Бум аккумуляторов для электромобилей в Китае потерпел крах

Бум аккумуляторов для электромобилей в Китае потерпел крах

Посетители рассматривают электромобиль BYD Dolphin на 44-м Бангкокском международном автосалоне в Бангкоке, Таиланд, 23 марта 2023 года. (Athit Perawongmetha/File Photo/Reuters)

(Журналисты Caixin Лу Юйтонг, Цюй Юньсюй и Бонни Цао)

Ян Мин, сотрудник CALB, третьего по величине производителя аккумуляторов в Китае, был сбит с толку и удивлен внезапным сокращением заработной платы, увольнениями и сокращением объемов производства.

«Я не знаю, что произошло в этом году», — сказал Ян, которому чуть за 20, в середине марта Caixin. «У всей отрасли мало заказов. Близлежащие заводы все увольняют людей, и любая производственная линия без заказов может сократить рабочие места».

По словам Янга, базирующаяся в Чанчжоу, провинция Цзянсу, CALB начала ограничивать рабочее время и сокращать выплаты в конце прошлого года. Компания заморозила набор сотрудников в феврале, а количество сотрудников упало до 1000 с пикового значения в 8000 человек. По его словам, Ян и его коллеги не ожидали спада в отрасли.

«В первой половине 2022 года из-за резкого роста продаж электромобилей (EV) вся отрасль производства аккумуляторных батарей находилась в состоянии дефицита», — сказал он.

Найм и расширение производства шли полным ходом. В ноябре 2022 года цена на карбонат лития достигла рекордных 600 000 юаней (8 722 доллара США) за тонну по сравнению с примерно 100 000 юаней за тонну всего двумя годами ранее.

Одной из причин замедления бизнеса стал избыток предложения после прошлогоднего безумия инвестиций в аккумуляторы на фоне рыночного бума…

(Графика: Caixin)
(Графика: Caixin)

Другие заводы в основных цепочках поставок электромобилей в Чанчжоу также сократили производство. На Чанчжоу, производственный центр аккумуляторов для электромобилей, приходится треть от общего объема годовых поставок аккумуляторов для электромобилей в Китае, и здесь расположены заводы ведущих производителей аккумуляторов, таких как CALB, BYD и SVOLT Energy Technology.

Одной из причин замедления бизнеса стал избыток предложения после прошлогоднего безумия инвестиций в аккумуляторы на фоне рыночного бума, сообщили Caixin несколько представителей отрасли. Замедление продаж автомобилей с конца прошлого года привело к увеличению разрыва между спросом на аккумуляторы и их предложением.

По данным Китайского стратегического альянса за инновации в области промышленных технологий для электромобилей (CAEV), отношение продаж к производству в китайской индустрии аккумуляторов для электромобилей выросло до 132,7% в первом квартале 2022 года, что указывает на дефицит. Но в четвертом квартале соотношение упало до 56,4%. По данным CAEV, за этот период производство аккумуляторов увеличилось на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем, но продажи снизились почти на 40% по сравнению с предыдущим месяцем.

По данным исследовательского института Rystad Energy, в 2022 году заводы по производству аккумуляторов и производители электромобилей в Китае столкнулись с разной степенью избытка аккумуляторов. У производителей аккумуляторов есть запасы аккумуляторов на 80 гигаватт-часов (ГВтч), а у автопроизводителей — 103 ГВтч. Совокупные запасы примерно вдвое превышают запасы в предыдущем году и составляют 62% от общего годового количества установленных аккумуляторов для электромобилей в размере 295 ГВтч.

Продажи электромобилей резко упали с тех пор, как в конце прошлого года истек срок государственной субсидии, а потребители по-прежнему не решаются тратить деньги.

«В этом году избыточная мощность аккумуляторов очевидна», — сказал Caixin инвестор производителя литиевых аккумуляторов, объясняя изменение динамики рынка более слабыми продажами электромобилей.

(Графика: Caixin)
(Графика: Caixin)

Автомобильный рынок Китая был потрясен жестокой ценовой войной с конца прошлого года на фоне замедления продаж. Продажи электромобилей резко упали с тех пор, как в конце прошлого года истек срок государственной субсидии, а потребители по-прежнему не решаются тратить деньги.

Ослабление спроса передалось вверх по цепочке поставок. Цена карбоната лития, ключевого сырья для аккумуляторов, упала вдвое за четыре месяца и с конца марта торгуется ниже 300 000 юаней за тонну, свидетельствуют данные поставщика информации о металлургической промышленности Shanghai Metals Market.

Цена на металл в Китае 4 апреля составила 219 000 юаней за тонну, что на 56,4% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные поставщика информации о металлургической промышленности SMM Information and Technology Co. Ltd.

Чтобы предотвратить растущую конкуренцию и обеспечить заказы, Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. (CATL), крупнейший в мире производитель аккумуляторов, в феврале предложила автопроизводителям резко сниженные цены в обмен на закупку большей части их силовых элементов.

Действия CATL подчеркнули давление избыточных мощностей и вялый рынок. Это также сигнализирует о том, что снижение цен на литий может продолжиться, сообщил Caixin руководитель более мелкого конкурента.

Изменение динамики

«Вся отраслевая цепочка, от производителей сырья до производителей аккумуляторов и производителей электромобилей, ждет заказов», — говорится в отчете ZE Consulting.

По словам источника в отрасли, многие производители аккумуляторов сократили производство в надежде сократить запасы.

По словам аналитика, только BYD и CATL могли использовать более половины своих производственных мощностей в течение первых двух месяцев года. Руководитель ведущего производителя лития сказал, что оживления новых заказов можно не ожидать до второго квартала.

Вид на автомобили, припаркованные снаружи автосалона BYD в Шанхае, Китай, 3 февраля 2023 г. (Али Сонг/Reuters)
Вид на автомобили, припаркованные снаружи автосалона BYD в Шанхае, Китай, 3 февраля 2023 г. (Али Сонг/Reuters)

Вялый спрос и низкие темпы производства отражают безумие инвестиций производителей аккумуляторов за последние два года.

Многие другие китайские города, помимо Чанчжоу, за последние несколько лет обнародовали амбициозные планы по развитию бизнеса, связанного с литием и батареями, в надежде справиться с литиевым бумом, предлагая крупные субсидии и стимулы для привлечения инвестиций.

В 2022 году было объявлено о более чем 40 отечественных проектах по производству батарей с запланированной общей производственной мощностью более 1200 ГВтч и запланированными инвестициями в размере 430 миллиардов юаней, сообщило в феврале Министерство промышленности и информационных технологий.

По данным отраслевого исследовательского института GGII, в то время как инвестиционный ажиотаж в основном был вызван лидерами отрасли, более мелкие конкуренты в этом году догоняют их, стремясь добавить новые мощности.

Это привело к тому, что предложение превысило спрос. В ноябре 2022 года Лю Цзиньчэн, председатель EVE Energy, предсказал, что не позднее 2024 года вся индустрия литий-ионных аккумуляторов столкнется с избыточными мощностями. К 2023 году эффективная производственная мощность таких отраслей, как производство фосфата лития-железа и графита отрицательного электрода, составит менее 70%. В то время только продукты с высоким качеством и низкой стоимостью будут удерживать заказы, сказал Лю.

Во время отраслевого бума цена на литий росла из-за спроса, при этом прибыль на тонну лития достигала 250 000–350 000 юаней.

Война цен на аккумуляторы

Скидки, предложенные CATL в феврале, спровоцировали ценовую войну в аккумуляторной отрасли, вызвав беспокойство у горнодобывающих компаний.

Цена на карбонат лития аккумуляторного качества упала с пикового значения почти 600 000 юаней за тонну в ноябре 2022 года, а в последние месяцы она падала со скоростью 10 000 юаней за тонну в день. Теперь он упал ниже 300 000 юаней за тонну, сведя на нет рост цен 2022 года.

Рабочие на линии по производству литий-ионных аккумуляторов для электромобилей (EV) на заводе в Хучжоу, провинция Чжэцзян, Китай, 28 августа 2018 г. (Stringer/Reuters)
Рабочие на линии по производству литий-ионных аккумуляторов для электромобилей (EV) на заводе в Хучжоу, провинция Чжэцзян, Китай, 28 августа 2018 г. (Stringer/Reuters)

Во время отраслевого бума цена на литий росла из-за спроса, при этом прибыль на тонну лития достигала 250 000–350 000 юаней. Многие производители аккумуляторов и автомобилей сообщили Caixin, что их будущие ожидания относительно цен на литий составляют около 200 000 юаней за тонну.

Конкуренция среди производителей аккумуляторов жесткая. Согласно данным CAEV, в 2022 году доля CATL на внутреннем рынке упала на 3,9 процентных пункта до 48,2% по сравнению с годом ранее, в то время как доля рынка аккумуляторов BYD выросла на 7,25 процентных пункта до 23,45%. Разрыв в поставках аккумуляторов между двумя компаниями по состоянию на февраль сократился до менее чем 10 процентных пунктов. Кроме того, немного увеличилась доля небольших компаний по производству аккумуляторов на внутреннем рынке.

Владение ресурсами является решающим фактором для контроля над затратами в условиях жесткой конкуренции производителей аккумуляторов в этом году, сказал руководитель компании по производству аккумуляторов.

Крупные китайские производители аккумуляторов активно ищут месторождения лития в стране и за рубежом. В январе консорциум во главе с CATL получил одобрение правительства Боливии на инвестирование более 1 миллиарда долларов США в разработку местных неосвоенных месторождений лития с амбициозной целью производства литиевых батарей в стране к 2025 году.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе, все компании, производящие литиевые батареи, максимально расширяют каналы финансирования. В 2022 году китайские литиевые электростанции стали самыми активными компаниями по выпуску глобальных депозитарных расписок (ГДР) на швейцарской бирже в Цюрихе. Производитель аккумуляторов Gotion High-Tech Co. привлек 685 млн долларов США от продажи ГДР, а Sunwoda Electric Co. — 440 млн долларов США.

(Графика: Caixin)
(Графика: Caixin)

Сообщается, что CATL планирует привлечь не менее 5 миллиардов долларов США, разместив ГДР в Швейцарии уже в мае, что на сегодняшний день станет крупнейшим предложением Китая. Но из-за большого объема планируемой эмиссии все еще существуют неопределенности регулирования, сказал один из рыночных инвесторов.

Поиск новых рынков

По мере того, как конкуренция внутри страны усиливается, китайские производители аккумуляторов все больше заинтересованы в набегах за границу. CATL, SVOLT Technology, EVE Energy и Envision AESC объявили о зарубежных проектах в 2022 году, что делает этот год самым активным для китайских компаний, производящих батареи, которые выходят за границу.

Большинство аккумуляторных проектов находится в Германии, Венгрии и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Расположение аккумуляторных батарей обычно выбирают либо близко к конечному рынку, либо близко к сырью. Европа и США имеют большие рынки электромобилей по объему продаж, уступая только Китаю. Однако из-за ограничений, введенных США, большинство китайских компаний по-прежнему занимают выжидательную позицию относительно размещения там заводов. В настоящее время только Envision AESC и Gotion строили литиевые проекты в США.

В феврале CATL и Ford Motor Co. объявили о строительстве завода по производству аккумуляторов в Мичигане с новой структурой собственности, согласно которой Ford будет владеть 100% завода, включая здание и инфраструктуру. CATL должна «передать Ford лицензию на свою интеллектуальную собственность в отношении аккумуляторных технологий». Некоторые аналитики были обеспокоены моделью «технологии в обмен на заказы».

Европа, вероятно, будет более легким вариантом для китайских производителей аккумуляторов. CATL, SVOLT Technology, EVE Energy и Gotion обнародовали планы по строительству пяти заводов в Германии общей запланированной мощностью 74 ГВтч. В Венгрии CATL заявила, что планирует инвестировать около 7,3 млрд евро (7,9 млрд долларов США) в строительство производственной линии мощностью 100 ГВтч.

Экскаваторы и грузовики на строительной площадке завода по производству аккумуляторов китайским аккумуляторным гигантом CATL в промышленной зоне недалеко от Дебрецена, Венгрия, 4 февраля 2023 года. (Аттила Кисбенедек/AFP)
Экскаваторы и грузовики на строительной площадке завода по производству аккумуляторов китайским аккумуляторным гигантом CATL в промышленной зоне недалеко от Дебрецена, Венгрия, 4 февраля 2023 года. (Аттила Кисбенедек/AFP)

Европа будет самым важным регионом для китайских компаний по производству аккумуляторов, выходящих на мировой рынок, поскольку многие крупные европейские автопроизводители ищут поставщиков, сказал Caixin Тенг Юн, глобальный партнер консалтинговой фирмы AT Kearney.

По сравнению со строительством заводов за границей риск входа в бизнес по хранению энергии относительно невелик, с более четкими перспективами отраслевой политики.

По мере усиления геополитической напряженности китайские аккумуляторные компании замедляют темпы выхода за границу. О некоторых проектах только что было объявлено, но строительство еще не началось, сказал человек, отвечающий за зарубежный бизнес китайской аккумуляторной компании.

По сравнению со строительством заводов за границей риск входа в бизнес по хранению энергии относительно невелик, с более четкими перспективами отраслевой политики. Десять ведущих китайских поставщиков аккумуляторных батарей разработали планы по подключению к бизнесу по хранению энергии.

«Некоторые проекты по хранению энергии в целом имеют эффект масштаба, но конкретную прибыль в настоящее время трудно рассчитать», — сказал аналитик, который внимательно следит за инвестициями в хранилища энергии. «Поставщики оборудования для хранения энергии очень активны, но в реальных операционных компаниях такого энтузиазма не наблюдается».

Эта статья была впервые опубликована Caixin Global под названием «Подробно: бум аккумуляторов для электромобилей в Китае лопнул». Caixin Global — один из самых авторитетных источников макроэкономических, финансовых и деловых новостей и информации о Китае.

Читайте также