Закон об информационных технологиях | | Мы и Китай

Закон об информационных технологиях

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Инициатива на $1,5 млрд: Проект поправок в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

11 октября в ходе торгов на американской фондовой бирже NASDAQ произошел 16-процентный обвал акций ИТ-холдинга «Яндекс», а общие потери капитализации компании за день торгов оцениваются в 1,5 млрд долларов. Комментируя произошедшее, NASDAQ связал падение с новостями российских СМИ относительно внесения законопроекта об изменении в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Законопроект о значимых информационных ресурсах»).

 

Обратимся к предыстории данного события: в конце июля 2019 года депутат Антон Горелкин внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект о значимых информационных ресурсах, который предусматривает включение в текст закона нового объекта регулирования, а именно значимого информационного ресурса. Область поправок, которая могла вызвать столь бурную реакцию на рынке, относится к предложенному ограничению иностранного владения информационным ресурсом в размере 20 %. В этой статье мы предлагаем подробно взглянуть на суть предлагаемых поправок.

 

Что такое «значимый информационный ресурс»?

 

Текст предусматривает возможность определения в качестве значимых следующие четыре разновидности информационных ресурсов:

  • интернет-сайт;
  • страница сайта;
  • информационная система; и (или)
  • компьютерная программа.

 

Для того чтобы быть признанными в качестве значимого информационного ресурса, они должны: во-первых, позволять владельцу собирать данные о российских пользователях и, во-вторых, в порядке, предусмотренном законом, быть признаны в качестве значимых для развития в Российской Федерации информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных.

 

Каков порядок признания значимого информационного ресурса?

 

Порядок признания, например, интернет-сайта значимым информационным ресурсом может быть представлен следующим образом:

РОСКОМНАДЗОР
Выдвигает предложение о признании интернет-сайта важным информационным ресурсом
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ
Принимает решение о признании информационного ресурса в качестве значимого
  Уведомление владельца информационного ресурса о признании сайта значимым информационным ресурсом
Владелец информационного ресурса
Направляет мотивированное обращение обосновывая необходимость применения исключений при регулировании ресурса
 

Одобрение обращения

  Отклонение обращения
Информационный ресурс признается значимым, но с определенными изъятиями из общего режима регулирования, предусмотренного законом

 

Информационный ресурс признается значимым, а доля иностранного владения подлежит ограничению в размере 20 %

 

Каковы последствия признания информационного ресурса значимым?

 

Как уже было отмечено, проект поправок предусматривает ограничение на долю иностранного владения значимым информационным ресурсом (20 %), которое должно быть исполнено компанией в течение двух месяцев с момента получения соответствующего уведомления.

 

Однако куда более важная часть поправок относится к панитивным (карательным) мерам, которые обеспечивают исполнение предписываемого ограничения. Так, в случае нарушения и по истечении шести месяцев с момента признания ресурса значимым, законопроект предусматривает процедуру, по результатам которой он может быть запрещен для распространения на нем рекламы. Стоит отметить, что последняя, как правило, является основным ресурсом дохода владельца информационного ресурса (тот же «Яндекс»). Кроме того, проект предусматривает определенные последствия для эффективного функционирования компании, так как предусматривает ограничение права голоса иностранных владельцев в отношении доли участия, не превышающей 20 %. Остальные доли (акции), превышающие данный предел, исключаются из разряда голосующих и не могут учитываться при определении кворума общего собрания. Любые сделки, которые приводят к нарушению данного требования должны признаваться ничтожными.

 

При всем этом, как отмечается некоторыми экспертами, законопроект предусматривает ограничение доли в уставном капитале, а не голосующих прав держателей акций. В связи с этим в настоящей его редакции он, скорее, направлен на компании с обыкновенной структурой акционерного капитала, которая подразумевает равенство долей в уставном капитале голосующим правам участников. На практике же большинство крупных российских компаний в сфере информационных технологий применяют так называемую сложную структуру акционерного капитала, где в самом базовом ее варианте присутствуют два вида акций класса «A» (с правом управления) и класса «B» (без права управления). Таким образом, в теории, в случае если акции иностранного владельца составляют менее 20 % от общего числа акций (акции класса «А» + акции класса «В»), однако составляют, например, 48 % голосующих акций (акций класса «А»), подобная структура акционерного капитала компании должна будет признаваться соответствующей ограничениям проекта поправок.

 

Однако следует отметить, что проект все еще находится на стадии активного обсуждения, и 21 октября Правительство РФ направило в Госдуму официальный отзыв на законопроект, где помимо 20-процентного ограничения доли в уставном капитале предложено включить 50-процентное ограничение в отношении голосующих акций на уровне 50 % минус одна акция. Данная поправка направлена на разрешение вопроса о голосующих акциях, упомянутого выше. При этом в этот раз новость вызвала обратный эффект для акций «Яндекс» на NASDAQ и привела к повышению их стоимости.

 

Заключение

 

В случае принятия законопроекта новое регулирование затронет многие российские компании, среди которых, помимо уже упомянутого «Яндекса», компания по поиску работы HeadHunter, маркетплейс Ozon, технологический гигант Mail.Ru Group, а также уже упоминавшееся в предыдущих статьях совместное предприятие AliExpress Россия. Молчание законопроекта в отношении «национальности» значимого информационного ресурса позволяет также включить в список иностранные компании, среди которых всем знакомые Google и Facebook.

 

В целом поправки оцениваются экспертами в негативном ключе, так как создают дополнительные барьеры для прямых иностранных инвестиций в российский IT-сектор. D’Andrea & Partners продолжит держать вас в курсе состояния законопроекта и будет рада ответить на вопросы, связанные с регулированием инвестиций в России, которые Вы можете направить на следующий адрес электронной почты: russiadesk@dandreapartners.com.

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
46
0

Оставить комментарий

Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля