайских предпринимателей, таких как Ма, Лю Чуаньчжи и Чу Шицзянь, бесчисленные пользователи сети похвалили Сыма Нан ​​и других «больших противников» (大V, проверенные личности Weibo с большим количеством подписчиков) за нападки на Лю. Зарабатывая деньги на трафике веб-сайтов, крупные V, такие как Сима, действительно иллюстрируют, что означает замечание «быть антиамериканцем — это работа, жить в Америке — это жизнь». Но наблюдатели должны учитывать социальную среду, в которой такие личности раздувают пламя национализма — почему можно завоевать общественное мнение, нападая на предпринимателей в Китае?

Основатель Lenovo Лю Чуанжи.  (СПХ Медиа)
Основатель Lenovo Лю Чуанжи. (СПХ Медиа)

Важная причина заключается в том, что реформы и открытость увеличили разрыв между богатыми и бедными, и у людей развилась ненависть к богатым. Люди все больше убеждаются в том, что капиталисты эксплуатируют простых людей, когда видят, что они намного беднее своих родственников, своих бывших друзей и сверстников, а также состоятельных людей, часто изображаемых в СМИ. Их относительная бедность убеждает их в том, что кто-то должен их эксплуатировать. Глядя на богатых, ведущих экстравагантную жизнь, они, естественно, вспоминают о классовой борьбе.

…тоска старшего поколения по старым временам эгалитаризма влияет на взгляды поколения после 90-х и после 00-х…

Молодые и старые возвращаются к старым временам

Когда кто-то видит китайское общество с нестандартным мышлением, он неизбежно возвращается к старым временам эгалитаризма. В то время все якобы были довольны ежемесячной стипендией в 36 юаней (отсюда и поговорка «36元万岁», или да здравствует 36 юаней). Отметив, что у всех одинаковый уровень жизни, эти люди начинают прославлять скудную жизнь, которой люди жили в старые времена эгалитаризма.

Несмотря на то, что китайские СМИ рассматривают негативные последствия «большого скачка» и называют культурную революцию «историческим нигилизмом», тоска старшего поколения по старым временам эгалитаризма влияет на взгляды поколения после 90-х и после нулевых — неудовлетворенность молодого поколения разрывом между богатыми и бедными и их незнание истории превратили их, наряду со старшим поколением, в группу людей, описанных в романе Гюстава Лебона. Толпа: исследование общественного мнения.

Эти люди поклоняются Мао Цзэдуну, ненавидят американский империализм, имеют утопические устремления и несут знамя патриотизма. Они являются социальной основой атак на частных предпринимателей, таких как Сыма и У Сяопин. Риторика Сыма о критике «первородного греха» частных предпринимателей, таких как Лю Чуаньчжи, находит отклик у этой группы, как и утопическое отстаивание государственной собственности Ву в пользу частной экономики.

Хотя эта группа людей ненавидит богатых, они не выступают против бюрократии — меньшинство из них даже призывает китайцев кланяться и становиться на колени перед чиновниками. Они никогда не согласятся с тем, что демократия, верховенство закона и рыночная экономика хороши для простых людей — на самом деле они выступают против рыночной экономики и стремятся вернуться к плановой экономике и старым временам общенародной собственности (全民所有制). .

… до тех пор, пока двойная идентичность китайских предпринимателей, являющихся также капиталистами, остается неразрешенной, сотни миллионов людей не будут уважать капиталистических предпринимателей.

Люди делают покупки в магазине с изображением покойного коммунистического лидера Мао Цзэдуна, висящего на стене в переулке Наньлуогусян в Пекине, Китай, 3 марта 2023 года. (Джейд Гао/AFP)
Люди делают покупки в магазине с изображением покойного коммунистического лидера Мао Цзэдуна, висящего на стене в переулке Наньлуогусян в Пекине, Китай, 3 марта 2023 года. (Джейд Гао/AFP)

Идеологическими принципами этих людей являются марксизм и идея Мао Цзэдуна, и они смотрят на общество через призму классовой борьбы. Эта группа также является обоюдоострым мечом для правителей Китая: с одной стороны, они могут помочь сохранить статус правящей партии, но с другой стороны, они могут также помешать властям проводить определенную политику.

Таким образом, чтобы стимулировать экономическое развитие, новая команда руководства Китая должна будет заверить частных предпринимателей в их поддержке, что также будет означать, что поклонники Мао не будут критиковать предпринимателей в социальных сетях. Чтобы показать, что частные предприниматели пользуются поддержкой правительства, провинция Хайнань даже выпустила уведомление для своих должностных лиц, чтобы они не задерживали и не преследовали частных предпринимателей, насколько это возможно.

Хотя эти шаги могут показаться чрезвычайно благоприятными для предпринимателей, на самом деле они содержат большую неопределенность, потому что до тех пор, пока двойная идентичность китайских предпринимателей и капиталистов остается нерешенной, сотни миллионов людей не будут уважать капиталистических предпринимателей. Если не уважать предпринимателей, рыночная экономика не может развиваться — руководство экономикой с помощью правительственных директив применимо только к плановой экономике.

Читайте также