(Журналисты Caixin Чжан Юкунь и Ченг Сивэй)
Местные органы власти Китая изо всех сил пытались сбалансировать доходы и расходы в прошлом году, поскольку массовые налоговые льготы, расходы на «нулевой коронавирус» и обвал рынка недвижимости опустошили их казну. Один поддерживаемый государством аналитический центр предупреждает, что в 2023 году бюджетная нагрузка может продолжиться.
Китайская академия финансовых наук (CAFS) 27 февраля опубликовала отчет, основанный на опросах 521 финансового департамента городского и уездного уровня, в котором подробно описывается, как местные органы власти в значительной степени полагаются на трансфертные платежи — средства, распределяемые вышестоящими органами власти нижестоящим. уровня — и накопили огромные долги, чтобы финансировать свои повседневные операции и поддерживать местную экономику.
Согласно отчету, в 2022 году уровень фискальной самодостаточности местных органов власти, который относится к соотношению доходов и расходов в общем государственном бюджете, снизился на 4,3 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом до 48,4%. Отчасти это произошло из-за резкого увеличения налоговых льгот для поддержки предприятий, пострадавших от пандемии — налоговые поступления Китая сократились на 3,5% в прошлом году.
Снижение налогов и сборов важно для стабилизации экономики, но если такая политика будет продолжаться слишком долго, правительства в конечном итоге столкнутся с непреодолимыми финансовыми проблемами. — Китайская академия финансовых наук (CAFS)
Доход снизился
Согласно данным Министерства финансов, в прошлом году доходы местного общего государственного бюджета, исключая трансфертные платежи из центрального правительства, упали на 2,1% до 10,9 трлн юаней (1,6 трлн долларов США).
Снижение налогов и сборов важно для стабилизации экономики, но когда такая политика будет продолжаться слишком долго, правительства в конечном итоге столкнутся с непреодолимыми финансовыми проблемами, говорится в отчете CAFS.
Ожидается, что финансовое положение Китая улучшится в 2023 году благодаря ожидаемому восстановлению экономики и сокращению налоговых возмещений, говорится в сообщении аналитического центра. Поскольку в прошлом году местные органы власти уже выделили предприятиям триллионы юаней в виде возмещаемого налога на добавленную стоимость (НДС), влияние политики возмещения НДС на местные налоговые поступления в 2023 году должно быть меньше.
Чтобы справиться с финансовыми трудностями в прошлом году, местные органы власти прибегли к неналоговым доходам для пополнения своей казны, но некоторые из источников доходов, такие как продажа государственных активов, могут обеспечить только временное и разовое облегчение. По данным министерства финансов, в прошлом году неналоговые поступления в общенациональный государственный бюджет выросли на 24,4%.
По данным министерства, в прошлом году доходы от продажи земли — ключевой источник доходов местных органов власти — упали на 23,3%.
… по-прежнему сохраняется неопределенность, связанная с восстановлением доверия рынка, поэтому в этом году фискальные ресурсы на разных уровнях власти все еще могут оказаться под давлением. — КАФС
Опросы CAFS показали, что некоторые земельные участки были проданы не застройщикам, а организациям финансирования местных органов власти (LGFV), государственным организациям, которые использовались для финансирования инфраструктуры и других общественных проектов. В отчете говорится, что в прошлом году более половины жилой земли по стоимости было продано LGFV, при этом отмечается, что большая часть земли осталась неосвоенной.
Примечательно, что в некоторых богатых ресурсами регионах в центральном и западном Китае в прошлом году наблюдался рост доходов на волне роста оптовых цен на сырьевые товары из-за геополитической напряженности, но CAFS заявила, что рост и его вклад в местные финансы всей страны были одновременно ограниченное.
Министр финансов Лю Кун заявил на пресс-конференции в среду, что в этом году ожидается восстановление местных финансов. Он повторил, что фискальная политика на 2023 год будет более активной, а трансфертные платежи местным органам власти будут расширены.
Тем не менее, сохраняется неопределенность, связанная с восстановлением доверия рынка, поэтому фискальные ресурсы на разных уровнях правительства могут по-прежнему испытывать давление в этом году, отмечает CAFS.
Расходы подскочили
По данным министерства финансов, в прошлом году расходы местного бюджета, включая трансфертные платежи из центрального правительства, выросли на 6,4% до 22,5 трлн юаней.
Рост расходов был частично связан с резким увеличением расходов на общественное здравоохранение, а также других расходов на помощь людям, пострадавшим от вспышек Covid-19.
Бюджетные расходы на здравоохранение выросли на 17,8% по всей стране, в то время как расходы на социальное обеспечение и занятость увеличились на 8,1%, так как населенные пункты боролись с волнами вспышек Covid-19 с применением строгих мер сдерживания. Расходы на здравоохранение резко выросли в регионах провинциального уровня из-за крупномасштабных вспышек Covid-19 в 2022 году, включая Шанхай, где эта категория расходов увеличилась более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Местные бюджетные трудности еще больше усугубляются растущими долгами.
В отчете CAFS говорится, что помимо здравоохранения, некоторые регионы провинциального уровня, такие как Чжэцзян и Аньхой, также увеличили расходы на развитие науки и технологий в ответ на ограничения зарубежных стран на доступ Китая к определенным технологиям и продуктам.
Долги накапливаются
Местные бюджетные трудности еще больше усугубляются растущими долгами. В отчете говорится, что в прошлом году местные органы власти выплатили проценты по облигациям на сумму 1,1 трлн юаней, что на 20,8% больше, чем в 2021 году. Доля процентных платежей по облигациям местных органов власти в совокупных местных фискальных ресурсах в прошлом году достигла 4% по сравнению с 2,6% в 2019 году.
В отчете говорится, что лавинообразно растущие долги оказывают значительное влияние на местные финансы. Город на западе Китая использовал более четверти своего дохода в государственном бюджете для выплаты процентов по своим облигациям за первые 10 месяцев прошлого года.
По данным CAFS, около 86% облигаций местных органов власти со сроком погашения в прошлом году были рефинансированы, что означает, что эмитенты заимствовали дополнительные средства для погашения основной суммы. Это похоже на средний уровень 87% с 2019 по 2021 год.
Эта статья была впервые опубликована Caixin Global под заголовком «Финансовый стресс местных органов власти Китая может продлиться до 2023 года, предупреждает аналитический центр». Caixin Global — один из самых авторитетных источников макроэкономических, финансовых и деловых новостей и информации о Китае.