Группа лучших молодых специалистов в области науки и техники из Пекинского центра управления аэрокосмическими полетами сыграла ключевую роль в поддержке крупных космических программ Китая в последние годы, таких как космическая станция Тяньгун, лунные зонды Чанъэ и миссии по исследованию Марса Тяньвэнь. . Они были участниками ряда достижений Китая в космосе, включая первый в истории визит на обратную сторону Луны и визуальный захват астероида крупным планом.
The Global Times поговорила с молодой командой, чтобы узнать истории, лежащие в основе этих великих достижений.
Члены группы, в среднем моложе 35 лет, занимают ключевые командные, конструкторские и оперативные должности в задачах управления полетами и управления космическими кораблями в пилотируемых космических проектах Китая, а также в лунных и планетарных миссиях по исследованию.
За последнее десятилетие молодая команда участвовала в 17 крупных пилотируемых космических полетах, четырех лунных зондах и первом в стране исследовании Марса.
Более 80 процентов команды являются выпускниками университетов Double First Class в Китае, и большинство из них имеют степень магистра и доктора наук.
Их объединяет то, что они всегда стремятся к инновациям, и ими движет твердое желание исследовать огромную вселенную. Они также определены и вдохновлены целями постоянного наращивания возможностей Китая в ведении космической деятельности и расширении границ.
Юй Тяньи, заместитель директора отдела планирования научных исследований Пекинского центра управления аэрокосмическими полетами, входит в состав молодой команды.
Ю и его команда добились нескольких ключевых технологических прорывов в дистанционном управлении луноходами страны. Ю был «водителем» местного лунохода «Юйту-2», и ему удалось направить луноход на поверхность обратной стороны Луны.
Команда Ю также разработала систему планирования и управления для удаленной работы марсохода «Юйту-2», продлив срок службы марсохода и заставив его постоянно обновлять мировой рекорд по самому продолжительному времени выживания на лунной поверхности.
Китайское национальное космическое управление сообщило, что по состоянию на 21 января Yutu-2 работает уже более 4 лет и преодолел почти 1500 метров по поверхности Луны. Китай предоставил миру более 940 гигабайт данных, собранных марсоходом.
Юй сказал Global Times, что лунная миссия «Чанъэ-4» и строительство Китайской космической станции были самыми сложными моментами в его карьере. «Поскольку наш лунный зонд «Чанъэ-4» и луноход «Юйту-2» отправляются в новые места, мы сталкиваемся с большой неопределенностью, например, с окружающей средой на месте посадки», — сказал Юй.
Ю сравнил Китайскую космическую станцию с «гигантским трансформатором» в космосе, заявив, что такой сложный космический корабль требует совершенства на каждом этапе, что затрудняет работу его команды.
Бао Шуо, еще один член команды, родившийся в 1990-х годах, является первым главным диспетчером центра управления полетами.
После того, как зонд «Чанъэ-5» приземлился на лунную поверхность в декабре 2020 года, Бао отвечал за организацию всех подразделений для работы по сбору ключевых образцов.
Бао установил самый быстрый рекорд копания земли на поверхности Луны всего за 37 минут, а также рекорд по сбору образцов и работам по герметизации, которые были завершены на семь часов раньше запланированного срока. «Как женщина, я также люблю красоту и моду, но мне нравится красота погони за космической мечтой не меньше, чем мужчинам», — сказал Бао.
Команда работала в духе солидарности, добившись нескольких международных достижений, включая первую в мире ретрансляцию и обнаружение лунной лагранжевой точки L2, а также миссию на Марс, которая включала орбиту, посадку и передвижение. Они заполнили более 50 пробелов космической техники для Китая и всего мира.
Они также продемонстрировали миру трудолюбие китайской молодежи во время космических миссий.
Все усилия для обеспечения побед
Ю сказал Global Times, что трудно выбрать самый сложный момент, поскольку команда чувствовала, что находится на тонком льду во время каждого орбитального запуска и каждого возвращения пилотируемого космического корабля.
«Возможно, публика наблюдает нормальный процесс прохождения миссий этап за этапом. На самом деле, за каждой операцией мы стоим с многочисленными запасными планами на случай чрезвычайной ситуации», — пояснил Ю.
Около 4 часов утра 18 октября 2016 года центр управления полетами выполнял миссии пилотируемого космического полета Шэньчжоу-11 в космическую лабораторию Тяньгун-2. Внезапно компьютер центра обнаружил красное предупреждение о возможном столкновении с космическим мусором, когда пилотируемый космический корабль находился на 14-м круге после выхода на орбиту и менее чем за 24 часа до встречи и стыковки с «Тяньгун-2».
Два тайконавта на Шэньчжоу-11, Цзин Хайпэн и Чен Дун, были близки к тому, чтобы врезаться в космический мусор, если бы не вмешалась группа управления полетом.
К 4:30 команда разработала четыре набора стратегий, позволяющих избежать столкновения. После анализа, проведенного экспертной группой, они решили запустить процесс дистанционного управления с опережением первоначального графика.
В соответствии со стратегиями уклонения команда управления орбитой переработала три плана изменения орбиты за 20 минут.
К 8:59 была отправлена группа управления направлением и данными. Через 30 минут космическому кораблю «Шэньчжоу-11» удалось плавно изменить орбиту. Затем красный уровень опасности был успешно снят, а позже космический корабль совершил успешную встречу и стыковку с Tiangong-2.
В последние годы пекинский центр организовал ряд успешных космических спасательных операций, в том числе спасение марсохода Юйту-2, а также управление Китайской космической станцией во избежание столкновения с космическим мусором.
Движение к глубокому космосу
Долгожданное пятое издание Белой книги China Space, озаглавленное «Космическая программа Китая: перспективы на 2021 год», было опубликовано в Информационном бюро Государственного совета в Пекине. Январь 2022.
В нем сообщается, что в ближайшие пять лет Китай запустит лунный зонд «Чанъэ-6» для сбора и доставки образцов из полярных регионов Луны. «Чанъэ-7» совершит точную посадку в полярных районах Луны и завершит исследования и разработки ключевой технологии «Чанъэ-8».
Астероидные зонды также будут запущены для отбора проб околоземных астероидов и комет главного пояса, а также для завершения ключевых технологических исследований на Марсе. Исследование системы Юпитера и исследование границ Солнечной системы также входят в список задач, которые космическая промышленность Китая должна сделать в ближайшие пять лет.
Гао Юхуэй, старший инженер Пекинского аэрокосмического центра управления, который впервые применил технологию планирования на основе искусственного интеллекта для эффективного решения серьезных проблем, с которыми сталкиваются задачи управления полетом и планирование управления полетом в сложных лунных условиях, сказал, что в следующий раз он сделает планы страны по лунным зондам Фазы-4 и пилотируемым посадкам на Луну.
С быстрым развитием аэрокосмической промышленности Китая будущие исследования космоса неизбежно столкнутся с более сложными системами космических кораблей и требованиями миссии. По его словам, исследование более безопасных, надежных, интеллектуальных и эффективных стратегий и технических методов планирования является неотложной задачей для мировых космических держав.
Гао пообещал, что команда также будет стремиться совершить прорыв в области интеллектуального планирования и системной инженерии.