В 2016 году было достигнуто двустороннее соглашение между Таиландом и Китаем о проекте высокоскоростного поезда Бангкок-Нонгкхай (HST) для соединения Бангкока с Куньмином через Лаос. В соответствии с этим соглашением Таиланд согласился покрыть все расходы по проекту, а Китай должен был консультировать по вопросам. техники и железнодорожной системы. Проект разделен на две фазы: участок Бангкок-Накхонратчасима (первая фаза) и завершение Накхонратчасима-Нонгкхай (вторая фаза) (подробности см. в таблице 1 и на рисунке 1).
Несмотря на несколько сообщений о задержках строительства и препятствиях, правительство Таиланда придерживается позиции, согласно которой весь маршрут HST будет введен в эксплуатацию в 2028 году, как было объявлено 6 июля 2022 года. Это вызывает вопросы о том, было ли это заявление политической уловкой, а не достижимая цель. Лоббирование своевременного завершения проекта является внешним и внутренним: в основном китайское давление на бывшую и нынешнюю стратегию администрации Таиланда по получению поддержки избирателей на предстоящих выборах (ожидается к маю 2023 г.).
Несмотря на задержку строительства из-за пандемии, визит Ван И был явно направлен на то, чтобы подать тайцам сигнал ускорить запланированное сообщение между Бангкоком и Куньмином.
Заявление Таиланда было сделано на следующий день после встречи премьер-министра Таиланда Праюта Чан-Оча с тогдашним министром иностранных дел Китая Ван И. Официально Ван И посетил Таиланд, чтобы отметить первое десятилетие всеобъемлющего стратегического партнерства их стран. Обсуждаемые важные темы включали расширение потенциального экономического сотрудничества и будущую интеграцию проекта железной дороги с другими проектами.
Запланированный поезд Бангкок-Нонгкхай станет частью индокитайского коридора китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) как часть регионального логистического маршрута. Несмотря на задержку строительства из-за пандемии, визит Ван И был явно направлен на то, чтобы подать тайцам сигнал ускорить запланированное сообщение между Бангкоком и Куньмином.
После визита Вана был достигнут дальнейший прогресс, включая издание указа об экспроприации земли 26 августа 2022 года и предложение по проекту нового моста Нонгкхай-Вьентьян после встречи между Министерством транспорта Таиланда и Министерством общественных работ и транспорта Лаоса. 6 октября 2022 г.
Проект моста был предложен для обеспечения бесперебойной трансграничной логистики на границе Нонгкхай-Вьентьян. В этом регионе наблюдается очевидное увеличение объема торговли: импорт из Лаоса и других стран через таможенный контрольно-пропускной пункт Нонгкхай в Таиланд, по сообщениям, вырос на 144%, а экспорт через таможню (в Лаос и третьи страны) — на 10,9% в период с августа 2021 года по август. 2022.
Подходит и начинается
История проекта запутана. Правительству Праюта приписывают запуск плана HST после того, как несколько сменявших друг друга правительств не смогли набрать обороты после того, как он был впервые представлен в 2010 году бывшим премьер-министром Абхизитом Веджадживой, который предусматривал разделение 51-49 Таиланда для участия в совместном железнодорожном предприятии с Китай.
Предложение 2010 г. было отклонено после роспуска парламента в 2011 г. и возрождено после избрания Йинглака Чинавата на этот пост в августе 2011 г., а меморандум о взаимопонимании был подписан в 2012 г. Однако эта схема была отклонена, когда предложенный законопроект о кредите для мегаинфраструктурных проектов (в рамках к которому относилась железная дорога) был признан неконституционным в 2014 году.
Однако проект выполнен всего на 5%: по всей видимости, построено только 3,5 км из предложенных на первом этапе 253 км путей.
Тем не менее, Национальный совет Таиланда по вопросам мира и порядка (NCPO) обновил масштабы проекта и подписал меморандум о взаимопонимании между Таиландом и Китаем в 2014 году. процентные китайские условия кредита, проект в конечном итоге застопорился.
В 2016 году под руководством Праюта Таиланд пересмотрел условия инвестирования и стал единственным инвестором. Строительство, наконец, началось в 2017 году.
Однако проект выполнен всего на 5%: по всей видимости, построено только 3,5 км из предложенных на первом этапе 253 км путей. Эта задержка нанесла ущерб репутации правительства.
Хотя эта задержка была вызвана различными посторонними факторами, другие противоречивые факторы, такие как трудности с наймом китайских инженеров и архитекторов для работы над системой поездов, опасения по поводу неблагоприятного воздействия строительства на древней столице Аюттхая и потенциальное влияние проекта на некоторые сообщества в Накхонратчасима, возможно, находилась под контролем Таиланда.
… стратегическая роль партии в продвижении HST Бангкок-Нонгкхай может частично быть предвыборной уловкой, чтобы заручиться поддержкой местного населения.
Таблица 1. Этапы проекта высокоскоростной железной дороги Бангкок-Нонгкхай
Фаза проекта | Первая фаза | Второй этап |
Маршрут | Бангкок-Накхонратчасима | Накхонратчасима-Нонгкхай |
Длина железнодорожной колеи | 253 км | 356 км |
Бюджет строительства | 179,41 млрд бат (5,43 млрд долларов США) | 254,3 миллиарда бат (6,69 миллиарда долларов США) |
Источник бюджета | Таиланд (утвержденный проект) | Таиланд (планируем сделать предложение в 2023 г.) |
Предполагаемое завершение | 2026 | 2028 |
В игре HST партия Бхумджайтай, коалиционная партия правительства, а также министр транспорта и генеральный секретарь партии Саксаям Чидчоб сыграли решающую роль в продвижении проекта. Партия имеет значительную электоральную базу на северо-востоке, где строится HST; Стратегическая роль партии в продвижении HST Бангкок-Нонгкхай может частично быть предвыборной уловкой, чтобы заручиться поддержкой местного населения.
Кроме того, Саксаям и Анутин Чарнвиракул, глава партии Бхумджайтай, организовали поездку в Лаос 6 октября 2022 года, чтобы обсудить возможность строительства нового проекта тайско-лаосского моста.
Многочисленные проблемы, задержки и изменения проекта HST опровергают пустое заявление тайских политиков об их видении завершения HST Бангкок-Нонгкхай к 2028 году. По мнению этого автора, их заявление является скорее политическим гамбитом, чем фактическим рабочим планом. .