Чжао Цзыян и Инь Хайгуан: общее видение – общая судьба
В последние годы отмечаются годовщины многих исторических событий, но 100-летие со дня рождения двух этих людей было почти забыто.
Эти два человека после 1949 года оказались по разные стороны Тайваньского пролива. Их пути разошлись, но их мысли и цели были схожи. Глядя на их жизнь в контексте истории Китая, сетуешь на ничтожность отдельных людей; настолько, что их можно молча забыть.
Чжао Цзыян – идеалист
Чжао Цзыян родился в семье землевладельцев в уезде Хуа провинции Хэнань. В детстве при поддержки своих учителей он вступил в Коммунистический союз молодежи, в рамках которого он раздавал фермерам урожай с полей своей семьи. Во время войны Китая против Японии он с большим успехом руководил отделением Коммунистической партии, а также земельным и фермерским движением в своем родном городе, получив признание партийных лидеров, включая Дэн Сяопина. Первые послевоенные годы он продолжал добиваться результатов в земельной реформе, закрепив за собой положение в партии как эксперт по земельным и экономическим вопросам.
После окончания войны Чжао был отправлен на юг, в Гуандун, чтобы помогать секретарю комитета провинции Гуандун – Тао Чжу в работе по земельной реформе. Однако у него были стычки с местными лидерами провинции Гуандун, такими как Е Цзяньин, и только после того, как Мао Цзэдун дал указание о переводе Е Цзянина, Чжао взять командование на себя и начать земельную реформу.
Однако известно, что, проводя свою земельную реформу и движение за сотрудничество, Тао и Чжао почувствовали себя неловко и были обеспокоены неправомерными политическими убеждениями, сфабрикованными крайне левым движением, и начали склоняться к более мягкому подходу политиков, таких как как Лю Шаоци и Дэн Сяопин.
Чжао хорошо понимал общественные настроения и был очень близок к жителям Гуандуна. Он реализовал множество политик, которые повысили производительность. Во время Великого голода ему удалось стабилизировать экономику Гуандуна и не занять жесткой позиции против волны китайских эмигрантов в Гонконг. Во время Культурной революции Тао Чжу потерял свою власть, и Чжао на несколько лет отправили заниматься ручным сельскохозяйственным трудом, прежде чем его перевели в Сычуань, чтобы спасти разваливающуюся экономику.
Когда Культурная революция закончилась, Дэн Сяопин вернулся и повысил Чжао Цзыяна, а выдающаяся работа Чжао в Сычуани стала известна всей нации. В 1980-х годах, на пике реформ и открытости Китая, Дэн Сяопин, вероятно, зная, что он не сможет выправить страну в одиночку, продолжал крепко держать военную мощь, давая политическую волю генеральному секретарю Ху Яобану и опираясь на рыночный подход Чжао с точки зрения экономики.
В этот период Чжао Цзыян полностью отказался от концепции плановой экономики, заложив основу последующей экономической рыночности и приватизации Китая. За девять лет своего пребывания на посту премьер-министра Китая и генерального секретаря партии Чжао не только обратил вспять бедствия, вызванные Культурной революцией и крайне левыми, но и высвободил способность китайского народа развивать экономику и улучшать свою жизнь, а также провел административные реформы и активно налаживал связь Китая с внешним Миром.
В особенности интеллигенция оценила, как он хотел создать атмосферу открытости и свободы в словах и мыслях. Бывший политический секретарь Чжао Бао Тонг описывает, как судебный орган консультировался с Чжао по поводу решения важного дела. Чжао просто ответил: «Согласно закону». Он позволил судебной системе быть независимой, заявив, что партия не будет участвовать в судебном процессе. Он также наметил совершенно иной путь заявив, что партия не будет вмешиваться в художественное самовыражение.
Однако Ху Яобан и Чжао Цзыян оскорбили слишком многих своих коллег своей антикоррупционной позицией и политическими реформами. Ху был вынужден уйти в отставку с поста генерального секретаря партии, в то время как Чжао столкнулся с инцидентом на площади Тяньаньмэнь и не смог противостоять ответной реакции консерваторов. Он находился под домашним арестом до самой смерти.
18 октября 2019 года, в год, когда ему исполнилось бы 100 лет, Чжао Цзыян был наконец похоронен на кладбище Чанпин в Пекине. Глядя на то, как он и Ху Яобан исчезли из анналов Коммунистической партии, легко понять, почему его считают трагической фигурой.
Ху Яобан и Чжао Цзыян, возможно, попробовали что-то вроде свободного демократического мышления, но для них это могло быть похоже на падающую звезду, исчезнувшую прежде, чем они смогли ясно ее увидеть или понять. И прежде чем они это осознали, они оказались застрявшими без выхода в той самой системе, за построение которой они отдали свои жизни.
Инь Хайгуан – Головорез
Предки Инь Хайгуана были выходцами из уезда Хуанган провинции Хубэй. Он был трудным ребенком, но влюбился в философию в старшей школе и перевел большую часть книги “Дорога в рабство” философа Фридрих Хайек. Известный философ Цзинь Юэлинь увидел в нем потенциал и направил его в Национальный Юго-Западный ассоциированный университет для изучения философии.
После Второй мировой войны Инь присоединился к Гоминьдану и работал в его отделе коммуникаций, став редактором Central Daily News, одновременно преподавая философию в Нанкинском университете.
В 1949 году Инь последовал за Гоминьданом на Тайвань, где ему не понравилось то, что он увидел в политических событиях. Он часто писал редакционные статьи с критикой Гоминьдана, даже осуждая военных и правительственных служащих, которые последовали за Чан Кай-ши на Тайвань, как «политический мусор». В конце концов, под коллективным порицанием собственной партии он был вынужден покинуть Central Daily News. Он продолжал преподавать философию в Национальном тайваньском университете (НТУ) и одновременно писал для журнала Free China Journal (FCJ).
FCJ был политическим изданием, созданным Ху Ши, Фу Ссунянем, Лэй Чэнем и другими либеральными интеллектуалами, переехавшими на Тайвань из материкового Китая. Первоначально он задумывался как платформа против коммунистической мысли, но его не разрешали распространять в материковом Китае. После начала Корейской войны Чан Кай-ши вновь заручился поддержкой США и ужесточил свое авторитарное правление. FCJ постепенно сместила свое редакционное внимание на внутренние дела Тайваня, администрацию и политику Гоминьдана и стала оппозиционный изданием.
FCJ опубликовал множество эссе, в которых возражал против того, чтобы Чан Кайши находился у власти три срока, причем в нескольких из них выступала сильная оппозиция за более здоровую партийную политику. Лэй Чен и его группа решили объединить местные элиты Тайваня, чтобы сформировать оппозиционную партию. В выпуске FCJ от 1 сентября 1960 года была опубликована редакционная статья Инь Хайгуана под названием «Великая река течет на восток» (《大江东流挡不住》), в которой провозглашалась заря новой партии. Это стало крайней чертой и 4 сентября 1960 года военный суд вынес суровые приговоры Лэй Чену и его сообщникам за подстрекательство к мятежу и FCJ был закрыт.
Впоследствии власти начали клеветническую кампанию против Инь. Многие из его книг были запрещены, что сказалось на его доходах. К 1964 году была отменена даже ежемесячная государственная субсидия в размере 60 долларов США, что поставило Иня в затруднительное положение. Кроме того, опасаясь влияния Иня, власти оказали давление на НТУ, чтобы тот не брал его на работу. Многие его коллеги и студенты философского факультета также считались его «приятелями» и лишались своих должностей.
Даже когда Инь Хайгуан был безработным, его передвижения находились под наблюдением — он был практически прикован к своей квартире на переулке 18 по улице Вэньчжоу в Тайбэе. Гоминьдановское правительство отклонило приглашение Инь из Гарвардского университета; Фридриху Хайеку не удалось встретиться с Инь на Тайване. Разочарованный Инь в конце концов умер от рака желудка, не дожив до 50 лет. Его ученик, тайваньский писатель Ли Ао, сказал: «Каждый день, когда он говорил о Чан Кайши, он так злился, что у него были проблемы с желудком, и он не мог есть».
Инь Хайгуан всегда гордился тем, что он либерал. Этот поклонник Бертрана Рассела, Карла Поппера и Хайека верил в то, что лучше умереть за правое дело, чем остаться в живых в тишине. Он написал множество эссе по философии и свободомыслию и считается одним из тех, кто заложил основы либеральной мысли на Тайване. Подобно Ху Ши и его поколению, Инь был полон надежд на свободу и демократию в Китае, но закончил свои дни разочарованием среди авторитарной политики.
Ни Инь Хайгуан, ни Чжао Цзыян не использовали свои настоящие имена. Инь родился как Инь Фушэн, а Чжао родился Чжао Сюе. Возможно, они изменили свои имена в юности из-за какой-то надежды на свою жизнь?
После смерти Иня его последователи на Тайване продолжают поддерживать и защищать его убеждения. Что касается Чжао, то он все еще ждет, когда его сторонники выступят, чтобы доказать его добродетель и восстановить его честь.