Чжао Цзыян и Инь Хайгуан трагические фигуры китайской истории

Чжао Цзыян и Инь Хайгуан трагические фигуры китайской истории

Чжао Цзыян (слева) и Инь Хайгуан были провидцами, опередившими свое время.

Чжао Цзыян и Инь Хайгуан: общее видение – общая судьба

В последние годы отмечаются годовщины многих исторических событий, но 100-летие со дня рождения двух этих людей было почти забыто.

Эти два человека после 1949 года оказались по разные стороны Тайваньского пролива. Их пути разошлись, но их мысли и цели были схожи. Глядя на их жизнь в контексте истории Китая, сетуешь на ничтожность отдельных людей; настолько, что их можно молча забыть.

Чжао Цзыян – идеалист

Чжао Цзыян родился в семье землевладельцев в уезде Хуа провинции Хэнань. В детстве при поддержки своих учителей он вступил в Коммунистический союз молодежи, в рамках которого он раздавал фермерам урожай с полей своей семьи. Во время войны Китая против Японии он с большим успехом руководил отделением Коммунистической партии, а также земельным и фермерским движением в своем родном городе, получив признание партийных лидеров, включая Дэн Сяопина. Первые послевоенные годы он продолжал добиваться результатов в земельной реформе, закрепив за собой положение в партии как эксперт по земельным и экономическим вопросам.

Чжао Цзыян
Чжао Цзыян (справа) с Ли Куан Ю в Китае, 1985 год.

После окончания войны Чжао был отправлен на юг, в Гуандун, чтобы помогать секретарю комитета провинции Гуандун – Тао Чжу в работе по земельной реформе. Однако у него были стычки с местными лидерами провинции Гуандун, такими как Е Цзяньин, и только после того, как Мао Цзэдун дал указание о переводе Е Цзянина, Чжао взять командование на себя и начать земельную реформу.

Однако известно, что, проводя свою земельную реформу и движение за сотрудничество, Тао и Чжао почувствовали себя неловко и были обеспокоены неправомерными политическими убеждениями, сфабрикованными крайне левым движением, и начали склоняться к более мягкому подходу политиков, таких как как Лю Шаоци и Дэн Сяопин.

Чжао хорошо понимал общественные настроения и был очень близок к жителям Гуандуна. Он реализовал множество политик, которые повысили производительность. Во время Великого голода ему удалось стабилизировать экономику Гуандуна и не занять жесткой позиции против волны китайских эмигрантов в Гонконг. Во время Культурной революции Тао Чжу потерял свою власть, и Чжао на несколько лет отправили заниматься ручным сельскохозяйственным трудом, прежде чем его перевели в Сычуань, чтобы спасти разваливающуюся экономику.

Когда Культурная революция закончилась, Дэн Сяопин вернулся и повысил Чжао Цзыяна, а выдающаяся работа Чжао в Сычуани стала известна всей нации. В 1980-х годах, на пике реформ и открытости Китая, Дэн Сяопин, вероятно, зная, что он не сможет выправить страну в одиночку, продолжал крепко держать военную мощь, давая политическую волю генеральному секретарю Ху Яобану и опираясь на рыночный подход Чжао с точки зрения экономики.

В этот период Чжао Цзыян полностью отказался от концепции плановой экономики, заложив основу последующей экономической рыночности и приватизации Китая. За девять лет своего пребывания на посту премьер-министра Китая и генерального секретаря партии Чжао не только обратил вспять бедствия, вызванные Культурной революцией и крайне левыми, но и высвободил способность китайского народа развивать экономику и улучшать свою жизнь, а также провел административные реформы и активно налаживал связь Китая с внешним Миром.

В особенности интеллигенция оценила, как он хотел создать атмосферу открытости и свободы в словах и мыслях. Бывший политический секретарь Чжао Бао Тонг описывает, как судебный орган консультировался с Чжао по поводу решения важного дела. Чжао просто ответил: «Согласно закону». Он позволил судебной системе быть независимой, заявив, что партия не будет участвовать в судебном процессе. Он также наметил совершенно иной путь заявив, что партия не будет вмешиваться в художественное самовыражение.

Однако Ху Яобан и Чжао Цзыян оскорбили слишком многих своих коллег своей антикоррупционной позицией и политическими реформами. Ху был вынужден уйти в отставку с поста генерального секретаря партии, в то время как Чжао столкнулся с инцидентом на площади Тяньаньмэнь и не смог противостоять ответной реакции консерваторов. Он находился под домашним арестом до самой смерти.

18 октября 2019 года, в год, когда ему исполнилось бы 100 лет, Чжао Цзыян был наконец похоронен на кладбище Чанпин в Пекине. Глядя на то, как он и Ху Яобан исчезли из анналов Коммунистической партии, легко понять, почему его считают трагической фигурой.

Ху Яобан и Чжао Цзыян, возможно, попробовали что-то вроде свободного демократического мышления, но для них это могло быть похоже на падающую звезду, исчезнувшую прежде, чем они смогли ясно ее увидеть или понять. И прежде чем они это осознали, они оказались застрявшими без выхода в той самой системе, за построение которой они отдали свои жизни.

могила Чжао Цзыян
18 октября 2019 года дети Чжао Цзыяна провели сдержанную, долго откладывавшуюся церемонию похорон покойного китайского лидера, спустя 15 лет после его смерти.

Инь Хайгуан – Головорез

Предки Инь Хайгуана были выходцами из уезда Хуанган провинции Хубэй. Он был трудным ребенком, но влюбился в философию в старшей школе и перевел большую часть книги “Дорога в рабство” философа Фридрих Хайек. Известный философ Цзинь Юэлинь увидел в нем потенциал и направил его в Национальный Юго-Западный ассоциированный университет для изучения философии.

После Второй мировой войны Инь присоединился к Гоминьдану и работал в его отделе коммуникаций, став редактором Central Daily News, одновременно преподавая философию в Нанкинском университете.

В 1949 году Инь последовал за Гоминьданом на Тайвань, где ему не понравилось то, что он увидел в политических событиях. Он часто писал редакционные статьи с критикой Гоминьдана, даже осуждая военных и правительственных служащих, которые последовали за Чан Кай-ши на Тайвань, как «политический мусор». В конце концов, под коллективным порицанием собственной партии он был вынужден покинуть Central Daily News. Он продолжал преподавать философию в Национальном тайваньском университете (НТУ) и одновременно писал для журнала Free China Journal (FCJ).

Инь Хайгуан
Инь Хайгуан в своем кабинете.

FCJ был политическим изданием, созданным Ху Ши, Фу Ссунянем, Лэй Чэнем и другими либеральными интеллектуалами, переехавшими на Тайвань из материкового Китая. Первоначально он задумывался как платформа против коммунистической мысли, но его не разрешали распространять в материковом Китае. После начала Корейской войны Чан Кай-ши вновь заручился поддержкой США и ужесточил свое авторитарное правление. FCJ постепенно сместила свое редакционное внимание на внутренние дела Тайваня, администрацию и политику Гоминьдана и стала оппозиционный изданием.

FCJ опубликовал множество эссе, в которых возражал против того, чтобы Чан Кайши находился у власти три срока, причем в нескольких из них выступала сильная оппозиция за более здоровую партийную политику. Лэй Чен и его группа решили объединить местные элиты Тайваня, чтобы сформировать оппозиционную партию. В выпуске FCJ от 1 сентября 1960 года была опубликована редакционная статья Инь Хайгуана под названием «Великая река течет на восток» (《大江东流挡不住》), в которой провозглашалась заря новой партии. Это стало крайней чертой и 4 сентября 1960 года военный суд вынес суровые приговоры Лэй Чену и его сообщникам за подстрекательство к мятежу и FCJ был закрыт.

Впоследствии власти начали клеветническую кампанию против Инь. Многие из его книг были запрещены, что сказалось на его доходах. К 1964 году была отменена даже ежемесячная государственная субсидия в размере 60 долларов США, что поставило Иня в затруднительное положение. Кроме того, опасаясь влияния Иня, власти оказали давление на НТУ, чтобы тот не брал его на работу. Многие его коллеги и студенты философского факультета также считались его «приятелями» и лишались своих должностей.

Даже когда Инь Хайгуан был безработным, его передвижения находились под наблюдением — он был практически прикован к своей квартире на переулке 18 по улице Вэньчжоу в Тайбэе. Гоминьдановское правительство отклонило приглашение Инь из Гарвардского университета; Фридриху Хайеку не удалось встретиться с Инь на Тайване. Разочарованный Инь в конце концов умер от рака желудка, не дожив до 50 лет. Его ученик, тайваньский писатель Ли Ао, сказал: «Каждый день, когда он говорил о Чан Кайши, он так злился, что у него были проблемы с желудком, и он не мог есть».

Инь Хайгуан
Инь Хайгуан закончил свои дни разочарованием.

Инь Хайгуан всегда гордился тем, что он либерал. Этот поклонник Бертрана Рассела, Карла Поппера и Хайека верил в то, что лучше умереть за правое дело, чем остаться в живых в тишине. Он написал множество эссе по философии и свободомыслию и считается одним из тех, кто заложил основы либеральной мысли на Тайване. Подобно Ху Ши и его поколению, Инь был полон надежд на свободу и демократию в Китае, но закончил свои дни разочарованием среди авторитарной политики.

Ни Инь Хайгуан, ни Чжао Цзыян не использовали свои настоящие имена. Инь родился как Инь Фушэн, а Чжао родился Чжао Сюе. Возможно, они изменили свои имена в юности из-за какой-то надежды на свою жизнь?

После смерти Иня его последователи на Тайване продолжают поддерживать и защищать его убеждения. Что касается Чжао, то он все еще ждет, когда его сторонники выступят, чтобы доказать его добродетель и восстановить его честь.

Читайте также